Здравствуйте друзья!
Сегодня я вам расскажу о новейшем и судя по цифрам в техническом описании быстрейшем (короткий импульс света) моноблоке от шведской компании Profoto — Profoto D2.
Моноблок Profoto D2 Air TTL для теста предоставила компания PhotoProCenter, где их и можно приобрести.
- Моноблоки
- Плюсы моноблоков (по сравнению с генератором)
- Минусы моноблоков
- Profoto D2
- Внешний вид
- Технические характеристики
- Тест вспышки Profoto D2 Air TTL на длину импульса
- Тест с промышленным вентилятором
- Резюмируя тест
- Другие тесты на длительность импульса
- Летучие волосы
- Брызги
- Сыпучие материалы
- Резюме
- Эргономика
- TTL & HSS
- Скорость серийной съемки
- Длительность импульса
- Потенциальный клиент
- Видеообзор
- Бонус — видеообзор от Photoprocenter
Моноблоки
Моноблоки это вспышки, имеющие встроенный источник питания, в отличие от системы с импульсным генератором, в который встроен источник питания, а вспышки идут как «световые головы» и содержат в основном лампу-вспышку и её систему охлаждения.
Обзор генератора импульсного света Profoto Pro-8a Air
Плюсы моноблоков (по сравнению с генератором)
— Автономность. Вы можете купить несколько моноблоков и располагать их далеко друг от друга во время съемки, они не имеют шнуров тянущихся к генератору. Каждый моноблок подключается к ближайшей розетке. Существуют аккумуляторные моноблоки, которые имеют встроенный аккумулятор, их можно весьма успешно использовать на природе на большом расстоянии друг от друга или вообще использовать удерживая в руках на длинной выдержке (подсвечивать снимок в разных местах имея один моноблок).
— Моноблоки намного дешевле, чем генераторы + световые головки
— Моноблоки намного компактнее и эргономичнее решения генератор + световая головка
— Система основанная на моноблоках проще модернизируется. Вы можете заменять отдельные моноблоки на более новые модели. С генератором так не получится, придётся менять генератор, как минимум, который составляет бОльшую часть цены системы генератор + световая головка. Не все старые головки подойдут к новому генератору.
Минусы моноблоков
— Если в каждом моноблоке свой источник питания, то они дают немного разные параметры. В былые времена это выливалось в нестабильность цветовой температуры в её самом худшем проявлении — объект съемки освещался разноцветными пятнами если перепад мощности между моноблоками был большой (один моноблок на максимуме, а другой на минимуме).
Тоже самое касается длины импульса. Если ваша задача стоит в «замораживании» движения, то если один из моноблоков будет с длинным импульсом (например, он работает на максимуме мощности), то даже если второй моноблок даёт короткий импульс — движение «смажется».
— Моноблоки обычно имеют гораздо более длинный импульс, нежели студийные импульсные генераторы. Не так давно и речи не было о том, чтобы «замораживать» движение моноблоком. Каждый фотограф знал, что для этого нужен топовый импульсный генератор ценой более миллиона рублей (~20k USD).
— Моноблоки обычно не синхронизированы друг с другом. К каждому приходится подходить и менять параметры отдельно. Если снимаете в большой студии, то на это уходит время. Сейчас уже существуют пульты раздельного управления моноблоками с одного синхронизатора, но эта система (Profoto Air) работает только на новом синхронизаторе.
— Скорость перезарядки и функции типа «стробоскоп» тоже не были в числе сильных сторон моноблоков.
Profoto D2
Внешний вид
1 — удобная ручка для наклона и поворота моноблока
2 — mini USB разъем для обновления прошивки
3 — разметка для регулировки угла рассеивания света от светового модификатора
Моноблок Profoto D2, как и другое оборудование Profoto выглядит современно, корпус имеет из качественного пластика (не пахнет «вторичкой», как китайские моноблоки), на ощупь ощущается очень приятным.
