Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы поговорим о фотографических фонах, без которых совсем не обойтись в фотостудии.
- Типы фотографических фонов для портретной съемки
- Сплошные
- Бумажный
- Система крепления бумажного фона
- Из чего состоит система крепления бумажного фона
- Плюсы бумажных фонов
- Минусы бумажных фонов
- Крашеная поверхность
- Плюсы крашеной поверхности
- Минусы крашеной поверхности
- Акрил
- Плюсы акрилового фона
- Минусы акрилового фона
- Тканевый
- Виды тканевых фонов
- Бязевые
- Муслиновые
- Хлопчатобумажные
- Флизелиновые
- Фон с рисунком
- Плюсы фона с рисунком
- Минусы фона с рисунком
- Фон на каркасе
- Фон с текстурой
- Итоги
Про фоны я практически ничего не писал ранее, так что начнём с их классификации.
Типы фотографических фонов для портретной съемки
Сплошные
Сплошной фон представляет из себя плоскость из любого материала, имеющую малозаметную структуру или не имеющую таковой.
Соответственно сплошной фон предназначен для того, чтобы стать равномерно освещенным, окрашенным светом в какой-то цвет или получить какие-то рисунки на фоне, которые будут на него спроецированы. Свобода творчества.
Бумажный
Чаще всего используют бумажный фон. Нижняя часть может или касаться пола или быть загнутой по типу циклорамы (дугой) и идти под ноги модели. Та часть, которая оказывается под ногами модели неизбежно портится. С этим некоторые борются, укладывая кусок оргстекла поверх части фона под ногами модели, но тогда мы можем иметь на ней отражение или блик.
Так что по-хорошему нужно сразу рассчитывать на то, что бумажный фон вещь расходная. Если он запачкался или смялся, то поврежденный кусок стоит ровненько отрезать и выбросить.
Минус бумажного фона в том, что стоит он относительно дорого (~5 тыс.руб / 77 usd), а расходуется быстро. С грязью всё понятно, встал на фон и остались отпечатки. Можно было бы вставать чулками или голыми ногами, но если вы не хотите снимать модель без туфель (наверняка), то это не вариант. Еще хуже то, что он мнётся. Достаточно легко на него облокотиться и вот уже небольшая вмятина. Вмятина на фоне чревата неравномерностью его освещения и соответственно тёмными пятнами на заднем плане. С этим можно бороться, если ставить источники света дальше от фона, тогда освещение будет более равномерным и пятна будут менее заметны, да и сам фон более размыт. Но не всегда есть возможность отойти далеко от фона, мы ограничены размером помещения.
Кроме того, бумажный фон имеет текстуру бумаги и она становится заметной, если модель находится близко к фону.
Тем не менее, бумажный фон самый удобный и недорогой вариант, так как его легко хранить, обновлять и можно подвесить сразу несколько вариантов фона, мы на нём еще остановимся.
Система крепления бумажного фона
Мне повезло и систему крепления для обзора мне предоставили Falcon Eyes. К своему стыду я долго не заботился о нормальной системе и у меня была система, про которую еще напишу ниже, причем самая бюджетная.
Тем более было интересно поставить нормальную.
Из чего состоит система крепления бумажного фона
Во-первых, настенные крепления.
Ставятся на дюбеля для надежности т.к. вес системы с тремя фонами (а здесь предусмотрено крепление трёх фонов) вполне приличный.
Во-вторых, пластиковые цепи и грузики. С помощью пластиковых цепей можно стоя внизу скручивать и раскручивать рулон с фоном. Грузики обеспечивают то, что цепь не скручивается сама собой.
Цепь легко разъединить в любом месте, чтобы продеть в грузик.
Фон нужно крепить на что-то вращающееся и для этого предусмотрены специальные крепления, благо фон идёт на тубусе из плотного картона.
Эти втулки вставляются внутрь картонного тубуса фона (если не влезают, значит нужно ослабить пластиковый винт на торце).
После того, как вставили втулки в тубус, нужно закрутить пластиковый винт на торце, чтобы пластиковые лепестки разошлись внутри тубуса и фон прочно закрепился на этих креплениях. Случайно точно не свалится.
Одеваем цепи на тубусные крепления.
Теперь поднимаем фон с креплениями и вставляем крепления в углубления на металлических кронштейнах, которые мы предварительно закрепили на стене.
Серой плотной технической тканью у меня занавешены окна т.к. южная сторона и солнце сильно мешает, перебивая свет пилотных ламп.
Что же... Теперь у меня нормальная система крепления бумажного фона. Снизу я повесил металлические отвесы, чтобы фон висел ровно, а не скручивался обратно в рулон. В дорогих системах отвесом служит металлическая полоса по нижнему краю фона.
