Здравствуйте, друзья!
Время от времени мне удаётся бывать на различных производствах куда меня приглашают (кстати, приглашайте еще — мне всегда интересно). Какие-то производства имеют отношение к фотографии (например, завод Carl Zeiss в Германии), а какие-то никакого, где я делаю просто коммерческую фотосъемку.
- Предисловие
- Лыткаринский Завод Оптического Стекла
- Музей и история
- Стекло и стекловарение
- Телескопы и астрономические объективы
- Телескопы
- Астрономические объективы
- Рефракторы
- Рефлекторы и зеркально-линзовые оптические системы
- Объективы для космоса
- Для космонавтов
- Для космических аппаратов
- Примеры снимков со спутников с объективами от ЛЗОС
- Изготовление линз
- Шлифовка линз
- Нанесение покрытий
- Контроль параметров продукции
- Ассортимент объективов советского времени
- Перспективы развития нынешнего времени
- Новые разработки
- Тест Рубинар-1000 против МТО-1000
- Примеры снимков с Рубинар-1000
- Выводы
- Оптические, но не фотографические изделия
- Бинокли и зрительные трубы
- Другое
- Впечатление от посещения завода
- Бонус
- Бонус 1
Предисловие
Сегодня я хочу с удовольствием рассказать о заводе, который имеет прямое отношение к фотографии — завод ЛЗОС (Лыткаринский Завод Оптического Стекла).
Рассказать о заводе тем более имеет смысл т.к. заслуги советского времени уже позади, а фотографы нового поколения не знают историю развития советской оптики или знают отрывочно. В этом нет ничего постыдного т.к. последние пару десятилетий ни один отечественный оптический завод не занимался продвижением своей продукции для широких масс фотографов.
А время изменилось и если раньше альтернатив отечественным фототоварам не было, то сейчас вы вольны покупать объективы в Японии, Германии или, даже в Китае.
Многие из нас поддались на настроения 90-ых и склонны считать, что отечественная промышленность не может тягаться с мировой фотоиндустрией. Но если быть более реалистичным, то взглянув на весь рынок фототоваров легко понять, что там есть место многим. Есть такие области оптики где мы до сих пор сильны и вполне соответствуем мировым стандартам. Да и другие преимущества есть, о которых я и расскажу.
Лыткаринский Завод Оптического Стекла
Хочу сказать большое спасибо представителям завода ЛЗОС за то что они пригласили меня на столь увлекательную экскурсию. Я думаю, эта статья будет крайне интересна моим читателям, просветит их на тему изготовления и обработки оптического стекла, а также расширит кругозор по оптическим приборам.
Музей и история
Музей ЛЗОС поражает с первого взгляда, его создавали «с душой». Все области деятельности завода нашли своё отражение и проиллюстрированы образцами и фотографиями. Это и неудивительно т.к. на ЛЗОС регулярно приходят экскурсии школьников, которым нужно доступно объяснить азы оптики и как она применяется.
Некоторые виды стекла представленные на стендах я узнал сразу. В детстве я играл лазерными стеклами как выяснилось (слева внизу видны стекла цвета рубин, а у меня еще были сапфировые).
Нашло свое отражение и производство цветных стекол и оптоволоконные технологии. Часто упоминается очень интересный стеклокерамический материал Астроситалл, который сохраняет свои размеры и форму при больших изменениях температуры окружающей среды. Это очень важно для больших телескопов.
В составе этого материала кроме стекла есть керамические кристаллы, которые не дают стеклу изменять форму и размеры.
Учебный стенд для школьников, который иллюстрирует ход луча при установке различных линз в систему.
Установка вытяжки стекловолокна в миниатюре.
Примеры изделий из Ситалла.
После посещения музея мы пошли в цех где собственно варят оптическое стекло, вот оно — зарождение оптики!
Стекло и стекловарение
Изготовление оптического стекла один из самых интересных процессов при посещении ЛЗОС т.к. без оптического стекла не будет никаких оптических приборов. Наконец я имел возможность вживую посмотреть процесс! На ютубе вы можете найти ролик про то как изготавливают линзы на заводах Canon, очень похожий техпроцесс.
Стекловаренная печь. Внутри этой конструкции находится керамический горшок в котором стекло плавится. Сверху над печью металлическая мешалка, которая придаёт массе оптического стекла однородность.
Это печь с обратной стороны, отсюда достают котёл с расплавленным стеклом.
Печь прямо «дышит» жаром и стоять рядом непросто.
А это те самые керамические котлы в которых варят стекло.
Специальный захват, которым переставляют котлы с расплавленным стеклом.
Процесс извлечения котла с расплавленным стеклом из печи
Кусок стекла, который у меня в руке это «лом», который добавляется обратно в котёл для улучшения консистенции варящегося стекла новой партии.
Такой кусок стекла можно увидеть разве что там где это стекло варят. На нём полно мелких «заноз», так что нужно быть осторожным...
Стекло варят для разных целей, потому оно имеет разную окраску, в зависимости от добавленных ингридиентов.
Телескопы и астрономические объективы
Наконец мы подошли к теме в которой ЛЗОС особенно сильны. Астрономические объективы и телескопы это то, что ЛЗОС поставляет на мировой рынок и в конце раздела я привел таблицу с данными в какие страны поставляются зеркала для телескопов, чтобы вы ощутили, что есть направление оптики в котором наши производства работают на мировом уровне и вполне конкурентны.
Телескопы
Под сборку и полировку выделен огромный цех «Астрономических и космических зеркал» так как здесь собирают телескопы с диаметром зеркала до шести метров и нужно иметь возможность добраться до нужной детали с любой стороны, в том числе сверху.
Здесь меня запечатлели на фоне огромного полируемого зеркала для сопоставления масштаба. На зеркале находится специальный полировальный порошок и механизированное устройство полировки двигается по зеркалу круговыми движениями. Его траектория рассчитывается на компьютере и управляется оно компьютером.
Видео полировки астрономического зеркала.
На снимке изображён процесс сборки большого телескопа.
География поставок астрономических зеркал и комплектов на основе их.