У Profoto традиционно уже хорошо продумана эргономика моноблоков. Приятно видеть работу в этой области и это большое отличие от китайских моноблоков, которые все выходят в примерно одинаковых корпусах. Должно быть удобно и должно быть какое-то эстетическое удовольствие от пользования приборов, так ведь?
У моноблока Profoto D2 наклон осуществляется с помощью большого колеса, которое больше, чем в предыдущей серии D1.
1 — колесо наклона моноблока
2 — разъем шнура питания
3 — отверстия для вентиляции
На задней стороне моноблока имеется четыре обычных кнопки и одна многофункциональная.
Базовые кнопки — включение, регулировка пилотного света, настройки и тест/готовность.
Большое колесо на задней панели — регулировка мощности вспышки.
Очень лаконичная, но вполне достаточная по количеству элементов управления система.
Даже крышку защитную в руках держать приятно.
Лампа вспышка прикрыта толстым матовым стеклом. В плане смягчения теней на модели это никак не помогает, но смягчает тени на фоне и защищает лампу-вспышку от повреждений. Ведь Profoto это бренд, который славится больше всего удобством использования в фотостудиях, которые сдаются в аренду. В таких студиях фотографы-новички, которые небрежно обращаются с оборудованием могут легко расколоть лампу-вспышку световым модификатором. Плюс стекло защищает лампу-вспышку от пыли, которая могла бы пригорать и менять цветовую температуру.
У этого решения есть и плюсы и минусы. Плюс я назвал, а минус состоит в том, что заглубленная лампа-вспышка не даёт такой широкий угол рассеивания света как лампа-вспышка, которая выступает из корпуса. Для того, чтобы управлять углом рассеивания и нанесены метки, которые позволяют заглублять сам модификатор, таким образом несколько меняя угол рассеивания света. Чем больше заглублен модификатор, тем шире угол и наоборот.
Система крепления светового модификатора от Profoto порадует многих. Во-первых, она позволяет крепить световой модификатор очень быстро — надел и зажал клипсой. Во-вторых, посадочный байонет покрыт мягкой резиной и потому не царапает корпус вспышки, что позволяет сохранить её хороший внешний вид долгое время.
Технические характеристики
Мощность: | 500 Дж | 1000 Дж |
Байонет: | Profoto | Profoto |
Регулировка мощности: | 10 ступеней диафрагмы (1-500Дж) | 10 ступеней диафрагмы (2-1000Дж) |
Пилотная лампа: | 300Вт галоген (3200K) | 300Вт галоген (3200K) |
Цоколь лампы: | G6.35 | G6.35 |
Дистанционное управление и синхронизация: | Profoto Air system, синхроразъём Jack 3,5 и ИК светоловушка , | Profoto Air system, синхроразъём Jack 3,5 и ИК светоловушка , |
Дополнительные функции: | Поддержка AirTTL и высокоскоростная синхронизация (HSS) | Поддержка AirTTL и высокоскоростная синхронизация (HSS) |
Цветовая температура: | 5600K (Импульс) | 5600K (Импульс) |
Время перезарядки: | 0.03-0.6 сек. (быстрый серийный режим со скоростью до 20 импульсов в сек.) | 0.03-1.2 сек. (быстрый серийный режим со скоростью до 20 импульсов в сек.) |
Стабильность мощности (обычный режим) | +- 1/20 f-stop | +- 1/20 f-stop |
Стабильность мощности (режим Freeze) | +- 1/20 f-stop | +- 1/20 f-stop |
Длительность импульса t0.5, сек.: | Обычный режим: 1/2600 сек (500Дж) - 1/17000 сек (1Дж); Freeze Mode: 1/2600 сек (500Дж) - 1/63000 сек (1Дж) | Обычный режим: 1/1600 сек (1000 Дж) - 1/11000 сек (2 Дж); Freeze Mode: 1/1600 сек (1000 Дж) - 1/50000 сек (2 Дж) |
Стабильность цветовой температуры (обычный режим) | +-150 K по всему диапазону мощности +-20 K от вспышки к вспышке | +-150 K по всему диапазону мощности +-20 K от вспышки к вспышке |
Стабильность цветовой температуры (режим Freeze) | +-1200 K по всему диапазону мощности +-100 K от вспышки к вспышке | +-1200 K по всему диапазону мощности +-100 K от вспышки к вспышке |
Сброс энергии: | Автоматический | Автоматический |
Режими моделирующего света: | Полная мощность, проп., выкл. | Полная мощность, проп., выкл. |
Система охлаждения: | Встроенный вентилятор | Встроенный вентилятор |
Размер: | 31x13x18 см. | 31x13x18 см. |
Вес: | 3 кг | 3,4 кг |
В технических характеристиках Profoto D2 Air TTL есть несколько примечательных моментов.