Попробуем.
Ставлю мой любимый чёрный фон, проецирую на него рыжее пятно так, чтобы оно отражалось в зеркале, лежащем на столе и снимаю.
Вполне себе прилично работает и пятно можно высоко поднимать, благо я закрепил фоны выше трёх метров.
Плюсы бумажных фонов
— Почти не ограниченная длина / высота фона
— Фон легко обновлять, отрезая испортившиеся куски
— существует множество цветов бумажного фона
— бумажные фоны легко менять, подтягивая ненужный вверх и опуская нужный вниз
Минусы бумажных фонов
— Не мобильный вариант
— Затратный вариант, т.к. приходится часто отрезать затоптанные или мятые куски
— заметная текстура бумаги (нужно сохранять приличное расстояние между моделью и фоном)
Систему крепления бумажных фонов можно купить здесь
Крашеная поверхность
Очень хороший вариант — это крашевая мелкодисперсной краской поверхность, особенно если она ровная. Текстуру краски очень сложно различить на фото, а из белой поверхности можно при дОлжном умении получить любую другую.
Сложность работы с такой поверхностью состоит в том, что она, как правило, одна и сменить её на какую-то цветную сложно.
Зато не мнется и не расходуется. Даже можно помыть, если модель испачкала, потрогав её руками (жирные пятна на матовой белой краске очень видны).
Минус такой поверхности в том, что, как правило, это стена, а стена всегда имеет линию соприкосновения с полом. А на снимке, чаще всего, не хочется видеть эту линию, пересекающую ноги модели.
Из этой ситуации есть выход под названием «Циклорама». Чаще всего это цементное закругление, которое позволяет избежать угла 90 градусов между полом и стеной. Тогда получается мягкий переход фона за спиной в фон под ногами.
Минус циклорамы, что не везде возможно её сделать, даже в арендованных помещениях под фотостудию. Также это трудоёмко, дорого и требует ухода (регулярного мытья).
Выход из данной ситуации в циклораме из фанеры.
Плюсы крашеной поверхности
— мелкая незаметная текстура не видна на фото
— единожды выровненная поверхность остается вертикальной
— испачканную поверхность можно помыть или перекрасить
Минусы крашеной поверхности
— будь то стена или фанера — не мобильный вариант
— не сменишь цвет и не переставишь в большинстве случаев
Акрил
В качестве фона может служить лист акрила, благо стандартный его размер 2 х 3 м вполне устроит большинство фотографов. Из плюсов стоит отметить то, что у акрила совсем нет текстуры и его можно подсвечивать с обратной стороны, например, для создания идеально круглого пятна за спиной модели.
Минус акрила в том, что если мы просто повесим его как лист, то получим границу между листом акрила и полом. А если мы его загнем по типу циклорамы, то рискуем получить ломанный дорогостоящий лист акрила т.к. он весьма ломкий.
По причине ломкости акрила его в основном используют в предметной съемке, где нет опасности, что кто-то его продавит каблуком.
Плюсы акрилового фона
— не имеет текстуры и на фото выглядит абсолютно гладким
— можно просвечивать насквозь, так что возможно создавать на нём идеально круглое световое пятно
— может работать как отражатель
— из него очень легко делать абсолютно белый фон
Минусы акрилового фона
— весьма ломкий и при этом дорогой, а продается листами 2 х 3 м.
— большие листы увесисты и их сложно крепить. При падении, как правило, ломаются.
Тканевый
Тканевый фон имеет довольно мелкую текстуру по сравнению с бумажным. Но стоит относительно дорого, нижняя часть пачкается от пола и каблуков и не даёт желаемого эффекта «циклорамы» т.к. мягкий. Но никто не мешает сделать циклораму из фанеры и постелить на неё нижнюю часть тканевого фона.
Отличаются между собой тканевые фоны по типу ткани (мелкое или крупное плетение нити, возможность стирки), рисунком или его отсутствием, а также бывают фоны сами по себе или на каркасе.
Виды тканевых фонов
Бязевые
Плотная хлопчатобумажная ткань из цельного полотна. Не боится стирки даже в горячей воде и не растягивается, довольно долговечна. Можно гладить в обычном режиме. Вес фона 3 х 6 м = 2,4 кг.
Муслиновые
Прочная, легкая (Вес фона 2,6 х 6 м = 1.9 кг) и мягкая хлопчатобумажная ткань, изготовленная из цельного полотна. Муслиновые фоны имеют высокую износостойкость. Стирать только в прохладной воде, используя бережный режим стирки, гладить при низкой температуре.
Хлопчатобумажные
Тканевый фон, прочный и лёгкий (2,4 х 4,0 м = 1,2 кг). Можно использовать как сплошной фон, а можно как драпировку, создавая складки.