Тип продукции (англ.) | Тип продукции (рус.) | Страна поставки | Год |
---|---|---|---|
of Zerodur: ∅1220mm Primary mirror, ∅455mm Secondary mirror, ∅350 x 250 mm Tertiary mirror | STELLA из Церодура: Главное зеркало ∅1220 мм, Вторичное зеркало ∅455 мм, Третичное зеркало ∅ 350x250 мм, | Germany | |
4th Optical system for TTL Telescope: Primary mirror ∅2050mm, Secondary mirror ∅645 mm | 4-я Оптическая система для телескопа TTL: Главное зеркало ∅2050 мм, Вторичное зеркало ∅645 мм, | Англия England | 2001-2002 |
Set of mirrors for Beijing Observatory: Flat mirror ∅1050mm, Sphere mirror ∅1220mm | Комплект зеркал для Пекинской обсерватории: Плоскость ∅ 1050 мм, Сфера ∅ 1220 мм | Китай China | 2001-2002 |
Telescope optical system ∅ 315mm Primary mirror | Оптическая система телескопа с главным зеркалом ∅ 315 мм | Корея South Korea | 2001-2002 |
∅1050mm Parabolic mirror for EOST Company | Параболоид ∅1050 мм для EOST | США USA | 2000-2002 |
Ritchey-Chretien optical system with ∅630mm Primary mirror for Halfmann firm | Оптическая система Ричи-Кретьена с главным зеркалом ∅630 мм для Halfmann | Италия Italy | 2001-2002 |
∅1300mm flat mirror in cell. Changchun Institute of Optics and Fine Mechanics and Physics. | Плоское зеркало ∅1300 мм в оправе, Чуньчуньский институт оптики, точной механики и физики | Китай China | 2001-2002 |
Optical collimator with focal length 30m, reflecting mirrors: ∅1250mm flat, ∅1100mm parabola, ∅188mm hyperbola, ∅135mm flat. For KAKT Project | Оптический коллиматор с фокусом 30 м, отражаемые зеркала: Плоскость ∅1250 мм, Парабола ∅1100 мм Гипербола ∅188 мм, Плоскость ∅135 мм По проекту КАКТ | Китай China | 2000-2003 |
Optical system of Schmidt telescope: Spherical mirror ∅600mm, Schmidt plate ∅424mm, two lenses ∅150mm, Flat plate ∅140mm. | Оптическая система телескопа Шмидта: сферическое зеркало ∅600 мм, пластина Шмидта ∅424 мм, 2 линзы ∅150 мм, плоская пластина ∅140 мм | Египет Egypt | 2001-2003 |
∅560mm concave spherical mirror | Вогнутое сферическое зеркало ∅560 мм | Бельгия Belgium | 2002-2003 |
М3 Tertiary flat elliptical mirror ∅1521x1073mm. GRANTECAN Telescope in Canaries | Третичное плоское зеркало М3 ∅1521x1073 мм телескопа GRANTECAN на Канарских о-вах | Испания Spain | 2001-2004 |
Flat mirror 01020mm into the cell. Changchun Institute of Optics and Fine Mechanics and Physics | Плоское зеркало ∅1020 мм в оправе, Чуньчуньский институт оптики, точной механики и физики | Китай China | 2002-2004 |
Set of optical mirrors: ∅512mm Primary mirror, ∅127mm Secondary mirror. | Комплект зеркал: Главное зеркало ∅512 мм, Вторичное зеркало ∅127 мм. | Китай China | 2003-2004 |
∅1000 x 109 mm Parabolic mirror. Beijing Observatory | Параболическое зеркало ∅1000 х 109 мм для Пекинской обсерватории | Китай China | 2002-2004 |
2 sets of lightweighted optical mirrors in cells: ∅346mm spherical mirror, ∅662x312mm flat mirror | 2 комплекта облегченных зеркал в оправах: Сферическое ∅346 мм, Плоское ∅662x312 мм | Китай China | 2002-2005 |
∅2650mm Primary mirror replica. VST telescope. | Главное зеркало N2 ∅2650 мм для телескопа VST | Италия Italy | 2002-2005 |
Primary Segment MB mirror with total ∅6.5meter for LAMOST Telescope (40 hexagonal regular sub-mirrors of Zerodur material with diagonal length 1100mm) | Главное составное зеркало Mb диаметром 6.5м телескопа LAMOST (40 сегментов с размером по диагонали 1100мм) | Китай China | 2002-2006 |
Two ∅1800x250mm spherical mirrors for Cassegrain telescopes in Andenes, | 2 сферических зеркала ∅1800мм для Кассегреновских телескопов в | Германия Germany | 2003-2005 |
840 x 214mm off-axis parabolic mirror | Внеосевое параболическое зеркало 840 х 214мм | Китай China | 2003-2005 |
1m vacuum solar telescope, Yunnan. Set of mirrors: ∅1000 x 153mm M1 primary mirror, ∅266 x 45mm М2 secondary mirror, ∅246 x 45mm М3 tertiary mirror, 72 x 48 x 11mm M4 mirror | Комплект зеркал для 1м вакуумного солнечного телескопа, Юннань: M1 ∅1000 х 153 мм М2 ∅266 х 45 мм М3 ∅246 х 45 мм М4 72 х48 х 11 мм | Китай China | 2004-2006 |
∅1350 x 169mm Primary mirror For EOST company | Главное зеркало ∅1350x169 мм EOST компания | Австралия Australia | 2005-2007 |
∅960mm spherical mirror into cell for SUNO telescope | Сферическое зеркало ∅960мм в оправе для телескопа USNO | Австралия Australia | 2006-2007 |
Optical system for VISTA Telescope: Primary mirror ∅4100mm made of Zerodur material. Secondary mirror ∅1241mm made of Sitall CO-115M material. | Оптическая система для телескопа VISTA: Главное зеркало ∅4100мм из Церодура, Вторичное зеркало ∅1241мм ситалла | Шотландия Scotland UK | 2002-2006 |
3ea. ∅2050 x 170mm Primary mirrors, 4ea. ∅645 x 110mm Secondary mirrors made of Sitall CO-115M for 2m robotic astronomical telescopes of Telescope Technologies Limited, UK & Las Cumbres Observatory | Зшт Главных зеркала ∅2050 мм и 4шт вторичных зеркала ∅645 мм из Ситалла CO-115М для 2 метровых телескопов-роботов для Telescope Technologies Limited, UK & Las Cumbres Observatory, USA | США- Англия USA - UK | 2006-2008 |
∅600mm Primary parabolic light weighted mirror in cell | Облегченное параболическое главное зеркало ∅600 мм в оправе | ЮАР South Africa | 2006-2009 |
2.4m Thai National telescope: ∅2400x150mm Primary hyperbolic mirror and ∅540x70mm secondary mirror. | Оптическая система телескопа TNT Гиперболическое главное зеркало ∅2400x150 мм и вторичное зеркало ∅540x120 мм | Австралия Australia | 2006-2008 |
COREX Project set of optics: Primary mirror ∅2040mm, Secondary mirror ∅613mm | Комплект оптики для проекта COREX: Главное зеркало ∅2040 мм, Вторичное зеркало ∅613 мм | Россия- Япония Russia - Japan | 2006-2008 |
Primary mirror ∅3700 mm and Secondary mirror ∅980mm for DOT telescope of ARIES Institute | Главное зеркало ∅3700 мм и вторичное зеркало ∅980 мм для телескопа DOT института ARIES | Бельгия, Индия Belgium — India | 2008-2011 |
24 sets of mirrors for Las Cumbres Observatory Global Telescope Network (LCOGTN): Primary mirror: ∅1040mm, Secondary mirror: ∅345mm | 24 комплекта зеркал для Глобальное сети телескопов Las Cumbres Observatory (LCOGTN): Главное зеркало: диаметр 1040 мм Вторичное зеркало: диаметр 345 мм | США USA | 2008-2012 |
Астрономические объективы
Рефракторы
Астрономические объективы (рефракторы), предназначены для наблюдения за небесными объектами и их фотосъемки. Рефракторами (от слова «рефракция», преломление) они называются т.к. содержат в себе только линзы, в отличие от рефлекторов, которые содержат зеркала. Линзы преломляют ход светового луча, а зеркала отражают — вот и объяснение названию. Кроме этих двух систем существуют еще катадиоптрические системы, где сочетаются зеркала с линзами.
Качества Рефракторы бывают разного, как и фотографические объективы, но сейчас мы говорим о заводе ЛЗОС и объективах Апохроматах, которые он производит, так что о качестве и особенностях объективов поговорим отдельно, это не китайский ширпотреб.
Что же такого сложного чтобы сделать линзовый телескоп? А дело в том что при небольшом количестве линз возникают сильные оптические аберрации различного вида, которые приводят к низкому разрешению, цветным окантовкам небесных тел и изменению их видимой формы и размера.
Причин для этого много и данная проблема решается установкой дополнительных корректирующих линз и использованием специального стекла. Для примера возьмем хроматические (цветные) аберрации, которые нам так досаждают в обычной фотографии. Все вы видели цветные каемки при съемке листьев деревьев в контровом свете.
Причина тут кроется в том что световые лучи, преломляются в линзах под разным углом, в зависимости от длины волны (в отличие от зеркал, где они отражаются, не проникая в материал). Синие, например, преломляются под бОльшим углом, чем красные. Соответственно, когда приходит момент фокусирования на плоскости матрицы, световые лучи фокусируются в разных местах и возникает то самое фиолетовое свечение. Особенно это видно, когда есть резкий переход яркостей и свет разлагается из белого на все цвета радуги.
Частичным решением является Ахромат, он способен исправить продольную хроматическую аберрацию для двух длин волн.
Но при наблюдении за небесными телами этого мало т.к. там и без того много факторов снижающих разрешение и уменьшающих контраст картинки.
Потому лучше использовать Апохромат.
Апохрома́т — оптическая конструкция, у которой исправлены сферическая аберрация и хроматические аберрации для трёх и более цветов
Для того чтобы создать Апохромат приходится использовать низкодисперсионные элементы, что сильно удорожает конструкцию. Раньше использовали флюорит, но это дорогой материал имеющий ряд недостатков, потому была разработан аналог — фторфосфатные кроны. По характеристикам материал схож и не имеет недостатков флюорита. В ЛЗОС разработан крон марки ОК4, который и используется а апохроматах производимых на заводе.
Я не удержался и сфотографировался на фоне редких Апохроматов такого размера :) Жаль в свой музейчик, где у меня уже лежат линзы от кинообъективов Carl Zeiss его не забрать :) Но зато у меня в музее есть МТО-1000 (!), о котором ниже в статье.
Рефлекторы и зеркально-линзовые оптические системы
Рефле́ктор — оптический телескоп, использующий в качестве светособирающего элемента зеркало.
Зеркально-лизновые или катадиоптрические системы — это разновидность оптических систем, содержащих в качестве оптических элементов как сферические зеркала (катоптрику), так и линзы.
