Время от времени сами читатели подкидывают темы для статей. Вообще необязательно двигаться в сторону резкой фотографии в художественной фотосъемке, иногда «напустив тумана» можно получить интересный романтический образ или приукрасить утренний пейзаж.
Сегодня я кратко пройдусь по всем разновидностям софт-фильтров и возможности моделирования данного эффекта в фотошопе.
- Объективы с софт-эффектом
- Принцип действия софт-эффекта у объектива
- Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
- Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:
- Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
- F2.8
- F4
- Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом
- Фотосъемка цветов
- Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения
- Недорогие альтернативы
- Фильтры с софт-эффектом
- Микролинзы
- Carl Zeiss Softar
- Примеры использования Zeiss Contax Softar
- Впечатления от использования Carl Zeiss Softar
- B+W Soft-Pro
- Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro
- Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме
- Объектив с софт-эффектом уровень 1 на закрытой диафрагме
- Объектив с софт-эффектом уровень 2 на закрытой диафрагме
- B+W Soft-pro на объективе при закрытой диафрагме
- Точки и штрихи
- Бублики
- Итог
- По фильтрам
- По объективу с софт эффектом VS софт фильтр
- Про фотошоп
Объективы с софт-эффектом
Принцип действия софт-эффекта у объектива
Софт-эффект в объективе про который мы говорим, это неисправленные сферические аберрации. Получаются они в виду того, что лучи света которые проходят через центр линзы и через края линзы фокусируются на разном расстоянии от плоскости фокусировки ввиду кривизны линзы.
«По-научному» это звучит так: «Сферическая аберрация линзы (системы линз) объясняется тем, что её преломляющие поверхности встречают отдельные лучи сколько-нибудь широкого пучка под различными углами. Вследствие чего, более удалённые от оптической оси лучи преломляются сильнее, нежели нулевые лучи, и образуют свои точки схода удалённые от фокальной плоскости.»
А выглядит так...
Как следует из эффекта сферической аберрации, её можно уменьшать, путем диафрагмирования т.к. отсекаются удаленные от центра участки линзы и потому софт-эффект объектива зависит от установленной диафрагмы. Как правило, к F8 он полностью исчезает.
В этом есть некоторый минус софт-эффекта, встроенного в объектив, так снимая человека вблизи и желая передать немного заднего плана (чуть более четко) мы рискуем уже получить обычную картинку, без софт-эффекта.
Пример фото, где не было бы софт-эффекта на Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus ввиду необходимости зажатой диафрагмы
Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
Поскольку я пользователь системы Canon, то сразу приходит на ум старичок Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus.
За возможность попробовать объектив Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus большое спасибо читателю блога под ником takman!
Обзоров его было много, потому не стану повторяться и лишь отмечу, что если вы планируете использовать его для съемок без эффекта, то это далеко не самый резкий объектив.
Нужно нажать рычажок и покрутить специальное кольцо на котором расположен рычажок.
Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:
— без софт-эффекта (тогда объектив работает как обычный не слишком резкий 135 мм объектив)
— уровень софт-эффекта 1 (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)
— уровень софт-эффекта 2/большой (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)
Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
F2.8
Обратите внимание на открытую диафрагму (2.8). На данной диафрагме и малом расстоянии до объекта съемки софт-эффект объектива всегда значительный. Уровень эффекта 1 мне здесь нравится. Очень романтический портрет получается.
Уровень эффекта 2 на открытой диафрагме уж очень силён. Я бы не стал использовать без надобности.
F4
Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом
Фотосъемка цветов
автор фото цветов: http://www.flickr.com/photos/28727587@N07/6839641004/in/pool-93468811@N00/
Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения
Тот же цветок, но без эффекта.
Недорогие альтернативы
Я всегда касаюсь этого вопроса по причине того, что есть перфекционисты, которым нужен идеально повторенный эффект классических объективов с софт-эффектом (дорогой вариант) и фотографы, которые хотят просто попробовать этот эффект и не готовы за него много платить.
Исходя их всего ранее сказанного, дешевой альтернативой будет объектив с неисправленной сферической аберрацией. Благо таких достаточно много. Для этого нам понадобится объектив с большими линзами и высокой светосилой, желательно старый-советский или ГДР-овский.
«Классический» пример такого объектива это Юпитер-9 85/2. Высокая светосила, большие линзы и плохая юстировка даёт нам чудесный софт-эффект при сохранении общей резкости (теряется больше контраст). Для портретной съемки он тем более удобен, так как у него фокусное 85мм и на полнокадровой камере это настоящий портретник. Рекомендуется выбирать чёрную версию.
Вот примеры фото в статье Юпитер-9 85/2 разные версии: серебристый, чёрный, чёрный МС
В статье Тестирование 85мм и 100мм объективов (Carl Zeiss и Юпитер-9) вы найдете сравнение Юпитер-9 с резкими объективами без софт-эффекта.
