Здравствуйте, друзья!
Сейчас мы поговорим о такой полезной для фотографа вещи, как Close-Up фильтры. Тем более сейчас лето и самое время поснимать цветочки, насекомых, да и просто с более близкого расстояния.
Дело в том, что у объектива, как у любого другого оптического прибора есть минимальная дистанция фокусировки (сокращённо МДФ) и когда фотолюбитель выбирает свой первый объектив он часто выбирает портретный объектив, как наиболее часто используемый, снимать семью, детей, друзей и на различных мероприятиях.
Если человек покупает второй объектив, то часто им оказывается широкоугольный объектив, который добавляет функционал съемки пейзажа и архитектуры.
Макрообъектив идёт уже не в первую очередь, стоит ощутимых денег, а иногда всё-таки хочется снять увеличенный фрагмент чего-либо.
Выбор начинающего макрофотографа
Макрообъектив
Минус — относительно высокая цена при хорошем качестве снимков и большом масштабе (обычно 1:2 или 1:1). Например, Canon EF 100/2.8 USM macro или CANON EF 100 mm f/2.8 L IS USM Macro или Canon 50/2.5 macro и т.д.
Можно использовать объективы от фотоувеличителя. Тогда цена будет низкой, качество приемлемым, а масштаб большим. Но тогда теряется вся электрика, включая автофокус и электродиафрагму.
Close-up фильтры
Close-up фильтры дают наиболее удобную работу в режиме макро. Есть автофокус и есть электродиафрагма!
Минус — как правило, качество снимка по краям кадра ухудшается. Но в макро мы снимаем как раз центральной частью.
Удлинительные кольца
Удлинительные кольца годятся для любого объектива. Масштаб можно получить тоже любой, но чем больше масштаб, тем сильнее мы теряем светосилу объектива, что может затруднять фокусировку.
Если используются дешевые удлинительные кольца, то мы не имеем автофокус и электродиафрагму, а на дорогих (родных) проблема в цене.
Close-up светофильтры Hoya
Компания Hoya выпускает замечательные Close-Up светофильтры, которые сильно расширяют наши возможности в макросъемке.
Насколько именно они расширяют наши возможности вы можете узнать, использовав калькулятор для макросъемки, который я для вас разместил на этой странице
Close-up светофильтры HOYA выпускаются как с просветлением HMC, там и без него. Я рекомендую брать с просветлением. Фильтры с просветлением легко отличить по фиолетовому блику от поверхности.
Кстати, светофильтры Hoya часто подделывают, так что рекомендую покупать «белые» фильтры, с этикеткой официального дистрибьютера — компании «Флама». Фильтры, которые мы продаем — официальные и настоящие.
Close-up cветофильтры от HOYA поставляются в удобном мягком чехле на четыре фильтра. Так что кроме самих фильтров вы получаете еще и чехол.
Там, кстати, есть место под 4 фильтра, а фильтров в наборе три (можно покупать и поштучно), так что есть вакантное место для какого-нибудь фильтра, который некуда положить.
Мне достались на обзор два диаметра фильтров: 67 мм и 77 мм. Собственно я сам выбрал эти диаметры. Первый диаметр для моего макрообъектива с фокусным расстоянием 100 мм, чтобы дополнительно расширить его возможности, а второй диаметр для портретного универсального зум-объектива Canon 24-70/2.8L, чтобы расширить его возможности макросъемкой.
Проверка на просветление
Во-первых, я проверил фильтры на просветление. Это очень просто и можно сделать обычной лампой накаливания. Как правило, блики на непросветленных фильтрах белые и яркие, а на просветлённых тусклые и цветные. Чем блик более тусклый, тем меньше будет падать контраст вашего снимка на ярком солнце, т.е. это хорошо.
Когда проверяете светофильтр, не забудьте проверить его и с обратной стороны. Бывает, что покрытия с внешней и внутренней стороны отличаются.
Как видите, Close-up светофильтры Hoya имеют мультипросветление с обеих сторон, что радует.
Теперь проверим, чего мы можем добиться данным комплектом фильтров.
Тест на масштаб в макросъемке
Напомню, что посчитать эти данные численно можно с помощью калькулятора для Close-up фильтров.
