Сегодня у нас непростая тема. И не потому, что на неё нет ответа, а потому, что этот ответ не всех устраивает. Но тем не менее я здесь сначала расскажу о различиях между камерами Canon 5D mark II (45тыс.руб), Canon 5d mark III (86 тыс.руб.) и Canon 1D X (200тыс.руб), а потом уже в общем о разнице между топовыми камерами и любительскими.
Сначала будем отталкиваться от цены камер и различий между ними, а уж потом вернемся к мегапикселям, как мерилу всего :)
Canon 1D X vs Canon 5D mark II & Canon 5D mark III
Я сравниваю камеры Canon 1D X и Canon 5D mark II потому, что обеими пользовался и мне самому интереснее такой переход, нежели промежуточный на Canon 5D mark III. Я достаточно попользовался Canon 5D mark II и хочется обратно на проф.камеры.
Canon 5D mark III это развитие Canon 5D mark II и потому я напишу про нее ниже, в качестве дополнения.
Итак...
Cразу видно разницу в размере камер. Canon 1D X изначально имеет батарейную ручку, которая облегчает хват камеры в вертикальном положении и также содержит в себе ёмкий аккумулятор.
Для того, чтобы так проапгрейдить свою 5D вам придётся купить батарейный блок и один дополнительный аккумулятор.
Для Canon 5D mark II сейчас оригинальный батарейный блок BG-E11 стоит 11тыс.руб.
Дополнительный аккумулятор Canon LP-E6 стоит 2800р.
Китайского производства батарейные блоки ручки и аккумуляторы я не рассматриваю по 2-м причинам:
1) в Canon 1D X всё стоит родное, японское
2) кто готов рисковать камерой на 100тыс.руб?
Итого камера наша уже стоит 100тыс.руб
И это мы всего лишь поставили батарейную ручку, как изначально стоит на топовой камере. Я уже не буду говорить о качестве батарейной ручки. Та, которая докупается отдельно, прикручивается колесиком. Немного люфтит и скрипит. Иногда слегка откручивается. Аккумуляторы 2шт стоят отдельно и потому заряжать их тоже приходится отдельно.
Батарейную ручку мы докупили, но, как видите, второй экранчик как на топовой камере мы не получили. На Canon 5D mark III с батарейной ручной появляется и второй джойстик.
Зарядное устройство и аккумулятор
В комплекте с Canon 5D идёт зарядка на один аккумулятор. Потому нередко аккумуляторы у вас почти разрядились, а завтра предстоит длительная съемка.
Вы можете поставить на зарядку на ночь только один аккумулятор и на завтра у вас будет только один заряженный аккумулятор.
Это преодолимо, но жутко неудобно.
Можно докупить вторую зарядку. Она стоит 2тыс.руб.
В комплекте к Canon 1D X изначально прилагается гораздо более продвинутая зарядка с индикацией заряда, на 2 аккумулятора.
Чувствуете как потекли денежки уже после покупки любительской камеры?
Такая идеология с зарядками была и раньше
Дальше — больше.
Фокусировочные экраны
Камера 1D поддерживает профессиональные фокусировочные экраны с клиньями Додена и микропризмами производства самого Canon. Для Canon 5D традиционно такие экраны просто не производятся.
Соединение с компьютером
Canon 1D X изначально имеет соединение с компьютером Ethernet 1000 Base-T. Это важно для тех, кто собирается использовать камеру в студии. Самое главное это то, что длина кабеля Ethernet может достигать 100м, тогда как USB только 3.5м.
Для студии это очень важно.
Вторичный плюс это то, что USB «нагружает» компьютер куда скачивается фото при съемке, а Ethernet — нет.
Огромные плюсы для стокового и студийного фотографа, который хочет сразу видеть, что получается на экране ноутбука или стационарного компьютера.
Карты памяти
Использованные карты памяти в Canon 1D X (а их 2шт) — Compact Flash (мечта проф.фотографа), а в Canon 5D mark III — Compact Flash+SDHC.
Во-первых карты SDHC часто «дохнут». Это не горе от потери одной карты, а мой большой опыт и статистика многих моих знакомых. «Дохнут» они насовсем. Чаще всего умирает контроллер карты памяти, так что никакими программами к жизни такую карту памяти вы не вернёте. Единственный вариант — отдать специалистам, которые выпаяют модули памяти и считают их на специальной аппаратуре. Вариант который ничего не гарантирует, но стоит дорого (в районе 6тыс.руб). Вот обидно-то будет потерять всю коммерческую фотосессию или все фотографии из путешествия...
С CompactFlash такого ни разу не случалось. Бывали «битые» файлы, но что-то всегда можно было восстановить. Сами карты у меня никогда не умирали, а было их у меня около 50шт (SD-шек еще больше) и все большой ёмкости (8-16-32гб).
Если говорить про Canon 5D Mark II, то у него вообще один слот под карту памяти. Хорошо хоть CompactFlash. Но один раз я так сильно попался, забыв камеру дома. Приехал на фотосессию известного режиссера на машине, захватив студийное оборудование, камеру, стойки и проч. и когда всё расставил, включил... Оказалось, что карту памяти я забыл дома. Это была трагедия.