Я назвал один вариант, но на самом деле их масса. Поснимайте на открытой диафрагме (F1.4-F2), может у вас уже есть искомый софт-эффект? :)
Фильтры с софт-эффектом
Есть несколько типов фильтров с «затуманиванием». Все они используют различные препятствия на пути лучей света входящих в объектив. В некотором смысле это уже не совсем честный софт-эффект относительно классики, но у него есть свои преимущества.
1) софт-эффект можно придать любому объективу и также удалить (сняв фильтр)
2) софт-эффект не зависит от диафрагмы
3) можно подобрать лично вас устраивающий тип софт-эффекта
Микролинзы
Вот, к примеру, Cokin P092 Dreams использует небольшие выпуклые линзы на поверхности фильтра для получения софт-эффекта.
Carl Zeiss Softar
Данный эффект используют большинство фильтров с софт-эффектом, в том числе знаменитый Сarl Zeiss Softar (позже он был в реинкарнации B+W Softar 1 и 2), но линзы являются не выпуклыми, а углублениями в поверхности. Сейчас уже B+W выпускает свой собственный B+W Soft-Pro, которым я пользуюсь.
Softar'ы производились также для Contax, Rollei и Hasselblad. Технология везде одинаковая. Возможно вам таким образом удастся съэкономить.
Я купил себе в процессе поиска идеала софт-эффекта и Carl Zeiss Softar I.
Примеры использования Zeiss Contax Softar
Впечатления от использования Carl Zeiss Softar
Мне работа фильтра понравилась. Особенно хорошо он работает на контрастных солнечных портретах, где как раз высокий контраст не нужен, а нужен романтический налёт летнего марева. Также полезен будет Carl Zeiss Softar в пейзаже для той же цели.
Кроме того он исполняет и всем известную функцию — скрывает возрастные морщины. По сути после этого фильтра портрет не нуждается в чистке кожи.
B+W Soft-Pro
Обращаю ваше внимание, что B+W Soft-Pro сделан по-другому.
автор фото: http://www.flickr.com/photos/59894815@N03/with/5491946880/#photo_5491946880
Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro
Фильтры B+W Soft-Pro НЕ делают:
— Не дают затуманенное, скучное фото с общей потерей контраста, как большинство других софт фильтров, диффузеров и объективов с софт-эффектом.
— не теряют ресницы и другие важные детали на портрете, как большинство других приспособлений с софт эффектом
— не теряют общий контраст и насыщенность цвета, как большинство других диффузеров и приспособлений с софт эффектом
— не дают нежелательные искусственные текстуры на снимках, как делают фильтры с концентрическими кругами или полупрозрачная ткань
— не ограничивают угол зрения портретным, как делают объективы с софт эффектом
— не ограничивают ГРИП использованием открытых и почти полностью открытых диафрагм, как вынуждают делать объективы с софт эффектои
Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме
Сравним, как работает светофильтр и как работает объектив с софт-эффектом.
Объектив с софт-эффектом уровень 1 на закрытой диафрагме
Как видите, на закрытых диафрагмах софт-объектив превращается в обычный и весь софт эффект уходит.
Объектив с софт-эффектом уровень 2 на закрытой диафрагме
Софт-эффект тоже не заметен.
B+W Soft-pro на объективе при закрытой диафрагме
Здесь видно, что софт фильтр работает независимо от установленной диафрагмы, чего и следовало ожидать.
Точки и штрихи
Кроме большого числа фильтров с микролинзами есть достаточное количество недорогих фильтров, которые софт-эффект достигают за счет хаотических точек, канавок и штрихов в виде сетки по поверхности фильтра.
Такие эффекты используют фильтры Cokin: Pastels, Diffusers, Fog.
Или, к примеру, Marumi Silky-Soft A и B. Шагреневая такая поверхность, мне её не сфотографировать, слишком мелкие штрихи. Надо обзавестись микроскопом.
Из того, что мне не понравилось с этим фильтром, так это вот такие размытия цвета...
Возможно их нет на B+W Soft-Pro и Zeiss Softar?
Бублики
Hoya Softener A использует плоские «бублики» разных размеров в виде рассеивающих линз...
B+W Soft-Pro использует «бублики»-углубления с наружной стороны и «бублики»-нашлепки с внутренней (они расположены друг под другом).
Итог
По фильтрам
После тщательного изучения я пришёл к выводу, что размытие у всех фильтров разное. Другое дело, насколько придирчивы вы к качеству этого размытия. Самые некачественные на мой взгляд (субъективно) это Cokin. Немного лучше Marumi Silky-Soft. И остальная группа это Softar'ы и их модификации типа B+W Pro-Soft. Они дают самое интересное размытие на мой взгляд.