Зеркально-линзовые объективы сокращённо в народе принято называть ЗЛО :) Да, вы не ослышались, я когда впервые услышал тоже думал, что мне показалось, но такая аббревиатура. Тем не менее они совсем не зло, а большое добро когда нужно получить большое фокусное расстояние без хроматики.
В ассортименте ЛЗОС довольно много зеркально-линзовых астрономических объективов.
У ЗЛО по сравнению с рефракторами есть свои плюсы и минусы. Имея на руках МТО-1000, Рубинар-1000 и попробовав многие самые свежие японские телеобъективы Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, HD PENTAX-D FA 150-450mmF4.5-5.6ED DC AW, Fujifilm XF 100-400mm f/4.5-5.6 R LM OIS WR и т.п. с телеконвертерами, я пришёл к выводу, что на больших фокусных расстояниях предпочтительно использовать объектив без телеконвертера т.к. даже самый лучший объектив установленный на телеконвертер 2х последнего образца теряет 30-40% своей разрешающей способности и потому смысла в особо мощном телеконвертере с линзовыми системами нет. Т.е. на коротких фокусных проще сделать качественный линзовый объектив т.к. он не так критичен к юстировке. Добавить к нему кучу низкодисперсионных элементов скорректировав ХА, которыми «славятся» линзовые системы и получить качественную картинку. Тут вопросов нет, для съемки диких животных лучше автофокусный линзовый телеобъектив последних разработок. НО! Если мы начнём уходить за фокусное расстояние в 800 мм, то оказывается что линзовые объективы становятся крайне тяжелыми, громоздкими и имеют сумасшедшую цену. Это легко объясняется т.к. цена резко растёт с увеличением диаметра линз. И тут на помощь приходят зеркально-линзовые объективы. В ЗЛО обычно не требуется использовать низкодисперсионные элементы и потому они не сильно меняют себестоимость в зависимости от увеличения диаметра и потому мы можем найти ЗЛО с фокусным расстоянием 1000 мм и весьма скромной ценой. Многие ругают ЗЛО основываясь на своём личном опыте от использования старых советских ЗЛО типа МТО-1000, который есть и у меня.
У нас очень долго было модно хаять разные изделия советского периода не разбираясь в причинах почему они работают так как работают. Особенно это касается изделий для ширпотреба. Но после общения с уважаемыми представителями Carl Zeiss и признанием их что аэрофотосъемка в 80-ых годах прошлого века в ГДР (советский блок) была на уровне Цейса я укрепился в мнении, что не всё так просто. А изучив кучу различных источников по теме сделал вывод, что порочна была сама система, но не идея ЗЛО. МТО-1000 отличный объектив по своей сути, но качество его изготовления и сборки в то время было не слишком хорошее, если так можно выразиться.
на снимке: объектив МТО-1000
Он показывает неплохие результаты для любительского объектива того времени, но они могли бы быть намного лучше, если бы шлифовка зеркал и юстировка были более точными. Дело в том что ЗЛО очень чувствительны к юстировке и шлифовке, гораздо чувствительнее, чем рефракторы. Плюс они очень чувствительны к температуре окружающей среды, с ними нельзя как с обычными телеобъективами выйти в мороз и сразу начать снимать звезды. Нужно выйти и дать объективу подстроиться к температуре снаружи. Снимать через форточку вообще не вариант.
Но если вы хотите фокусное расстояние 1000 мм и более без огромных вложений, то особых вариантов у вас нет, зеркально-линзовые объективы вас выручат и это очень хорошо что в ЛЗОС не забыли о прежних наработках и начали новый этап в производстве объективов для широкого круга фотографов.
Объективы для космоса
Зал достижений в этой области представлен особо красочно так как гордиться есть чем и образцов своих достижений хватает.
Для космонавтов
«Объективы для космоса» — это на самом деле широкое очень понятие. Есть объективы которые космонавт берёт с собой в космический корабль и фотографирует Землю из иллюминатора. Это один тип объективов.
На фото представлен такой объектив — Рубинар-Гео-100, установленный на среднеформатной камере Mamiya (модель я не рассматривал, у меня подобная была... Сзади вроде даже цифровой задник разглядеть можно). В свободную продажу объектив Рубинар-Гео-100 не поступал и предназначался исключительно для космонавтов.
Для космических аппаратов
Второй тип «Объективов для космоса» это объективы, которые устанавливаются на спутниках и космических станциях, чтобы фотографировать как объекты на Земле, так и в космосе.
Как видите, объективы которыми пользуются в космосе могут быть весьма большими несмотря на то что каждый грамм, который поднимают в космос стоит больших денег. Причина этого в необходимой разрешающей способности, которая зависит от диаметра объектива (диафрагмы у них нет).
Примеры снимков со спутников с объективами от ЛЗОС
Больше снимков из космоса объективами ЛЗОС по ссылке
Изготовление линз
Пила для нарезки стекла.
Шлифовка линз
Я ранее изучал вопрос шлифовки линз на основе данных в интернете когда читал про становление нашей оптической индустрии, но с тех пор мне не доводилось посмотреть всё вживую и тем более не было возможности увидеть как это происходит сейчас когда шлифуют линзы фотографических объективов.
На снимке представлена готовая шлифовальная поверхность. Т.е. это подложка с наклееными на неё шлифовальными элементами. Они могут быть из стекла, а могут быть из смолы, в зависимости от того какая нужна жесткость шлифовального элемента.
А вот и сами шлифовальные элементы, еще не приклеены к подложке.
Ниже показан процесс шлифовки. На заре фотографической эпохи была проблема с равномерностью шлифовки линз... Но сейчас всё управляется компьютером и можно задавать любую траекторию движения шлифовального элемента.
Кроме того есть цеха для более мелких линз.
Это станки для высокоточной шлифовки и полировки.
Шлифовальные и полировальные насадки.
Нанесение покрытий
В наше время ни одна линза не обходится без нанесения покрытий. В первую очередь просветляющих, которые позволяют большей части света проходить через линзу без потерь на отражение и защитных, которые берегут линзу от царапин. В ЛЗОС также имеются установки для нанесения широкого спектра современных покрытий.
Контроль параметров продукции
Каждая линза или зеркало проходят контроль изготовления лазером, а когда они собраны в объектив, то проходят юстировку на коллиматоре и контроль на интерферометре.
На снимке я смотрю в коллиматор.
Интерферометр для плоской оптики до Ø 150 мм
Интерферометр для плоской и сферической оптики
Так что, как видите, оборудование вполне современное. Жаль не удалось посмотреть процесс вживую.
Ассортимент объективов советского времени
В советское время ЛЗОС производил довольно большую линейку объективов гражданского применения, которую вы можете наблюдать на снимке.
Особенно популярны в народе были Юпитер-9 (85/2) и МС Индустар — 61 Л/З. Я сменил много версий Юпитер-9 и должен сказать, что это отличный объектив за свою цену.
Где еще найдешь 85-мм объектив неплохого качества и по такой низкой цене? Корпус металлический, никакого пластика. Фокусировка удобная. Мне больше нравились чёрные с мультипросветлением, хотя я попробовал все варианты.
МС Индустар — 61 Л/З был фаворитом у моего отца еще на Зените.
Кроме того был очень популярный широкоугольник Юпитер-12 (35/2.8) для дальномерных камер. Разработан на основе Carl Zeiss Biogon 35/2.8. У меня лично был Юпитер-12 производства «Арсенал», так что фото сюда не вставляю, хотя внешне они идентичны.
А может кто помнит МС Вега-11У 50/2.8? В ветке форума по макросъемке широко известный в узких кругах макрофотограф Евгений творил им просто чудеса. Листайте форум, там весь процесс становления макрофотографа с нуля и до очень приличных результатов. И всё с простой Вегой-11У!
Но это былые заслуги, а мы ждём новых достижений и, надеюсь, скоро ЛЗОС нам покажет новые проекты!
Перспективы развития нынешнего времени
Новые разработки
Мне удалось встретиться с одним из разработчиков нового Рубинар-1000 — Малькиным Андреем. Объектив разрабатывался давно, но сейчас он получил новую реинкарнацию и интересно было услышать из первых уст что планировалось и что получилось.
Для расчёта оптики объектива использовалась популярная программа ZEMAX. По сравнению с МТО-1000 использован новый тип стекла и новые просветляющие покрытия, но это не полностью новая разработка как я понял, а доработка предыдущей версии.
Вот красавец Рубинар-1000 на фото — очень брутально!
Рубинар-1000 1000/10 с блендой
Рубинар-1000 1000/10 без бленды. Без бленды он намного короче МТО-1000, что делает его мобильнее.