Ждать бы меня никто не стал. Я носился по Невскому пр., разыскивая где продаётся карта памяти CompactFlash. Бежать мне пришлось далеко, я жутко взмок и устал. Карту я купил, но далеко от места съемки. Тогда ситуация успешно разрулилась, но я для себя навсегда понял, что эти казалось бы «мелочи», которые отличают профессиональную камеру от любительской — вовсе не мелочи.
Мои личные впечатления от Canon 1D X
Подсветка точки фокусировки
Здесь я опишу, что я сам заметил и что считаю существенным.
У Canon 1D X другой тип подсветки точек автофокуса. Лично мне понравилось, что подсветка автофокуса теперь видна со стороны портретируемого. Т.е., скажем, я фотограф и хочу, чтобы меня сфотографировал не фотограф, а жена или друг. Я даю им свою большую и тяжелую камеру. Они ей пользоваться совсем не умеют и даже не знают как попасть в фокус и что такое точка фокусировки. Я настраиваю им точку фокусировки и даю камеру в руки. Всё что от них требуется — нажать кнопку до половины. Подсветка точки автофокуса теперь видна через объектив! Передняя линза вспыхивает темно-красным при подтверждении автофокуса и я сам командую когда нажимать спуск на камере.
Кнопки
Так всё было удобно с кнопками на Canon 5D mark II и на тебе... Ну зачем было переносить кнопку увеличения картинки?
А вы знаете как теперь работает эта кнопка? Она увеличивает в заданное число раз, а потом вы должны колесиком смены выдержки крутить увеличивая или уменьшая. Жутко неудобно.
Куда уехало меню и корзина? Корзина и лупа две из наиболее используемых клавиш и теперь они у вас в районе пуза. Может у кого-то из инженеров Canon такое пузо, что он запросто может положить на него камеру и нажать кнопку...?
Это еще почище старой модели Canon 1D mark II N, которой я давно пользовался.
Здесь, чтобы посмотреть и увеличить снимок нужно было нажать сначала просмотр фото (кнопка «Display»), потом нажать кнопку «Лупа» (внизу слева) и удерживая её увеличивать и уменьшать фото на экране с помощью двух «Луп» справа вверху (теперь эти кнопки не подписаны, но функционируют для смены точки фокусировки как и раньше и для фиксации экспозиции).
Но это были кнопки, не колесики!
Когда я покупал Canon 1D Mark II N и стоила она тогда 150тыс (5k.usd) инженеры Canon объясняли такую мудрёную систему увеличения фото и проч. тем, что ты случайно не сменишь экспозицию и проч. Всё делается только через предварительно нажатую другую кнопку.
Я пользовался это камерой лет 5 и скажу, что считаю данные извращения неоправданными. Даже на Canon 5D mark II где нет этого геморроя, ни разу не менял экспозицию случайно. Бывало ставил не ту и забывал. Но геморрой с кнопками тут не помог бы!
Ладно...Поехали дальше :)
Canon 1D X имеет весьма продвинутую систему фокусировки. Причем настолько продвинутую, что без тщательного обдумывания сюжета вы будете ломать голову какой из типов фокусировки выбрать ибо их там много.
А что же новая Canon 5D mark III?
При таком сравнении видно, что Canon 5D mark III продолжает традиции Canon 5D mark II, а Canon 1D X идёт далее своим извилистым в плане эргономики профессиональным путём.
Вот, кстати, отсутствие большого колеса выбора режимов съемки на серии 1D считаю вполне оправданным — оно такое большое не нужно. Его действительно легко задеть и сбить режим.
Но новая Canon 5D mark III обзавелась половинным решением — появилась кнопка блокировки диска установки режимов (Кроме всего прочего Canon 5D mark III получила такой же обновленный ЖК-экран, как на Canon 1D X, который гораздо меньше слепнет на солнце, нежели ЖК-экран Canon 5D mark II).
Я неспроста упомянул сейчас Canon 5D mark III рассказывая о впечатлениях о Canon 1D X. У них одинаковый и очень продвинутый датчик автофокуса, ранее не использовавшийся с диагональными чувствительными зонами. Даже меню настройки автофокуса у них одинаковое.
Но! Само собой Canon 5D mark III не использует этот датчик в полной мере. А также у нее нет специального процессора для точного расчёта фокуса, который стоит на Canon 1D X.
Насколько это сказалось нам могут рассказать владельцы.
Вообще старая система фокусировки на всех камерах Canon кроме 1D была очень устаревшей. Фокусировка Canon 5D mark II вообще настраивает пользователя на пользование мануальными объективами. Тогда как даже старые камеры 1D имеют автофокус, который полностью удовлетворяет все (или почти все) потребности пользователя. Попользовавшись Canon 1D X я могу сказать, что датчик автофокуса там работает хорошо. Но если вы спросите, намного ли лучше, чем на моей старой Canon 1D mark II N, то я затруднюсь ответить. И та камера тоже очень хорошо фокусировалась. Разницы я не заметил (хотя она, наверняка, есть).
Возможно эту разницу смогут почувствовать фотографы дикой природы и спортивные фотографы.