Первое и на мой взгляд главное — длительность импульса на минимальной мощности 1/63000 сек по t0.5. С одной стороны t0.5 нам ничего не говорит о реальной длительности импульса (полная длина импульса t0.1 и импульс не симметричен относительно своей половины, его хвост может тянуться сколь угодно далеко, давая смаз), но с другой — нужно проверить. Цифра в любом случае впечатляет.
Второй момент — диапазон регулировки мощности в 10 ступеней. Это реально много! Т.е. у вас огромная свобода творчества. Вы можете использовать полную мощность, а можете её «крупицу» в 1 Дж.
Третий момент — время перезарядки. Оно короткое и заявлено 20 кадров в секунду. Очень удобно для различных мастерклассов и съемок быстротекущих процессов. Там как раз и перезаряжаться проще т.к. ради малой длины импульса вы всё равно поставите невысокую мощность.
Четвертый момент — TTL и HSS. Т.е. студийные вспышки догнали и обогнали накамерные. Теперь можно работать в автоматических режимах камеры. Но за это пришлось пожертвовать универсальностью — теперь синхронизаторы разные для разных камер. Но если не пользоваться TTL и HSS, то можно использовать предыдущие версии синхронизаторов Air Synс и Air Remote. Они полностью совместимы.
Режим быстрой синхронизации HSS позволяет снимать на коротких выдержках на природе. Т.е. вы сначала выставляете правильную выдержку, чтобы затемнить задний план насколько нужно, а потом регулируете мощность вспышки, чтобы правильно экспонировать модель. Режим HSS работает также как на накамерной вспышке — серией быстрых небольших вспышек, равномерно засвечивая кадр.
Тест вспышки Profoto D2 Air TTL на длину импульса
Тест с промышленным вентилятором
Был использован вентилятор ВН-2, технические данные на который легко найти в интернете. Частота вращения крыльчатки примерно 2200 об/мин.
Длина импульса в режиме Freeze на минимальной мощности у вспышки Profoto D2 1/13900 сек (72 мкс).
Резюмируя тест
Моноблок Profoto D2 Air TTL показал удивительно короткий импульс для моноблока и готов поспорить со многими студийными генераторами на минимальной мощности и в режиме Freeze, что очень удивительно и революционно. Но это касается режима Freeze, который и призван «замораживать» движение.
В тоже время стоит отметить, что на мощности примерно 32 Дж идёт изменение цветовой температуры. На полной мощности (10.0, 500 Дж) режим Freeze, очевидно, уже никак не помогает.
Т.е. несмотря на то, что я очень высоко оцениваю данный моноблок Profoto, стоит заметить, что чудес не случилось и укорачивание импульса идёт путем обрезания его фронта в режиме Freeze, что постепенно ведёт к смещению цветовой температуры (что собственно отражено в характеристиках, если вы не заметили 1200 К от минимума до максимума в режиме Freeze, это довольно много). С другой стороны когда вам важен настолько короткий импульс, то главное чтобы он был действительно короткий, а баланс белого вы можете выправить, если вспышка одна или несколько вспышек работают на одной мощности. Так работают все современные приборы и в том числе студийные генераторы. Для того, чтобы получить особенно короткий испульс и заморозить самое быстрое движение контроль цветовой температуры неизбежно отключают. Это если говорить о рекордсменах «заморозки», как Profoto D2 Air TTL и о «скоростных» студийных генераторах. Но в большинстве случаев это не требуется, вы работаете в обычном режиме с точным контролем цветовой температуры (он совсем не плох и на минимуме мощности импульс достаточно короткий).