Что же он может и насколько сравним с тем что было?
Слева Рубинар-1000, справа МТО-1000, оба производства ЛЗОС.
МТО-1000 мне достался новенький и в полной комплектации с законсервированного некогда склада. Там комплект вообще шикарный... Кроме собственно кожаного кофра в комплекте есть два светофильтра диаметра 125 мм. На сегодняшний день сложно представить сколько могут стоить такие светофильтры...
Этими фильтрами я не пользуюсь, так что их успешно нашли дети и «захватали» :)
Рубинар-1000 у меня тестовый образец, который дали на заводе ЛЗОС.
На снимке сверху Рубинар-1000, а снизу МТО-1000. Как видите, у Рубинара появился «пятак» под штатив. Это очень правильно т.к. вес существенный и так как МТО-1000 крепился к штативу было не совсем верно т.к. получалось что крепится плоскость к круглой поверхности.
У МТО-1000 было два «гнезда» под штатив под 90 градусов друг от друга. Учитывая его резьбу М42 для присоединения камеры, накручивая адаптер М42-Canon, мы никогда не знали какой стороной встанет камера т.к. закрутить нужно до полной фиксации и часто камера оказывалась или боком или вообще вверх ногами (есть процедура исправления положения).
На Рубинар-1000 гнездо под штатив находится на специальном металлическом хомуте, как у Canon, например. Фиксируется винтом к корпусу объектива. Так что вы всегда можете легко повернуть штативное крепление относительно байонета, открутив винт и зафиксировать его в новом положении.
Тест Рубинар-1000 против МТО-1000
Я решил сравнить их по разрешению, выбрал сюжет.
Наша цель — два оранжевых дома с перемычкой на заднем плане.
Полный кадр с объектива 1000 мм. Как вам такое приближение объекта? :)
Canon 5DsR (50 Мпикс) + объектив 1000 мм/f10.5, 1/400sec, iso 800. Штатив Gitzo 3532 Moutaineer. Фокус ручной по Liveview 16x. Съемка с задержкой спуска 2 сек.
Как видите, какой-то большой разницы в разрешении нет. Задний план у Рубинар-1000 порезче.
Примеры снимков с Рубинар-1000
Неплохой пример по которому можно увидеть возможности Рубинар-1000. На снимке есть кирпичная стена под прямым углом к оси объектива, так что вы может оценить разрешение.
В обычный объектив типа Canon 100-400 с телеконвертером 2х я вообще ничего хорошего не увидел бы, а на Рубинар-1000 мне удалось получить приемлемое фото. Пусть не самого высокого разрешения, но и без хроматики — годное для печати на конкурс, например.
По этому снимку видно, что контраст не очень высокий. Но и расстояние до объекта большое, так что больше сказывается пыль висящая в воздухе, нежели характеристики объектива. В воздухе всегда что-то летает из микрочастиц, а над большими городами на небольшой высоте очень многое, так что фотосъемкой небесных тел лучше заниматься в 100 км от города, где небо действительно чёрное и без пыли. И лучше делать это с возвышенности, где не так сильно влияют восходящие тепловые потоки.
Обратите внимание на купол на котором блик от Солнца. На линзовом объективе (рефракторе и не апохромате) здесь были бы жуткие продольные ХА, но на ЗЛО их нет вообще. Это преимущество ЗЛО.
Выводы
Как и предполагалось, Рубинар-1000 это доработка прошлой модели. Есть положительные сдвиги в уменьшении размера, улучшении эргономики и появление функции «Макро», но в целом есть над чем работать и в первую очередь над разрешением объектива (28/16 lp/mm для МТО-1000 по паспорту). Если бы мы снимали на любительскую плёнку, то я бы распечатал такие фотографии и повесил на стену. Не зря МТО-1000 получил Гран-При на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. Сейчас тоже можно распечатать для выставки, но в цифровую эпоху мы привыкли к объективам более высокого разрешение и над этим стоит поработать в новой модели.
Рубинар-1000 без всяких сомнений можно использовать как астрономический объектив. Об этом лучше почитать у настоящих ЛА в этой статье
Оптические, но не фотографические изделия
Бинокли и зрительные трубы
Один из стендов музей ЛЗОС демонстрирует достижения в плане биноклей и зрительных труб. Как я мог пройти мимо этой выставки будучи постоянным пользователем биноклей и амбассадором немецкой фирмы, которая их производит? :)
Чтобы купить такую зрительную трубу в советское время мне пришлось две недели работать разнорабочим, кирпичи разгружать... Это была моя мечта. Воспоминания хорошо запечатлелись :) Эти зрительные трубы теперь музейные экспонаты. Надеюсь в обозримом будущем мы увидим то что опять станет мечтой какого-нибудь школьника.
В музейной коллекции биноклей ЛЗОС есть даже хорошо узнаваемый театральный бинокль, который все знают. Таким я пользовался когда меня водили в театр в детстве.
Это всё простые и понятные бинокли, а гораздо интереснее мне было обнаружить здесь бинокль «Зрачок» 8×20. Он очень похож конструктивно на немецкий и даже параметры (немецкий 8×22) близки. Хотя наш, конечно, без европейского лоска... Больше напоминает военное изделие.
Другое
Отдельный зал посвящён различным изделиям используемым в промышленности и в военной индустрии.
Здесь вы видите бронированное стекло. Кроме того в музее также есть специальные стекла со свинцом для АЭС. Они прозрачные но очень тяжелые, вмонтированы в стену.
Здесь вы можете видеть выставку приборов ночного видения и тепловизоров как гражданского, так и военного назначения.
Конечно, я посмотрел в такой прибор. На зелёном фоне видны белые объекты. А с тепловизором еще интереснее, вы прикладываете руку к стене и потом на экране тепловизора наблюдаете как ваш белый отпечаток медленно исчезает со стены (остывает). Всегда мечтал о таком приборе, но подобные приборы для обычных граждан производимые западными фирмами имеют очень низкое разрешение сенсора тепловизора (320×240 пикс) и высокую цену (около 800 USD).
Ассортимент производимой ЛЗОС продукции крайне широк и описать всё в одной статье не представляется возможным, да и нет такой задачи. Моя цель была рассказать вам об уникальном производстве имеющем конкурентные преимущества, о его перспективах развития и о технологиях изготовления стекла о которых информации в интернете нет и, надеюсь, вам было интересно :)
Впечатление от посещения завода
В последние годы я относительно часто посещаю различные заводы и они находятся на разных этапах своей модернизации. Большое преимущество ЛЗОС состоит в том что завод имеет полный цикл производства оптической продукции и может самостоятельно как разработать, так и наладить производство новых уникальных изделий. Руководство завода, насколько знаю, нацелено на развитие гражданской продукции, для этого предпринимаются определенные шаги. Главное сейчас, на мой взгляд, это прислушаться к фотографической общественности и разработать действительно конкурентные товары. Так что скрестим пальцы на удачу и будем ждать развития событий и новых интересных проектов от ЛЗОС!
Бонус
Перед самой Фотокина 2018 ЛЗОС выпустил еще один Рубинар!
Похоже на «экспортную версию»...Рубинар-1000. Посмотрим, что будет на Фотокине... Завод в ней участвует.