Можно стирать в прохладной воде, используя бережный режим стирки. Гладить при низкой температуре.
Флизелиновые
Синтетический материал, состоит из клеенных волокон. Довольно плотный и тяжелый (3,0 х 6,0 м = 3,4 кг). Мало мнётся, но если сомнете, то выровнять сложно. Используется для создания ровного фона с рисунком или без.
Фон с рисунком
Фон с рисунком часто использовали раньше, чтобы снимать повторяющиеся сюжеты. Например, фотосъемка в детском саду или школе. Также различные коммерческие выездные портретные съемки, где фотограф расставит своё оборудование и ждёт клиента на проходном месте. Со своей задачей он справляется хорошо. Его можно стирать и он собирается в довольно компактный пакет.
Мне на обзор досталась система крепления тканевого фона Falcon Eyes В-015
В комплекте есть две довольно крепкие стойки с воздушной амортизацией и перекладина из четырех секций, длиной 384 см!
Мне такая большая не нужна была, так что я собрал перекладину из трёх секций, хотя для съемки групп людей я бы оценил большую длину перекладины.
Перекладина крепится к стойке винтом-"барашком".
При сборке перекладины стоит обратить внимание на отверстия в отдельных секциях и ставить их напротив подпружиненного шарика на ответной части перекладины.
Тогда собрать её можно очень быстро. Перекладина имеет внутри продольные ребра, так что секции не крутятся друг относительно друга и стоят как единая труба, чтобы радует т.к. фон не будет скользить вниз.
Сборка была очень быстрой, я расправил складки и поднял фон на большую высоту, благо длина фона 6 метров это позволяет.
Плюсы фона с рисунком
— быстро раскладывается в любом месте
— даёт не скучный задний план
— компактно складывается в пакет и весьма мобилен
— большая длина позволяет снимать не только отдельных моделей, но и группы людей
Минусы фона с рисунком
— привязывает к одному рисунку. Сложно найти большое их разнообразие.
— при неаккуратном использовании может быть мятым или грязным (нужно стирать и гладить)
— не даёт мягкого перехода между фоном и полом. Разве что вы постелите его на импровизированную циклораму.
Фон на каркасе
Фон может быть закреплен на пружинном каркасе. Это очень удобно для выездных съемок, т.к. он быстро и легко сворачивается в небольшой плоский круг и еще быстрее раскладывается когда нужен. С разных сторон он может быть разным. Так я, например, использую фон с одной стороны чёрный, а с другой белый. Для такого фона используется специальная стойка, где снизу лапка типа «лягушка», а сверху зажим для каркаса.
Фон с текстурой
Фон с текстурой обычно стационарный и принадлежит какой-то студии. Сейчас чаще всего фон с текстурой является частью интерьера фотостудии.
В более давние времена, когда фотографы были побогаче, в фотостудиях имелись рисованные на фанере фоны, которые можно было закреплять у стены и будучи размытыми они создавали различные задние планы, например, лес или пляж.
Итоги
Я постарался немного раскрыть тему разнообразия студийных фонов и их систем крепления. Надеюсь, это поможет вас сделать правильный выбор и не тянуть столько времени, как было у меня. Благо теперь у меня висит удобная система бумажных фонов на 3шт.
Конечно, пределов совершенства нет, теперь я неспешно думаю об отвесе для фона, чтобы он висел ровно. Такую планку я видел только у дорогой системы Foba и её легко сделать самому. Я пока использую два металлических круга, которые зажаты обычным зажимом CL-C35. Пока так, потом модернизирую.
В последнее время я серьезно занялся системами крепления, фонами и прочими важными вещами т.к. дошел до момента, когда хочется сосредоточиться непосредственно на съемке, чтобы добиться более высокого качества снимков. Чего и вам желаю!
P.S. О своих изысканиях в области систем крепления я еще буду писать отдельные статьи или подразделы к старым статьям.
«В более давние времена, когда фотографы были побогаче». ))) Улыбнуло!
Так и встают перед глазами, нынешние бесчисленные шеренги не бедных, гламурных фотографов...
Разные были... Гламурными тогда не назывались. Часто занимали своей студией целый этаж дома. У меня фото есть старых фотостудий начала 20-ого века — впечатляет. И отношение было другое к фотографам.
Постепенно фотографы «беднели». Но еще в 1980-ых жили неплохо. Всё это происходило потому, что фотография становилась массовой и если раньше сфотографировать мог только фотограф, то в 1980-ых ты уже сам мог купить камеру, легко её изучить и снимать кого хочешь. Чем дальше — тем пробще пользоваться камерой, больше автоматики.