Другие тесты на длительность импульса
Летучие волосы
Мы попросили нашу замечательную модель Оксану с роскошными волосами придать им ускорение и вот что получилось.
«Замораживание» волос прошло на отлично! Оксана не смогла встряхнуть ими так, чтобы кончики волос стали нерезкими из-за длины импульса. Они резкие, насколько я попал в фокус.
Со съемкой людей, похоже, никаких проблем не будет, импульс весьма короткий и «замораживает» отлично.
Брызги
Из предыдущих тестов мне стало понятно, что моноблок очень хорошо «замораживает» движение, так что я усложнил тесты, чтобы найти его предел. Не стал снимать на минимуме мощности на котором всё точно «заморозится», а поставил 6.0 (32 Дж), значение при котором импульс начинает становится длиннее.
В целом «замораживает» неплохо, хотя мелкие брызки всё-таки имеют «хвост». Рекомендуется снимать на меньшей мощности для того чтобы все капли идеально «заморозились».
Сыпучие материалы
Мощность 3.0
Бросали крупу с разной скоростью и смотрели результат. Здесь всё хорошо, крупа «заморозилась» идеально.
Мощность моноблока 8.0
f11, 1/200, ISO 50
Здесь казалось бы всё хорошо, но...
Это уже мука, еще более мелкие песчинки. «Заморозить» их еще сложнее.
f11, 1/200, ISO 50
Этот фрагмент кадра говорит, что если знать куда копать, то найти предел можно у любой фототехники, даже одной из лучших. Условно назову режимы с мощностью до 32 Дж (6.0) «замораживающими», а режимы более высокой мощности «обычными».
Еще раз отмечаю, что моноблок очень быстрый в плане длины импульса именно для моноблока и в чем-то даже напоминает студийный генератор. Но параметры его берутся не по волшебству и некоторые условия работы соблюдать нужно. Если вы используете его для всплесков и летящих порошков, то это съемка на минимальных значениях мощности, а если для фешн кадров, то можно использовать любые значения мощности.
UPDATE
Ребята из PhotoProCenter усомнились в результатах, они думали, что кончики крупинок размазались т.к. влияет пилотный свет. Поэтому я поехал в PhotoProCenter и мы проверили тот же тест с кучей свидетелей и выключенным пилотным светом. Муку и крупу я привёз с собой :)
Сначала сняли «черновой» кадр, т.е. кадр с параметрами съемки для съемки со вспышкой. Должен получиться абсолютно черный кадр, чтобы убедиться, что свет в помещении не влияет (пилотный выключен). Параметры съемки: f16, 1/200s, ISO 50.
Делаем кадр на 3.0
«Заморожено» идеально.
10.0
Как видите, на полной мощности импульс получается длинный. Он не рекомендуется для «заморозки» быстродвижущихся объектов.
Мои тесты подтвердились. Мощности от 1.0 — 6.0 соответствуют короткому импульсу, как у студийного генератора. Можете замораживать всё что угодно. Для совсем мелких субстанций, типа цветной пудры используйте мощность 1.0 — 3.0 в режиме Freeze.
Если же снимаете прыгающую модель, то можете не беспокоиться и снимать на мощности до 8 EV в режиме Freeze... На мощностях 9.0 — 10.0 снимать нужно статику.
Это очень хорошие результаты и мы детально протестировали все режимы. Это первый моноблок, который на моих глазах демонстрирует показатели генератора. Не знаю как они (Profoto) это достигли, но молодцы!
2.0, Freeze
Крупинки идеально «заморожены».
Кроме того была замечена полезная функция включения моноблока, если на него подаётся напряжение. Это удобно для студии, где осветительные приборы висят под потолком, можно просто воткнуть шнур в розетку и они включатся, не нужно лезть наверх.
Кроме того есть функция переворота изображения на дисплее моноблока. В ситуации если моноблок закреплен вверх ногами может быть полезна.