Бонус 1
Материалы по беззеркальным объективам Тамрон
Tamron SP 500mm F/8 Mirror Model 55B: When introduced in 1979, this lens was the smallest and lightest 500mm mirror telephoto ever produced by any manufacturer. Remember the days of using Vivitar's heavy solid Catadioptric telephoto lenses or other manufacturer's far less compact mirror telephotos? This lens is significant because it changed the thinking of optical engineers throughout the industry since this lens uses Mangin mirrors. Mangin mirrors are simply lenses with one side of the lens being either aluminized or, in the case of Tamron's mirror lenses, silvered for peak reflectivity. Light passes and refracts through the unsilvered front side of the lens element, reflects off the aluminized or silvered back surface, and then the light again passes and refracts through the front side of the lens element. The whole point of using Mangin mirrors within a catadioptric lens is to reduce weight and size by getting away from the heavy solid catadioptric lens designs and earlier conventional mirror lens designs which were nowhere as compact. Many other manufacturers, subsequent to the introduction of this lens, followed suit by designing cat lenses with very similar optical designs. For example, a year or two later Tokina introduced their very similar 500mm F/8 which had somewhat worse overall performance. For a while the Tamron and Tokina lenses were the two best 500mm F/8 mirror lenses on the market, but that changed after the mid 1980s as some other manufacturers managed to somewhat improve these landmark optical designs. Overall, this lens produces fairly sharp images which are slightly soft in the corners. It is lightweight yet features solid construction, accepts rear 30.5mm thread-in filters, and produces acceptable performance when used with the Tamron SP 2x teleconverter. This lens also continuously focuses down to 1:3 macro. Macro performance is good but with softness in the corners due to off-axis coma. Light transmission is very close to F/8 and light fall-off is a mere 0.75 stop. Color rendition is very good. Out-of-focus doughnuts have a smaller than average "hole" since this lens has a relatively small central obstruction compared to most other 500mm cat lenses. This is a very good mirror lens with performance which was only somewhat exceeded by a few of the OEM lens manufacturers. Lens Specifications:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Tamron SP 500mm F/8 Mirror Model 55BB: This later version SP 500mm F/8, introduced in 1983, is an optically revised version of the original model 55B lens first introduced in 1979. The major optical design change is the switch to a constant thickness meniscus main mirror in order to reduce close focusing spherical aberration. The change in the main mirror design also necessitated changes for the two smallest lenses located within the middle of the optical design. This model 55BB also discards the earlier model's detachable tripod mount and the set of four filters for B&W photography. The later model 55BB is also readily distinguished from the original model by its diamond knurled rubber focus grip and the lack of the locking screw used on the earlier model 55B's built-in rotating tripod mount ring. Thus this lens does not feature any built-in tripod mount whereas the original lens featured a detachable tripod mount. We haven't had the opportunity to compare both optical versions since the fact that the optical design had changed slightly completely escaped our attention until now. Nevertheless this is now a high priority on our list in order to answer two questions: Which lens is sharper across the field for distant subjects? Which lens is sharper for tele-macro work? It may turn out that the earlier version is slightly superior for long distance photography while the later version likely is somewhat superior for tele-macro work. Why do we say this without having compared these two lens versions? Because at least in the early 1980s Tamron, unlike many other competitors, was NOT known for introducing revised lens designs that offered inferior overall performance. This is because Tamron was still trying to increase consumer acceptance and market share by offering improved optics. Please see the 55B link for our review and Modern Photography's test results of the earlier version of this lens. Lens Specifications:
|
Хорошая статья, правда ещё больше статьи приятно поразило то, как вам удаётся отвечать на хамство ниже в комментариях. Помню на волне любви ко всему французскому :-), в том числе к французскому языку в общем, и к Шарлю Бодлеру в частности, скопил на первые трудовые и поехал в Париж почти на месяц, сняв квартиру поближе к центру с целью погружения.
Что поразило так это невероятно узенькие лесенки в подъездах, запредельная слышимость (хоть обо всём этом и читал у Золя) и умение редких встречных французов обращаться с хамами. Видимо оно там вырабатывается от дикой скученности что ли. Живо вспоминается в хлам пьяный э-э-э да клошар поносивший последними словами мимо проходившую француженку, на каждую фразу получавший улыбку и неизменное : Доброго вам дня, месье!
Думаю, что многие подобным образом получили свой первый личный опыт и освободились от клише и предрассудков, которые сформировались за железным занавесом.
Спасибо за комментарий! :)
Когда задача в стоит в созидании, а не разрушении, то эмоциональные споры и ругань оказываются бесполезными, потому я их избегаю.
У меня нет цели обижать людей... Есть цель улучшить статью и потому если я встречаю конструктивную критику, то прислушиваюсь.
Европейцы в этом достигли хорошего прогресса. Они понимают, что если друг другу улыбаться, то можно сделать место проживания более комфортным, а если ругаться, то будет наоборот. Понятно, что все люди предпочитают жить с минимумом стрессов (которых и без того хватает в современном мире) и это достигается работой прежде всего над собой...
Спасибо за жизненный пример! Было приятно представить! :)
Помнится, что вы в давней нашей переписке утверждали, МТО-1000 с очень плохим 2-х кратным конвертером советского производства делает чудеса разрешения. Теперь же вы говорите, что даже Canon 100-400 на длинном конце с отличным конвертером теряет 30-40% разрешения. Да если у МТО-1000 с разрешением 30 лин / мм ( в центре!) убрать 40%разрешения ,а если советский конвертер, то все 50%-будет одно мыло! Так где же истина?Прежде или теперь?
Михаил, что-то вы путаете... Про «чудеса разрешения» МТО я никогда не писал. Ни с конвертером, ни вообще. У него есть паспортные данные и он им вполне соответствует.
Конвертер, понятное дело, делает разрешение еще ниже, так что смысла в конвертере 2х нет в данном случае.
Странные у вас подсчёты... Это же простая логика и арифметика.
100-400 уступает в масштабе больше чем в два раза. Потому ему и пытаемся приспособить конвертер. А Рубинар-1000 и без того имеет фокусное 1000 мм, нет необходимости ставить на него конвертер для сравнения со 100-400.
Теперь, надеюсь, я устранил недоразумение...
Достаньте старую нашу переписку, где вы снимали на МТО 1000 с советским конвертером 2Х.И еще писали , что конвертер не ухудшает качество объектива.Да еще хвастались тем, что наводили с рук.Я не предлагал ставить конвертер на Рубинар.Я говори,что Canon c 2х конвертером будет иметь картинку лучше, чем Рубинар.
Михаил, вы так разговариваете будто я вам что-то должен. Но это не так. Вам нужно — вы и достаньте.
На МТО предлагали? У них одинаковые ТТХ.
"Да если у МТО-1000 с разрешением 30 лин / мм ( в центре!) убрать 40%разрешения ,а если советский конвертер, то все 50%-будет одно мыло! "
Это не вы писали?
Вы мне в почте предлагаете выкладывать все материалы в комментарии и я не против. Но и ваши нападки тоже тогда полностью пишите здесь. А самое интересное пропадает :)
Я-то сделал тест. И когда писал про это всё было очевидно, 135/2 старый объектив, который «звезд с неба не хватает». Делать повторный тест ради вас лично у меня интереса нет.
А сравнивать его с зеркально-линзовым объективом, причем у одного 135мм,а у другого 1000 мм... Вам не кажется это некорректным?
Вы можете зайти по ссылке и сравнить его с уже стареньким Цейсом (Milvus 135/2
Или можно сравнить с Сигма 135/1.8
А что вы ждали от объектива выпущенного в апреле 1996г?
Это ссылка на RAW c МТО-1000
Снимки с Рубинар-1000 (3 файла RAW)
Михаил, вы почему-то думаете, что я должен тратить время на то чтобы переубедить лично вас. Мне от этого пользы никакой нет. Я публикую полезную информацию для всего фотосообщества. Не так и сложно зайти на тот же the-digital-picture и проверить Canon 135/2 самому, сравнив его с другими объективами.
Про зеркально-линзовые объективы. Я говорил о том, что их преимущество начинается с фокусных расстояний более 800 мм. И говорил я это не голословно, у меня (в отличие от некоторых моих критиков :) ) есть возможность попробовать кучу телеобъективов, в том числе самых современных.
Вот статья где я с того же места снимал тот же объект на объектив Canon 100-400 вер.1 с конвертером 2х.
А вот файл PSD где на разных слоях кэнон и МТО (подписаны)
И после этого вы скажете опять что я ничего вам не присылаю?
А вот это ссылка на RAW файл от Canon 100-400 на случай если вы боитесь заговора и подумаете, что я в PSD приложил что-то не то. Можете посмотреть Exif.
Резюмируя.
Любое свое критичное замечание лучше всего подкреплять какими-то аргументами. Это называется «конструктивная критика» и ведет в итоге к улучшению материала. А если вас просто переполняют эмоции и обида за любимый объектив, то тут я ничем помочь не могу... Желаю вам удачных снимков на 135/2 и помнить, что снимки в конечном итоге делает фотограф, а не объектив. Так что нет смысла привязываться к какому-то конкретному объективу.
Дмитрий, я уже говорил, что вы отвечаете на те вопросы, которые я не задавал.И не отвечаете на мои вопросы."Михаил, вы так разговариваете будто я вам что-то должен. Но это не так. Вам нужно — вы и достаньте." Это же вы писали о тесте МТО1000 с 2х кратным конвертером.И уже не помните , что там писали.Вот я и написал, чтобы вы достали и прочитали.То вы пишете ,что конвертер не ухудшает разрешение объектива, то пишете, ухудшает на 30-40%.Вы приводите фото в статье некорректно-нужно писать диафрагму, выдержку и ИСО." Я-то сделал тест. И когда писал про это всё было очевидно, 135/2 старый объектив, который «звезд с неба не хватает». Делать повторный тест ради вас лично у меня интереса нет. Опять передергиваете факты.Я писал, что не делать тест 135, а сделать тест 135 с 2х конвертером.А не утверждать голословно, что будет хуже , чем у Рубинара.P.S. Похоже, что у вас напряг с балансом белого, да и RAW вы неправильно обрабатываете.