С другой стороны, чтобы просто оценить эффект, можно пользоваться хоть дешевыми фильтрами, хоть вообще белым чулком на объективе или стеклянной пластинкой, помазанной вазелином.
Эффект софта вы увидите, а в случае с навазелиненной (любой жир) пластинкой еще и можете придавать цвет и форму размытию. Я видел очень интересные фешн-съемки с использованием этой методики.
Если же вы хотите получить качественное классическое размытие, то берите Softar'ы. Это один из фильтров, которые, как я сейчас понимаю, необходимо иметь для создания романтических пейзажей и вообще снижения избыточного контраста в солнечный день. Опять же прекрасно подходит для любых женских портретов.
По объективу с софт эффектом VS софт фильтр
Мне кажется софт эффект в данном случае совсем разного характера. Объектив с софт-эффектом даёт ощущение плохого зрения. Хорошо это или плохо не знаю, думаю что субъективно. В каких-то ситуациях такой эффект может выглядеть более художественным.
Хороший же светофильтр с софт-эффектом типа B+W Soft-Pro даёт техничный софт-эффект, не снижая контраст и на всех диафрагмах. Для многих случаев предпочтительнее использовать фильтр т.к. это банально проще и картинка более предсказуема.
Про фотошоп
Если вы все-таки возьметесь за это неблагодарное дело — имитировать софт-эффект в фотошопе, то методика такая.
Делается два дополнительных слоя.
Один в режиме Darken, другой в режиме Lighten. Каждый из них размывается по Гауссу достаточно сильно и регулируется прозрачность слоёв на ваш вкус.
Соответственно эти оба слоя накладываются на фон, на котором у вас осталась изначальная резкая картинка.
Это классический способ заставить «светиться» кожу в фотошопе.
Но данной методикой вы, само собой, не повторите действие софт-фильтров, а лишь немного приблизитесь к эффекту. Возьни с такой обработкой много (еще макси делать нужно), а конечный результат больше похож на работу художника и соответственно зависит от ваших художественных способностей.
С фильтром же вы нажали на кнопку и получили результат.
В тоже время допускаю, что есть сюжеты, где никто не увидит разницу, между фильтром и обработкой в фоотшоп «под софт-эффект».
Специализированные плагины софт-эффекта для Adobe Photoshop: Nik Color Efex Pro 3, Imagenomic Portraiture.
Статья получилась немного сумбурная, так как кроме всего прочего пришлось ознакомиться с кучей других эффектов и технологий, которые я и не видел ранее.
Мне интересно ваше мнение о применимости софт-эффекта, есть ли у вас такие фильтры и что вы думаете о конкретных фильтрах. Может есть и примеры использования?
Хороший материал.
У меня Гелиос 44-2 жестоко софтит на двушке. Снимаю через переходник с линзой на никон Д90
Жестоко софтит скорее всего переходник с линзой. По крайней мой экземпляр 44-2 софтил умеренно на F2. Если хочется резкости, проверьте Гелиос 44-2 на кэноне, будет ли там софтить? если нет — меняйте переходник.
Если да, то у вот вам объектив с софт-эффектом. Если дело в объективе, то скорее всего классика — нарушение юстировки.
Спасибо,Дмитрий!
я пока заместо фильтра пробую монокль из Гелиоса 44 ...ну пока толком не освоил ,на первый взгляд -перебор с софт эффектом)
Imagenomic Portraiture пользую давно ,но она даёт эффект совсем другого свойства чем тот же 135 2.8 SF
а вы Softarом на Contax не заинтересовались?на Хассель их много прям дешёвых...но переходников нет с хасселевского фильтра на Контакс -только обратные ...
Да это вам спасибо за идею статьи. Раз востребовано- вот и написал. Про Softar я знал, а чем они отличаются от B+W Soft-Pro изучил можно сказать благодаря вам.
Так что спрашивайте еще, что знаю -расскажу, заодно может еще на какие нюансы натолкнет.
Я, честно говоря, скептически смотрю на идею монокля. Уж слишком сильные будут аберрации и это уже перебор на мой вгляд.
И без монокля все неидеально в объективах
Imagenomic простой плагин, вручную получится лучше. Есть проф. Уроки по ретуши и там можно достичь данного эффекта, но ценой 30мин работы. Оно того не стоит имхо
Я Softar'ом заинтересовался. Цены еще не изучил. Нужно еще на роллей посмотреть. Все фильтры можно закрепить вручную, главное чтобы диаметр был больше. Но вопрос цены, если недорого, то может и родной взять.
Мне неплохо бы на 67мм и такой найти проще тк почти все цейсовские объективы были 67мм, а те что нет — 55мм, который мне тоже подойдет. Вот что значит стандартизация :)
После внимательного рассматривания снимка с silky-soft он мне как-то стал не мил (хотя до этого я его косяков не замечал)