И наконец мы приходим к сегодняшнему положению, когда камера встроена в каждый смартфон и даже ребенок может сделать фото.
Потому в большинстве своём работа фотографа обесценилась по сравнению с тем, что было в начале 20-ого века.
Нет «бесчисленных шеренг». Есть десятки востребованных фотографов, которые неплохо зарабатывают. В масштабах мира это ничтожно мало. Остальные получают мало. Всё познается в сравнении... Деньги ведь тоже обесценились. Раньше они золотом обеспечивались, а теперь это просто бумага.
P.S. пример из жизни. Мой старый друг-фотограф, который недавно умер, зарабатывал на Дворцовой с с 1960—1989, снимал советских туристов. Он за пару лет заработал на двухкомнатную квартиру в то время. Потом заработал на квартиру брату. И т.д. Возможно сейчас репортажем заработать за квартиру за пару лет спокойного труда?
Привет! Ну, это так, если с этой точки зрения рассматривать.
Тоже, как пример из жизни, один из наших местных фотографов, всю свою самостоятельную жизнь снимал квартиру, не имея собственного жилья и тоже, кстати, зарабатывал фотографией. Когда же он скопил денег на квартиру,... он вместо жилья купил новую хорошую фотокамеру, почти ровно на ту же сумму. )))
Опять же, говоря о распространённости фототехники, рискну не согласится, фотография стала массовой далеко до 1980 года, о чём говорит массовый выпуск даже советской фототехники, «брызги» которой я лично нахожу ещё до сих пор, как и многие энтузиасты, но вот профи было действительно мало. Сейчас же, стал ниже уровень требований к художественности фотоснимков, а увлечение сэлфи, я думаю, и вовсе может снизить их до ничтожно малого... Всех благ! Удачных и интересных кадров!
Добрый день, Рашит!
Настолько массовой фотография не была. Чтобы сделать фото нужно было хотя бы понимать что такое выдержка и диафрагма и уметь пользоваться экспонометром. А сегодня это не нужно, всё делает автоматика. На моей памяти кардинальный переход на автоматику случился в середине 90-ых, когда появились пленочные зеркальные автоматы. У меня был Canon EOS 300. Снимал не хуже цифровой мыльницы. Ни одного бракованного снимка по экспозиции.
Но сдавать пленку в проявку и печать... Потом сканировать...
Сейчас же ничего делать не нужно. Снял и тут же расшарил в фликр прямо со смартфона. Я даже удивляюсь как просто. Только с камеры закачал снимки в макбук, глядь, а они уже на айпаде готовые к расшириванию на фликр или вконтакт. Автоматика. Знай на кнопку жми...
Вам тоже удачных кадров!
P.S. Забыл ответить, по поводу покупки квартиры. Делайте поправку на цены, в соответствии со временем и доходами населения. В своё время, мне предлагали однокомнатную квартиру, за видеоплеер «AKAI». А я не согласился на обмен. ))) Спасибо за ответ! Всех благ!
Это не квартира дешево стоила, а видеоплеер дорого. Я помню эти времена. На электронные часы мопед выменял.
Жалеете, что не согласились на обмен? :)
Привет! Даже затрудняюсь ответить, жалею или нет. ))) Наличие жилья для меня тогда хоть и было актуально, только женился, но и с наличием плеера тоже было связано много интересного, в диковинку ж всё это было, видеосалоны и всё такое. Его привёз отец жены, из командировки, был в Бельгии по работе. Причём привёз аж 2 штуки, себе да нам, кроме того аудиоплееры (голимый Китай) и кучу всего прочего. Жалко, что тяги к фотографии, я тогда ещё не испытывал, а то заказал бы фотокамеру. ))) Всех благ!
Спасибо,посмотрел.
Еще есть фоны с рисунками, подсвечиваемые на просвет. «У них» есть даже фабрики по выпуску печатных фонов. Создают абсолютное впечатление присутствия в том месте, которое на фоне. Естественно, надо учесть падение света на фоне и в студии на объект съемки. А если еще «прикрутить», например, бассейн и часть фона уходит под воду — то совсем здорово получается!) У меня на столе лежит образец материала для печати на просвет (это баннер) — хочу себе напечатать такой.
Игорь, очень интересно! Не видел таких!
Интересно примеры посмотреть, что получается с таким фоном.
Прошу прощения,перекрестил. Вопрос к Дмитрию:что за нож? «Кизляр» вижу,а название модели?
Юрий, здравствуйте!
Коробка и инструкция остались в студии, сегодня посмотрю.
Это мне представитель завода подарил. И еще коньяк дагестанский :)
Ооо! Я тоже дагестанский уважаю! ))) Ссори, за оффтоп.
Юрий, нож называется «Филин»
Что за нож,Евгений?