Canon 24-70/2.8L
Для примера возьмём самый обычный объектив, Canon 24-70/2.8L, который не является макрообъективом и поставим его на фокусное 70мм (на маленьком фокусном смысла заниматься макросъемкой мало, разве что он специальный широкоугольный макрообъектив). Будем добавлять к нему Close-up фильтры из набора, комбинируя их для бОльшего масштаба. Исходный масштаб у объектива Canon 24-70/2.8L (вер.1) составляет 0.29х и режима «макро» у него по умолчанию нет. В результате добавления трёх фильтров суммой в 7 диоптрий, получаем на выходе очень приличный масштаб 0.92:1.
Посмотрим, как это выглядит визуально.
+1 диоптрия
Фильтр +1.
+2 диоптрии
Фильтр +2.
+3 диоптрии
Фильтр +1 и +2
+4 диоптрии
Фильтр +4.
+5 диоптрий
Фильтр +1 и +4
+6 диоптрий
Фильтр +2 и +4.
+7 диоптрий
Фильтр +1, +2 и +4.
Canon TS-E 90/2.8
Второй объектив был выбран не случайно. Я его использую для предметной съемки и очень хочется получить большой масштаб съемки.
На фото относительно дорогой нож с клинком из многойслойной стали, где видна её структура.
С снял с максимальным увеличением поверхность клинка без фильтров и с фильтрами.
Как видите, масштаб увеличился значительно, но...
Если мы немного отойдём от центра кадра, то увидим сильно возросшие ХА на больших масштабах.
Выводы
Close-Up светофильтры Hoya хороший выбор по качеству и цене. Имеют мультипросветление с двух сторон фильтра, продаются в том числе и комплектами (+1, +2, +4), что позволяет получать сразу хороший масштаб на большинстве объективов.
При использовании совместно с портретными объективами Close-Up фильтры Hoya дают большие возможности макросъемки, которых хватит подавляющему большинству фотолюбителей.
При использовании для получения сверхвысоких масштабов всё-таки желательно пользоваться макрообъективом + удлинительное кольцо.
Я рекомендую иметь в своём «арсенале» close-up фильтры Hoya, ведь макрообъектив, даже если он есть, не всегда хочется тащить с собой ради пары фрагментов. Можно просто взять Close-Up набор к своему портретному объективу.
лайфхак: если у вас два набора Close-Up Фильтров для разных диаметров посадочной резьбы объективов, то при использовании переходного кольца можно перейти из макромира в микромир.
На этом прощаюсь и желаю вам удачных снимков!
Это же обычные недорогие линзы? Насколько оправданна переплата за более дорогие ахроматические макролинзы?
Андрей, здравствуйте!
Да, это не ахроматы. Но мультипросветленные.
Нужны ли ахроматы — вопрос цены.
Т.е. ахроматические получше, но по тем ценам, которые даёт Маруми, например — не слишком-то оправдана. Всё равно по краям там сильная хроматика, а по центру, который реально используется и там и там нормально.
Вот кстати про сравнение ахроматов и обычных я бы почитал с удовольствием.
А если ахромат бОльшего диаметра? Просто у меня есть маруми на 77мм (меньше не нашел, да и на все мои линзы налезет), он больше всех моих объективов, по идее края не сильно должны влиять. Попробовать пока не удалось — жду переходные кольца на нужные диаметры с китайщины.
Ну что же... Это не проблема. Как будет свободное время — сделаю сравнение.
Про 77 мм ахромат не скажу пока ничего. У меня есть 52 мм ахромат +5. Попробую его сравнить с этими Close-up. Кстати, сильно зависит еще от того сколько у вас диоптрий в вашем ахромате.
Marumi ахроматы на 77мм не выпускает, у них ахроматические макролинзы только до 67мм. На 72 и 77 — обычные...
Судя по всему выпускает, раз у меня есть.
Присоединенная картинка:
а, действительно, посмотрел сейчас на их сайте, есть такие размеры
видимо стали делать не так давно
раньше только простые DHG Macro числились
Производители фильтров постоянно меняют ассортимент. Даже дилеры не всегда успевают всё отслеживать. Вчера был такой-то диаметр, а сегодня уже его нет, зато есть другие. Или уже вся линейка устарела, которую полгода назад объявляли как самый «супер». Маруми с их ахроматами есть куда стремиться, так что не удивлюсь, что они через какое-то время APO хроматы сделают. Сейчас по краям кадра меня не радует картинка. Т.е. она лучше, чем у обычных, но всё равно такое для серьезного макро использовать не станешь. Тогда смысл платить втрое дороже, чтобы все равно центр только вырезать.
Юмор понравился :)