Продолжение на следующей странице
Небольшая поправка.
Вы говорили, что у монитора 1280*1024 примерно 1.3 Мпикс.
Однако, следует учесть, что отображаемые пиксели на мониторе состоят из трех(минимум) монохромных мегаписелей, после фильтра они становятся обычным «разноцветным» пикселем.
Что по факту дает монитору 1,3Мпикселей*3 = 4 мегапикселя.
Именно такое количество требуется от матрицы камеры, что бы отобразить фото без ресайза на мониторе.
Что до матрицы(байеровской) камеры, то 10 мегапикселей это именно 10 мегапикселей, точнее монохромных «субпикселей». По факту обычный цветной пиксель состоит из двух зеленых, одного красного и одного синего субпикселя.
Поэтому обычный пиксель получается из 4х субпикселей. Что по факту дает 16Мпикс = 4 обычным «цветным»мониторным Мегапикселям.
Отличная статья. Многое стало понятно и очевидно. Интересно, что будет в продолжении...
здравствуйте! я вот что думаю... матрица матрицей. но что дальше. сигнал нужно обрабатывать. и тут кроется любопытное поле. 36 мпикселей это хорошо. но... в быту не применить. а в плакате... тан надо увеличивать поле кадра- для обьемности. иначе( перед глазами стоят олимпусы ом д. с их 40 мпикселами.) до смешного плоско. по пленке интересно. сколько там было мпикселов. говорят при 150 линиях на мм, при условии баера( один цветной пиксел состоит из 3 точек разного цвета) ... да что там сравнивать. там другое распределение освещенности основанное на богатейшем исгодном материале. -тоесть она вот встречает световой пучек. и...)) думает- что из него взять. и берет много и укладывает в свои мешочки. ... а в матрице что- датчики отвешивают массы света и говорят другим датчикам- чето многовато или недостаточно. а они уже думаю и тут начинается хитрость производителей)) начинается выдумывание!!! изображения. то ли было в начале. когда с матрицы брали чесный добротный сигнал... жирный... и чуть чуть обрабатывали)) но захотели скорости и тут началось- тут вам и видео и фото и серийная сьемка. толи плакать то ли смеятся. и вот приветствуем почти полное перерождение в видеокамеру. наконец то. короче я хотел сказать- пусть увеличивают сенсор.
когда смотришь на экране- то файл с большим разрешением видится нерезким. а приблизив видишь массу четких деталей. наверно есть алгоритмы в просмотровиках... подскажите- ведь было такое и в фшопе... атак приятней смотреть 4 мегапиксела. они более менее видны на 1280... я прям в аппарате ставлю джипеги 2560 по длинне. и если чесно так все поднастроил что и фшопом не пользуюсь. ну сколько можно- год два проконопатишь. а потом. ну 10 лет уже- лень. да там можно плутона расширить. но как это — как то не спортивно. по мне кадр интересно создавать в аппарате. только дааалеко не каждая камера это дает. ищите камеру- если вы новичок. например кенон 1 с пзс... да много че с пзс. симос без видео...делают готовую годноту.
Почему, на топовых камерах разрешение матрицы не превышает 18Мп? хорошо а если снимать на Nikon 800 36Мп в среднем размере? или он снимает средний размер не на всю, а на часть матрицы?
Здравствуйте! Чего то я не совсем понимаю, судя по формуле вычисляющей радиус диска Эйри — при уменьшении диаметра диафрагмы радиус тоже уменьшается, вы же пишете : «Размер диска Эйри существенно УМЕНЬШАЕТСЯ при ОТКРЫТИИ диафрагмы, но там вступают в силу ХА (хроматические аберрации), которые тоже существенно снижают разрешение объектива.»
Если просто подставить численные величины в данную формулу при фокусном расстоянии и длине волны = const. то можно увидеть что все происходит ровно наоборот.
Поправьте меня если я что-то упустил а математика говорит об обратном вашему утверждению.
С уважением Юрий.
Я запутался. Помогите разобраться.
Из приведённой вами формуле радиуса кружка Эйри следует, что его размер зависит от длины волны, диаметра отверстия и фокусного расстояния.
Далее, рассчитывая размер кружка Эйри для Canon 5D M III при разных апертурных значениях, вы нигде не указываете какое фокусное расстояние вы использовали.
В формулу можно подставить диаметр диафрагмы меньшего значения (уже, чем f11), пропорционально уменьшить при этом фокусное расстояние (ФР), и размер кружка Эйри останется таким же. То есть, даже перейдя за f11, дифракция не проявится.
Получается, что найденный вами рубеж между f8-f11 можно считать истинным только для каждой конкретной пары «ФР + Значение диафрагмы».
И ещё мне не понятен другой момент. Из этой же формулы видно, что при прочих неизменных составляющих размер кружка Эйри увеличивается с ростом длины волны. Учитывая, что в спектр видимого света входят волны в диапазоне 380-750 нм, красная его часть будет «рисовать» на матрице кружок Эйри большего размера, чем используемая вами в вычислениях жёлто-зелёная составляющая. Конечный диаметр кружка будет не 14,8 нм, а больше.