Конечно я не помню что кто там кому писал т.к. прошло много времени. Если бы вы написали что-то существенное с примерами снимков, я бы запомнил. А раз аргументов нет, то и запоминать это незачем.
У вас есть претензии к моим словам, так что это ваша работа найти и привести те слова с которыми ВЫ не согласны. Если бы мне нужно было доказать, что вы неправы, то я бы нашёл ваши слова и привёл примеры снимков.
А получается наоборот. Я вам привожу снимки в формате RAW. Объясняю почему всё так, а не иначе. Даю вам ссылки на другие независимые ресурсы, а «воз и ныне там».
Я вам дал RAW файлы — вы вольны посмотреть там выдержку и ISO. Диафрагму, к сожалению, не посмотрите т.к. её в зеркально-линзовых объективах нет.
С чем его сравнить при этом? Просто показать, что будет еще хуже? Разве это не очевидно?
Как вы предлагаете сравнивать 135 с конвертером 2х с Рубинаром у которого фокусное 1000 мм?
Где логика? Объективы с сильно разным фокусным расстоянием никто не сравнивает, в этом нет смысла.
То что у 135 мм будет хуже чем 1000 мм вам не кажется очевидным? Хоть с конвертером, хоть без?
А вы выкладывайте своё творчество в комментариях, пусть остальные читатели полюбуются на подтасованные данные с повышением резкости :)
кроп 100% для тех кто не захочет всё качать
Присоединенная картинка:
Добрый день, Дмитрий!
Большое спасибо за такую позитивную статью.
Очень радует, что оживают и восстанавливаются серьёзные производства. Пусть в кооперации с зарубежными компаниями, это не страшно, сейчас весь мир кооперируется :) .
Как обладатель продукции ЛЗОС (ЗМ-6А) хочу спросить: не попадались ли Вам сравнения Лыткаринских зеркально-линзовых объективов с зарубежными аналогами? По отзывам большинство владельцев наши объективы хвалят, а от того же Samyang многие разочарованы...
Александр, здравствуйте!
У меня на руках как раз сравнение Лыткаринских зеркально-линзовых объективов с Samyang, тестирование проводили в ЛЗОС. Там лыткаринские вчистую выигрывают. Но формат тестирования у них специфический, в виде таблицы. Так что даже мне сложно оценить что и как кроме того что цифры у лыткаринских лучше :) Я пробовал Samyang 500/2 и вполне допускаю, что у Samyang и другие ЗЛО плохие тоже.
Надеюсь мы дальше будем сотрудничать с ЛЗОС и я доберусь до нормальных графиков, которые и опубликую. Очень на это надеюсь.
Спасибо. Будем ждать.
Canon и Tamron зеркальные 500f8 по резче змеев аналогичных будут процентов на 20. У меня был ЗМ-5СА 500 mm f/ 8.0 MC, не удачный наверное, там даже 40 линий по центру не было, у Tamron SP 500 mm f/ 8 Adaptall-2 model 55BB по центру 50.
Алекс, спасибо за комментарий, но нужны наглядные тесты.
К сожалению все стерли, было все там: adaptall-2.org
А кто стёр?
Не знаю, целиком сайт перестал существовать. Там были описания всех серий Tamron adaptall и тесты большинства SP объективов.
Хорошо, что у нас есть машина времени
Можете указать конкретную ссылку там?
web.archive.org/web/20160.../lenses/55B.html
web.archive.org/web/20160...lenses/55BB.html
Спасибо! Супер! Перенесу эти страницы сюда как доп.материалы, чтобы не потерялись!
Тесты сделаны журналом Modern Photography.
Дмитрий, здравствуйте! Хочу выразить Вам благодарность за очень интересную, познавательную статью! Целый научный труд :) Бегло просмотрел, позже прочитаю внимательно. Действительно, очень интересно! Много информации узнал впервые. Спасибо! Цитата: «...цена резко растёт с увеличением диаметра линз» — это как аксиома!
Николай, здравствуйте!
Спасибо на добром слове! :) Я старался написать интересно и рассказать что-то новое. Надеюсь в будущем описать весь цикл разработки и производства объектива от А до Я.
Зачем вы Рубинар поставили на Canon 5DsR, достаточно было на Canon 5D.В прошлом блоге вы писали, что Canon 135/2.0 на 5dsR получил бы очень плохие фото. А Canon 135/2.0 не самый плохой объектив. Голословное утверждение.Покажите фото в поддержку ваших слов.Фото, где приведен полный кадр вызывает недоверие.При очень низком разрешение на краях кадра у Рубинара не может быть такие четкие кирпичи.
Михаил, ответил вам ниже в комментарии. Зря вы за кирпичи волнуетесь — они вполне на уровне Рубинара. На меньшем фокусном легко найти объектив, которые даст более резкие кирпичи. Проверить мои тесты легко, МТО-1000 стоит сейчас около 10тыс.руб. Можете купить и провести свой тест.
Из МТО всё возможное уже выкачали! И это при уровне 60-х годов! Резкость в старом стекле даже по-выше на мелких деталях .Остаётся грустно вздохнуть... Нужны новые конструкции, на новом уровне, а не стотысячная модификация АК47.
Полностью с Вами согласен! Мы все этого ждём и я очень надеюсь увидеть что-то новое в ближайшее время. К этому есть предпосылки и скоро мне обещали интересные новости, которыми с вами поделюсь.
Добрый день! Зачем вы Рубинар поставили на Canon 5DsR? С таким разрешением объектива хватило бы и Canon5D. В прошлом блоге вы написали, чтоесли ппоставить Canon 135/2.0 yf 5DsR , то получатся очень плохие фотографии.А упомянутый Сfnon не чета Рубинару! О пять одни сомнительные умозаключения вместо снятых фотографий. Вызывает сомнения фото, где при веден полный кадр с Рубинара.Приего низком разрешении на границе кадра кирпичи не могут быть видны так четко.
Михаил, здравствуйте! Canon 5DsR моя основная камера, зачем мне было искать какую-то другую? Да, её разрешение сильно превышает возможности Рубинара, но это никак не мешает работе с ним. Умозаключения основаны как раз на снятых тестовых фото, они с Рубинара и МТО. Также я снял Луну (в обыном и инфракрасном спектре), снимки которой сюда не приложил т.к. ничего нового не увидел. Снимкам вполне можете доверять. Если надо еще выложу.
Дмитрий, спасибо за удивительную экскурсию! Не знал, что в России ещё осталось такое производство, да ещё и конкурентоспособное! Пожелаем им удачи и процветания!
Дмитрий, а Ленинградское оптико-механическое об"единение(ЛОМО) живо? Вот бы туда попасть!
Герман, здравствуйте!
Живо вроде... Но туда я пока не попал. Российские оптические заводы, насколько я знаю из достоверных источников, частично переоборудовались современными немецкими станками и измерительным оборудованием. Почему именно немецким не знаю, но, видимо, такая у нас с немцами тесная дружба :) Причем и не на оптических заводах тоже все станки немецкие. Ну и слава богу! Немцы впереди всех в оптике. Дай бог и мы сможем у них многому научиться.
Статья понравилась по тону и по направленности. Спасибо!
Юрий Юрьевич, спасибо на добром слове!
В отличие от вас с лаборантом, мы знакомы с руководством завода
(многие годы арендовали там). Этот завод уровня 50-х годов прошлого века, местами разбавленный импортным оборудованием, кстати его
мало и не первой свежести. Соответственно и продукция не выдерживает никакой критики. Почему не закрылся? Выручают заказы от гос. структур, для танков, БМП, но на тех же кораблях бинокли стараются заменить на импортные из-за качества изображения, раньше на второсортное немецкое, сегодня неизвестно. У этого завода нет будущего, он завис между небом и землей как и большинство монстров советского периода. Это не мое мнение, а мнение зам. директора завода. Как он пошутил, заводу нужна мощная реконструкция, подойдет ковровое бомбометание всей его территории. Пессимист, но он прав.
Игорь Борисович, здравствуйте!
А я вот думаю, что если энтузиаст-одиночка может на своих крошечных возможностях разработать серию объективов, собрать денег и начать их активно продавать, то уж такой гигант как ЛЗОС с его мощностями и подавно!
Проблема успеха или его отсутствия у завода не в оборудовании, а в кадрах. Нужны молодые энтузиасты своего дела с поддержкой от руководства как в плане возможностей, так и в материальном.
