Я обещал начать рассказывать о студийных приборах и начну с линзы Френеля. В обычной фотостудии, сдаваемой в аренду вы её вряд ли найдете. Первая причина в том, что она достаточно дорогая, а вторая — большинство тех, кто приходит в такие студии про линзу Френеля ничего не знают.
А порочная идея: «Если вы не знаете зачем вам это нужно — вам это не нужно» делает своё дело. Иногда нужно просто попробовать.
Итак, линза Френеля выполняла изначально две функции:
1) уменьшала вес линзы т.к. если линзу делать стандартной формы, то, например, линза для маяка может весить и пару тонн.
2) собирала весь свет в пучок, сохраняя мягкие границы пучка света. Это тоже использовалось на маяках, так как позволяло светить очень ярко.
В дальнейшем оба этих свойства были успешно использованы кинематографом, в том числе Голливудом. А так как Голливуд прославился на весь свет своими фильмами, то и свет стал называться «голливудским».
Иллюстрация из книги «Hollywood portraits». Весьма, кстати, полезная книга. В ней описана идеология работы с источниками, оснащенными линзами Френеля (ссылка в конце статьи). Также принято их называть спотами, т.к. они дают пятно.
Работа со светом пятнами — это профессиональная работа фотографа. Пятна с мягко растушеванными границами плавно перетекают друг в друга, позволяя сохранять естественность светотеневого рисунка.
на фото: на заднем плане 11 спотов, которые формируют букву P (Скорее всего от Paramount). Такое возможно только в крупных киностудиях.
Приборы для постоянного света существовали еще с начала 20-ого века, а что же со вспышками? Ведь постоянный свет требует длинных выдержек, сильно греет и с ним неудобно работать, используя цветные гели т.к. падает мощность.
У вспышек нет таких недостатков и многие серьезные производители выпустили свои варианты спот-приборов. Например, у любимого мной Broncolor есть аж два таких прибора.
и, основной прибор с линзой Френеля...
Устройство этих приборов не менялось уже целый век и оно довольно простое.
Внутри прибора Broncolor Pulsospot 4 две лампы: импульсная лампа-вспышка и галогеновая лампа пилотного света. За лампами расположен пароболический металлический отражатель, а сами лампы стоят на рельсах и могут перемещаться ближе к линзе Френеля или дальше. Отъезжая вглубь корпуса прибора мы получаем пятно меньшего диаметра и наоборот. Это все. Больше ничего нет, кроме вентилятора.
Угол светового конуса от 15 до 40 градусов.
Broncolor Flooter — это вообще насадка на стандартную световую головку. Её преимущество в более крупной линзе Френеля, которая позволяет получить более крупное пятно. Также позволяет использовать лампы HMI (постоянный свет, металло-галогенная лампа).
Угол светового конуса от 15 до 70 градусов.
Цена первого и второго приборов около 5000 usd (приборы автономно не работают, нужно подключать к студийному генератору).
Свет мягкий, и очень управляемый. А прибор компактный. Оттого с ним вдвойне приятно работать. Моделей я с ним еще не снимал, так как получил его недавно.
Жалко, что он у меня пока один и не получится сделать снимок, полностью освещеннный пятнами света от таких приборов, имитируя голливудский свет. Но можно сделать свет от спота основным, а местами подсветить, скажем, портретной тарелкой и мягким рассеивателем, грубо имитируя спот.
Вот такой вот лёгкий студийный «инсайт», а вскорости, надеюсь, дополнить статью снимками моделей.
Книгу Hollywood portraits очень советую почитать. Там есть и схемы освещения. Ссылка на неё ниже.
[lock][download id=203][/lock]
Снимки, с использование светильников с линзой Френеля, любезно предоставленные Вадимом (Blitzphoto)
Женский портрет
Схема: рисующий 650 Вт, контровой 650 Вт, заполняющий 650 Вт через зонт, фоновый 300 Вт. Фотоаппарат Sony a7, объективы везде разные — SMS Pentax-M 75-150/4, SMS Pentax-M 100/2,8, SMS Pentax-A 135/2,8. Чувствительность 1000 ед., выдержка менялась в районе 1/160, диафрагма 5,6.
Ретушь — плагин Portraiture
Мужской портрет
Ретуши не было — поэтому хорошо видно как рисует направленный прожектор. Фотокамера опять Sony a7, оптика везде SMS Pentax-M 75-150/4, диафрагма 5.6, выдержка 1/125, чувствительность 500 ед. Схема освещения аналогична предыдущей съёмке, за некоторым исключением — на двух снимках в сцену введён ещё один светильник, Френель на 300 вт. На снимке 02 он с другим таким же светит на фон, а на снимке 04 подсвечивает руки.
у меня есть адский френель за 360 рублей
ic.pics.livejournal.com/r...850_original.jpg
В зависимости от расстояния мняет размер пятна, правда по краям ха, главное что б они не попали на объект. даёт неплотные тени, из которых легко тянутся детали... правда у меня модели мелкие)))
Присоединенная картинка:
Интересная идея! И хорошо получается!
Ссылка на Голивудские портреты что то не работает((??
Только что проверил — ссылка работает. Нажмите на одну из кнопок
Подобные линзы я видел на светофорах железнодорожных, и они совсем не дефицит.
Может самому можно сделать такой светильник
Линзы Френеля, как вариант, можно поискать в магазинах театральных принадлежностей. Они используются в некоторых типах сценических прожекторов.
И там они тоже стоят немало. Вроще купить китайские светильники с линзой Френеля. Они на постоянный свет расчитаны, но можно переделать под вспышку. Интересно, что получится, хотя на первый взгляд проблем не вижу.
Присоединенная картинка:
Здравствуйте, Сергей!
Сама конструкция линзы — старое изобретение, но эпохальное. Изначально линза Френеля была придумана для маяков. Тем не менее вещь весьма полезная для фотографа. Вряд ли удастся самому сделать. Но можно недорого купить китайскую.
Присоединенная картинка:
попробую сделать
Добрый день, Дмитрий. У меня в арсенале светильников четыре с линзами Френеля и в последнее время я вплотную занялся съёмкой с их использованием. Если Вам покажется интересным, для иллюстрации статьи фотографиями, могу предоставить свои работы. Можете посмотреть мои эксперименты с описанием процесса на одном из форумов. Найдёте меня как Blitzphoto, я единственный кто там регулярно появляется. Вот ссылки:
www.fujifilm-x.ru/threads...D0%BC.180/page-7
www.fujifilm-x.ru/threads...D0%BC.180/page-6
Здравствуйте, Вадим!
Буду благодарен за примеры фото! Скажите, какие можно использовать.
По ссылкам сейчас еще почитаю и посмотрю.
Добрый день, Дмитрий, фотографии можно взять любые, которые могут подходть под Ваши замыслы. Я, в общем-то, не вижу никаких препядствий для этого. Единственное – я ссылки дал в обратном порядке, их надо смотреть поменяв местами.
Вадим, большое спасибо за снимки! Вставил все, которые нашел :)
в России не видел, а вот в аэропорту Ташкента удивился, что в обычных светильниках тонкие пластиковые панельки с линзами Френеля используются для рассеивания света от диодов находящихся за ними. дешево и сердито, плюс ко всему сногсшибательные оптические эффекты если идти и смотреть на эти панельки
Ага, они и во многих хороших фонарях стоят. И в светодиодных светильниках, даже в именитых Arri. Очень ценное изобретение.