Резюме
Profoto D2 очень интересная вспышка и на неё уже есть много обзоров. Но ни одного обзора от профессионального фотографа, который снимает всплески и прыгающих моделей.
Так что я надеюсь, что был в чём-то уникален.
Эргономика
Моноблок отличный. Эргономика механическая, удобное меню, режимы работы... Всё на уровне. Когда он работает, то шумит вовсе не сильно, нет никакого запаха подозрительного после вспышек как бывает у некоторых других моноблоков (я не про озон, а про запах паленых проводов).
Моноблок сделан на совесть. Да, это не качество 60-ых годов, когда делали из металла и меди, но это высокое качество сегодняшнего дня, то оборудование с которым приятно работать.
TTL & HSS
Меня несколько удивляет наличие режимов TTL и HSS в данном моноблоке т.к. он предназначен для применения внутри помещения, на что, в частности, указывает использование в нем галогенной лампы. Хорошо, представим что вы будете снимать в открытом самолётном ангаре с длинным шнуром к розетке. Странное сочетание, но кто знает... Может вы пожертвуете мобильностью в угоду короткому импульсу, потому как если вы откроете характеристики Profoto B1 (аккумуляторный моноблок), то вы не увидите тех впечатляющих скоростных характеристик, как у Profoto D2. Так что не исключаю — может пригодится.
Скорость серийной съемки
Скорость серийной съемки для моноблока тоже впечатляет, как и стабильность мощности. Идеальный вариант для мастерклассов и фэшн съемок. Можно «стробоскопить» от души.
Длительность импульса
Мне кажется, что для Profoto наступила та пора, когда они могут уже перестать писать эти чисто маркетинговые цифры и начать писать честные цифры, учитывая, что длительность импульса уже весьма короткая. Когда они не могли сделать моноблок и генератор с коротким импульсом, можно было понять значения t0.5 для длительности импульса, которые ничего не говорят профессионалу, а любителя вводят в заблуждение, а сейчас можно перейти на честную полную длину импульса t0.1, как у основного конкурента.
«Замораживает» хорошо, для моноблока более чем достаточно. Можно вволю играться с «заморозкой» на малых мощностях, не забывая включить предварительно режим Freeze.
Потенциальный клиент
Кому будет полезен данный моноблок? В первую очередь состоявшимся фотографам любой любого студийного жанра съемки. Они компактные, удобные, быстрые и т.д. И на мой взгляд недорогие для своих характеристик.
Фотостудиям в аренду т.к. качество моноблока хорошее и он должен прослужить довольно долго. У него есть активное охлаждение и быстрая перезарядка — он универсален. Также нет проблем с сервисом если что.
Видеообзор
Надеюсь вас порадует то, что еще и поговорили о моноблоке и покрутили его в руках, чтобы вам было более понятно, что это за «зверь». А «зверь» Profoto D2 обещает стать хитом нынешних студий!
В главных ролях: Дмитрий Евтифеев (в чёрной футболке, если вы меня не узнали), Ростислав Бычков (в синей рубашке)
Добрый день Дмитрий!
Спасибо за обзор, он действительно очень подробный. Подскажите пожалуйста, собираюсь приобрести данный моноблок, но затрудняюсь в выборе мощности. На сайте производителя говорится что модель 1000ws предназначена для съемки вне помещения и в случаях когда нужно осветить большую площадь. Но как я понял из теста, для эффективной заморозки кадра необходимо существенно снижать мощность. Соответственно не будет ли 1000ws эффективнее, для работы с заморозкой? Учитывая, что мощность будет вдвое выше... Разница в стоимости у моделей 500ws и 1000ws порядка 31 000 руб, вот и хочу разобраться, стоит ли переплачивать, если свет мне нужен для работы в домашней студии и в основном это предметная и food съемка.
Это не самый короткий импульс. Есть моноблок другого производителя с длительностью заморозки 1/100 000 и заоблачной ценой)
Игорь, спасибо за подсказку.
Скоро и тот будет у меня на тесте. Посмотрим на эти 1/100 000 сек.