Насколько руководство правильно найдет этих людей — такие будут и перспективы.
Это вы как специалист по разработке и производству объективов говорите? Экспертное мнение?
Может вы на западных заводах которые производят объективы были и оценивали их мощности, чтобы сравнить с ЛЗОС?
Вот откуда берутся такие оценки? Наберите модели станков в гугле и вы найдете что они вполне современные. Если бы продажи были как у Canon, то их количества не хватило бы, но задача на текущий момент это первые существенные партии для массового покупателя и для этой цели их более чем достаточно. Причем они закрывают весь цикл производства, без аутсорсинга.
Будущего нет только у тех кто ничего не делает (у тех самых пресловутых пессимистов). У остальных оно есть.
Я не аффилирован к ЛЗОС. Но я видел производство и общался не только с «лаборантом» (кстати, нач. научно-технического центра, к.т.н.), но и другими людьми, занимающими более высокую должность. Потому скажу что перспективы есть. Насколько они будут реализованы — покажет будущее. Но из пораженческих настроений ничего путного никогда не выходило и это точно.
Давайте я Вас познакомлю с верхами завода, они Вам более
профессионально что ли объяснят почему нет перспектив, хотя вы и сами назвали их: Кадров нет и их не будет (сейчас нет уже специалистов, готовящих стекловаров), можно назвать тысячу причин, те же итальянцы переняли немецкие компьютерные технологии, у нас ни компьютеров, ни технологий (они денег стоят), ни желающих вкалывать. Оборудование мы не производим! Технологии мы не разрабатываем, все эти Гелиостары сделаны на вывезенном (сворованном) после войны немецком оборудовании, пользоваться которым научили репатриированные немцы. Поэтому и качество немецкое (почти) уровня 50-ых годов прошлого века. Куда ни кинь, всюду клин. Это хорошо что вы оптимист, значит вы или спите или не знаете сути вопроса. С советского времени на заводе ничего не происходит, в советское хоть лапшу вешали, с какой стати сегодня прорыв произойдет. Вы хоть познакомтесь с ведущим инженером, директором, сразу поймете — завод работает на извлечение прибыли в карман эффективных менеджеров. Это не секрет, почти вся промышленность наша такова... Но, давайте договоримся как только наши утрут нос Лейке или Кенону, напишите, вместе посмеёмся этой глупости.
Игорь Борисович, в свое время наша оптическая индустрия ставилась также с нуля. Не было никакого волшебника, который бы махнул палочкой и все наладилось. Оптику мы выпускали и до войны, а с помощью немецких оптиков ее качество стало лучше. И достаточно много было разработано своих камер и объективов во времена «Железного занавеса», когда заимствовать было сложно.
Немцы в 40-ых годах 20-ого века не летали в космос и не снимали оттуда Землю. Так что вы распространяете отдельные факты на всю индустрию, что не есть верно.
С какой стати произойдет прорыв я вам скажу т.к. уже можно (уже объявили на Photokina 2018). Концерн Швабе заключил сделку с немецкой Leica. Показаны первые образцы камеры ZENIT M
Мой оптимизм по этому поводу сдержанный т.к. пока это лишь копия Leica 240, а не свое детище. Но будут производить по лицензии в России. А уж как получится — там увидим.
Если бы никому ничего не было нужно, то и этой новости не было бы.
Увы, мне хочется, но трудно Вас понять... Экономика развивается по определенным законам, основной из них конкуренция. Сейчас идет жесточайшая конкуренция между Canon-овскими автоматическими заводами и немецкими концернами, мы её не видим в силу того же железного занавеса, но итог этой войны очевиден — прорывные технологии. Проигравший сдастся и купит лицензию, в итоге западники все довольны, в заднице как всегда окажутся изгои вроде нас. У нас же никогда этого не будет, исключение шарашки, где под дулом пистолета королёвы создавали что-то, но там был выбор, или ракета и жизнь или смерть. Сейчас шарашек нет и слава богу, но нет и прорыва. А то что какой-то оптимист что-то сварганит где-то, ничего не даст. Бюрократия мощнее его в миллион раз, перемолит и докажет что инициатива наказуема. Но вы меня обрадовали, оказывается ещё есть чудики верящие в светлое завтра россии. Я не то что не верю, я реалист, общаюсь с немцами (много родственников там), американцами (там живут двое однокашников, в 90-тые уехали, кстати водили по ихнему заводу, мы их никогда не догоним!!!!!!! К сожалению!!!) Время такое, все рвутся в технологическое будущее — объединившись!
А один в поле не воин, он в поле лишь способен снять штаны и..., что в принципе сегодня и происходит с россией. Мне жаль.
Позвоните когда Вы уделаете Canon, Mersedes и пр., посмеёмся.
Игорь Борисович, мы меня, видимо, неправильно поняли... Вы думаете я «ура-патриот» и верю в то что наша промышленность победит немецкую или американскую? Я об этом не говорил ни в статье, ни в комментариях. Тем более что я недавно был на одном из немецких заводов, который «задаёт тон» всей индустрии производства чипов
Речь идёт о совсем другом. Речь идёт о производстве конкурентной продукции вообще. Чтобы делать что-то полезное для людей что будет продаваться. Такое можно сделать даже «на коленке», если хотеть это сделать. А у завода большие мощности и если их использовать, то можно и что-то полезное сделать.
Он не оптимист, он реалист. Разработал объектив, нашёл производства, которые согласились делать небольшие партии. Собрал денег с потенциальных покупателей, сделал и продал!
Не просиживал штаны и не ждал когда придёт добрый дядя и подарит ему станки. В этом отличие тех кто делает от тех кто не делает.
Когда я был в гостях в Индии меня познакомили с сыном долларового миллиардера которому «принадлежит» целый город размером с Санкт-Петербург. Его отец начинал как торговец зеленью на рынке, а сейчас он ездит на роллс-ройсе. Бюрократия в Индии куда сильнее нашей, если вы там не были — обязательно съездите посмотреть и набраться оптимизма :) Как же так получилось, что вчера он зеленью торговал, а сегодня крупный девелопер? При том что большая часть населения живет под жестяными листами и влачит жалкое существование. Я всегда это вспоминаю когда слышу жалобы на нашу бюрократию, отсутствие оборудования и т.д.
Вроде никто не обещал что будет легко? Но если вы директор завода, то возможностей-то у вас побольше чем у человека, который живет в «хрущевке» и все его оборудование размещается на кухонном столе? Чего тогда достигли именно вы? (отвечать не нужно, это риторический вопрос)
Да, в США всё это сделать намного проще (как я слышал). Но мы исходим из наших реалий. Всегда есть пути развития и их нужно использовать и радоваться что что-то двигается, а не «страдать» что «мы никогда не догоним».
Догоним-не догоним это вообще к нам не имеет отношения. Вопрос стоит в том что каждый делает на своём месте и каких результатов он добивается.
Процитирую Джека Ма, создателя Алиэкспресс и Алибаба
Я лично фотографией занимаюсь и просветительской работой. К созданию фотокамер, к сожалению, отношения не имею. Но хотел бы!
Отверточную сборку 500 штук Leica Вы называете прорывом?
(Пожалуйста не обижайтесь) и не заставляйте смеяться над Вами. Я не понимаю зачем это нужно, может быть они потом собираются выпускать миллионы Леек по сто рублей для всех голодранцев россии? Вряд ли. А людям достаточно сходить в Мюнхене в магазин Leica (в Leica только там был) и купить приличный аппарат, т.е. немцам это не нужно, нам недоступно.
Тогда в чем смысл? Подозреваю что и смысла нет, отписка верхам что якобы с немцами сотрудничают. Не могу поверить что россия способна самостоятельно скопировать Leica 240 c
немецким качеством. Фиат-то намного проще, и времени было 75 лет, где же Жигули с европейским качеством? Не обманывайтесь.
Игорь Борисович, по сравнению с тем что ничего не происходило столько лет — это прорыв. Ведь корпуса будут точить там же. Возможно, постепенно всю механику. Зачем Leica эта относительно старая камера? А нам она как раз нужна для имиджа и для начала производства чего-либо. В этой камере все равно куча деталей с разных стран — продукт той самой глобализации. Т.е. если Leica лицензирует производство этих камер в РФ, то мы действительно сможем их сами производить (если других препонов не встретится). Это ведь даже не просто копирование, где нужно обратный инжиниринг проводить, а заводу дадут все чертежи и наверняка помогут наладить производство.
Скорее всего это и есть команда с самого верха. Не зря Медведев Leica любит...
Самостоятельно они и не копируют, а есть сделка где им дают все чертежи и помогают наладить производство по лицензии. Это совсем другое дело. Очень много объективов Leica было произведено в Канаде, например. На качество это не повлияло. Объективы Carl Zeiss производятся преимущественно в Японии. Объективы вышеупомянутой Canon в нескольких странах, в том числе в Китае. Откроешь такой объектив, а там такое...Пластиковое чудо с криво написанными маркером иероглифами.
История с Фиатом это отдельная тема. Сейчас выпускают кучу моделей, в том числе даже Тойоту. Причем у нас в Петербурге. Выпускать по лицензии это не одно и тоже что разрабатывать... Так что это вы не обманывайтесь :) Но с этого можно начать. Китай начал именно так и сейчас вторая экономика в мире. Я не говорю что у нас будет такая же экономика как у Китая, но зачем отрицать успехи хоть и маленькие?
Сравнили божий дар с яичницей, Япония и Канада, страны первого десятка в эконом развитии, россия далеко за сотню. Её даже не стоит воспринимать серьезно из-за того, что малый бизнес мы уничтожили на корню, с банками тоже понятно, кредитов нет, деньги появляются, их сразу выводят-разворовывают. Не забывайте санкции, с Германии не поступает уже более двух лет никакого оборудования, сначала были забиты склады на ихней таможне, сейчас деловых людей приучили не поставлять россии. Мы два года не можем купить новые станки. И прочее, прочее, прочее... Не тешьте себя иллюзиями, я конечно точно не могу сказать, но подозреваю что эти несчастные 500 экз. фотоаппаратов давно завезены в россию немцами, мол учитесь обезьяны... В общем, хотел бы быть на Вашей стороне, но ВСЕ капитаны клуба, в том числе русские немцы не видят перспектив этого сотрудничества, и я не вижу... но все равно, приятного Вам сна про возрождение фотоиндустрии в россии. Кстати, Вы слышали что мы просрали и Космос, Рогозин в зомбоящике ругал Маска за демпинг по поставке грузов ракетами. Информация из клуба, надо проверить в инете, телевизор не смотрю, выбросил. Космос королёвский накрылся, жаль.
Это от того что наверху не хозяйственники, а глупые чекисты. Бизнес это мозги, а если их нет?
Немцы далеки от таких эмоций. Для них важен только бизнес и всё.
Я точно не участвовал. Зачем мнить себя всемогущим? Может пора признать, что вы ничего не решаете в этой стране и успокоиться?
Всё делают небольшие группы увлеченных людей. В том числе правят страной.
Это от того что вы думаете, что он к вам имеет какое-то отношение. На самом деле космос общий... Кто-то туда обязательно полетит. Просто порадуйтесь за него.
Вы думаете что бизнесмены самые умные люди? :) Зачем же они так зас...ли планету? Им же на ней жить вроде придётся... Их детям и внукам...
На самом деле бизнес это не мозги. Это такое же умение, как умение прыгать в длину. Потому планета уже стонет от бизнесменов, которые её копают, загаживают и выкидывают в небо всякие вредные газы. А человечеству от этого всё хуже и хуже.
Во-во, я понял на склоне лет что у россии свой путь, гадить всем, особенно своим. Вы наверняка поддержали воровство Крыма, а я считаю для этого есть суд, Вы наверняка поддержали сегодня речь Путина, что Скрипаль предатель родины, а я считаю для этого есть суд. У миллионов ваших пенсионеров до Крыма пенсия была 500$ (15 тысяч по курсу 30), после санкций курс 65, пенсия стала 230$ (в долларах потому что толкового русского ничего нет, даже фотоаппаратов. Я понимаю за Крым, но за что же вы ограбили ваших стариков? (Почему ваших, а не наших, у меня кроме русского французский паспорт и я стараюсь забыть всё русское как кошмарный сон).
Самое смешное, вы учите бизнесмена со стажем 40 лет (увы, на заслуженном обеспеченном отдыхе) что такое бизнес... Я думаю понятия россия и счастливая жизнь не совместимы были, есть и будут ещё сотни лет. Независимо от этого желаю Вам победить Canon и Leica, хотя бы в производстве салфеток для протирки оптики и Ваших розовых очков. С уважением И.Б.
Игорь Борисович... Знаете как называется то что вы сейчас пишите? Троллинг. И еще переход на личности.
Это сайт про фотографию, а не про политику.
По этой причине все эти глупости про политику я оставлю без ответа.
«Ваши... Наши...»... Просто смешно это читать. Вы, наверное, олигарх размером с Абрамовича :) раз так рассуждаете. Своё ЭГО нужно держать в узде.
Ваши претензии вы можете адресовать тому кто это сделал и совершенно непонятно зачем вы адресуете их мне. Боитесь что вас услышит тот кто что-то решает?
Сочувствую вам. Тяжело, наверное, жить в страхе и пессимизме. Независимо столько вы отложили на пенсию.
Так можно и свою жизнь забыть. Получается что вы и не жили... А теперь вот на пенсии воюете с ветряными мельницами в интернете.
Я понимаю, может вас обидел кто... Может фирма ваша разорилась по каким-то независящим от вас причинам... Многое в жизни может случиться. Но это не повод впадать в уныние, всех вокруг винить и искать виноватых. «Виноват» в своей судьбе всегда сам человек. Если вам так нравится Франция, то уехали бы туда пораньше и налаживали бы бизнес там. Может у вас больше позитива в жизни было бы.
А то вырисовывается какая-то нелицеприятная картина... Человек вроде 40 лет занимался бизнесом в России, где заработал себе денег на пенсию и потом проклинает страну где работал. Ну как это так?
Мне тоже кажется, что проблем у завода выше крыши.
Для работы заказали пластины из молочного стекла МС-20.
Они для себя сварили стекло этой марки. Может быть для себя и хорошо сварили, но нам поставили стекло все в пузырях и каких-то вкраплениях. Фото дам сегодня вечером. Деньги мы им заплатили, но фактически это брак.
Пришлось искать неликвиды стекла ещё советской варки. Нашли в Питере.
Сергей, здравствуйте!
Вы описали вашу проблему, а не проблему завода. Зачем платить если вас не устраивает качество? Потом завод это большое предприятие, а конкретные заказы зависят от конкретных людей. Добивайтесь справедливости...
Это как раз проблема завода, рекламу-лапшу они вешают, люди покупаются, а втюхивают дерьмо за ваши же деньги. Вы же посмотрели красоту в музее, теперь сходите, там есть отдел выдачи
по-моему, миллион отзывов отрицательных. Это как наши жигули, дураку нравится это ведро с гайками, а кто поездил на Мерсе уже
никогда не купит российское недоразумение из Тольятти.
Может и Тольятти через 75 лет начнет выпускать машины уровня Мерса? Если да, вы батенька неизлечимо больны...
Игорь Борисович, мне не очень понятно как так «втюхивают»? Фирма с закрытыми глазами приемку делает? Данный вопрос относится к плохо составленному договору или к халатной приемке товара фирмой. Если бы этого не было, то ничего некачественного не «втюхали» бы. Предположим, Сергею достался некачественный товар и он винит завод (всякое случается). Но если б не брали что попало, то и таких случаев не было бы. Я знаю другую фирму где вполне успешно получают товар от ЛЗОС. Значит можно работать?
Как-то резко вы перешли на автомобили. Я писал лишь про завод оптического стекла. Без понятия что будет в Тольятти через 75 лет. Может там завод Мерседес и будет, я не удивлюсь. И будет выпускать полюбившиеся вам мерседесы :) Собранные из китайских запчастей...
Мы слишком заболтались, я-то на пенсии, мне простительно...
Желаю Вам успехов в деле превращения россии в мировую супер фото державу... Вы извините, у нас тут клуб бывших директоров производства, они хохочут сволочи над нашей перепиской, да и меня разбирает смех. Эти прожжёные жизнью бестии всё знают... Успехов Вам и ... оптимизма, с ним легче жить.
У меня нет такой цели... Вы как-то сами с собой говорили :)
На их месте учитывая состояние наших производств не хохотал бы, а плакал. И кто в этом виноват интересно...?
Спасибо за пожелания! Вам тоже хочется пожелать побольше оптимизма! (без сарказма)
[..хамство удалено..]
Дмитрий Сергеевич! Ничего подобного я еще не встречал! Проведена отличная познавательная и аналитическая работа! Очень основательный обзор! Спасибо!
Вячеслав, здравствуйте! Спасибо за комментарий!