Здравствуйте, друзья!
Недавно мне довелось попробовать новейшую вспышку именитого шведского производителя Profoto в очень компактном корпусе.
Позиционируется она как маленькая студийная вспышка, но, в принципе, ничто не ограничивает её только фотостудией.
Компания Photoprocenter, с которой мы уже давно дружим, любезно пригласила меня к себе попробовать вспышку Profoto A1, так что съемка велась в интерьерах их фотостудии Аквафотостудия в С-Петербурге.
Внешний вид
Вспышка Profoto A1 немногим больше, чем Canon 580 EX II, которой я пользуюсь вне студии.
Имеет круглый рефлектор, мощную по сравнению со вспышкой Canon подставку и такой же принцип крепления на студийную стойку. Но обратите внимание на эти два светодиода в нижней части рефлектора — Profoto A1 имеет пилотный свет!!!
Для такой маленькой вспышки, похожей на накамерную это удивительно. Также вы можете заметить значок AirTTL. Это означает, что во вспышку встроена беспроводная (радио) синхронизация с другими вспышками Profoto. Вам не нужен отдельный синхронизатор, данная вспышка сама как синхронизатор и как источник света. Также очень полезная функция в том, что Profoto A1 может запускаться от синхранизатора Profoto. Т.е. вы вольны собрать себе световую схему полностью из Profoto A1 (например, для предметной съемки мелких изделий).
Круглое кольцо вокруг рефлектора не простое. Оно магнитное. Все аксессуары к данной вспышке крепятся на магнитной основе, что очень удобно.
На боковой стороне вспышки вы видите переключатель с режима TTL на ручной.
Принцип работы с Profoto A1 такой же, как с другими студийными вспышками Profoto. Есть кольцо регулировки мощности, которое также позволяет работать с меню.
Должен сказать, что изменение мощности также удобно как на больших студийных вспышках и происходит мгновенно. И шаг 0.1 стопа, чего нет на накамерных вспышках.
Экранчик большой и яркий. И сделан по технологии цветного ЖК, а не как в накамерных по принципу экрана старых электронных часов. Цифры большие и их всегда хорошо видно — это мне очень понравилось.
На экранчике вы видите значок «Air off», что означает что в данный момент беспроводная синхронизация отключена.
Profoto A1 на данный момент существует в вариантах для Canon и Nikon, но может работать и с другими камерами, если не использовать режим TTL. В частности я проверил Profoto A1 на камере FUJI GFX 50s и был приятно удивлён. Дело в том, что вспышка Canon по какой-то причине не хотела стабильно срабатывать на FUJI GFX 50s. Она то работала, то нет. А Profoto A1 заработала стабильно!
Не удивительно, ведь это режим X-sync, в котором отключается не только TTL, но и зуммирование, которое подстраивает угол рассеивания света под фокусное расстояние объетива. Получаем чистую студийную вспышку в этом режиме.
Кстати, как вы думаете, зачем я нацепил этот «лопух» на вспышку? Думаете тени на модели будут мягче? Вовсе нет. Этот «лопух» нужен для того чтобы направить световой поток вперёд и таким образом увеличить полезный выход света.
Но есть и еще одна полезная функция этого лопуха — направлять поток света слева или справа от камеры на модель. У обычной накамерной вспышки, как ни крути, поток света так не повернуть.
Для вспышки Profoto A1 есть некоторое количество аксессуаров.
Здесь вы видите «bouncer card» в верхнем левом углу. В исполнении Profoto он стал намного серьезнее. Весь его смысл давать блик в глазах, если вы «пыхаете» вспышкой в потолок.
Но здесь размер самой карточки намного больше, так что и блик будет больше, это хорошо.
Ниже вы видите кольцо-адаптер для крепления цветных фильтров. У них у всех есть маркировка и фильтры разной плотности, позволяют подстроить свет от вспышки под лампы накаливания или лампы «дневного» света (зелёный фильтр).
Цветной фильтр вставляется в адаптер и фиксируется магнитным стопорным кольцом. Быстро и удобно.
Кроме того есть Dome Diffuser, что даёт рассеивание мягкого света во все стороны под 180 град и широкоугольная линза.
Слева Dome Diffuser, справа широкоугольная насадка.
Держатель цветных фильтров.
Технические характеристики
Мощность: | 76 Дж |
Диапазон регулировки | 9 стопов |
Время перезарядки: | 0.05 - 1.2 сек |
Автозум | 32 - 150 мм |
Широкоугольная насадка | для угла зрения на 14-24 мм |
Подсветка ЖК экрана | есть |
Моделирующий свет: | есть |
Цветовая температура: | 5500К |
Синхронизация | до 1/250 сек (+ режим HSS) |
Режимы | передней и задней шторки |
Вес: | 560 г |
Тип питания: | Li-Ion аккумулятор (сменный) |
Время зарядки | 80 мин |
Режимы управления: | TTL/ручной |
Количество импульсов на полном заряде | 350 |
Совместимость | Canon / Nikon (нужно выбрать модель под свою систему) |
Здесь стоит отметить небольшую мощность вспышки, примерно такую же, как у старших моделей накамерных вспышек Canon / Nikon.
Также стоит отметить то что вспышка имеет собственный ёмкий Li-Ion аккумулятор и работает от него весьма долго.
Тест вспышки Profoto A1
Сначала я хотел закрепить Profoto A1 на стойке как обычную студийную вспышку, но потом понял, что её мощности маловато, чтобы пилотный свет долетал до модели. Я закрепил вспышку на «горячем башмаке» камеры и попробовал что выйдет.
Ассистировал мне с помощью отражателя Ростислав, с которым мы в последнее время много что снимаем вместе.
Через какое-то время Настя освоилась и смотреть на её «призывные» взгляды стало сложно. Вот настоящая сложность в работе фотографа :)
Попробовав непривычный способ «накамерной» студийной съемки я обнаружил, что в чёрном зале довольно неудобно работать со вспышкой в «горячем башмаке» камеры т.к. при этом засвечивается черный фон и перестает быть чёрным.
Я снял вспышку с камеры и стал перемещать её рукой, благо у неё есть пилотный свет и хорошо видно светотеневой рисунок.
Проверив работу вспышки Profoto A1 на двух камерах (Canon 5DsR и FUJI gfx 50s) я отключил срабатывание Profoto A1 и попробовал её в качестве обычного радиосинхронизатора.
Резюме
Profoto A1 качественная и функциональная вспышка. От своих чисто студийных собратьев она получила эргономику лучше, чем обычные накамерных вспышки и качество изготовления тоже выше. Кроме того она может похвастаться полезными аксессуарами тоже высокого качества, а также работой на высокой скорости синхронизации.
Из всех моментов минусом можно считать только невысокую мощность вспышки, но тем кто ищет бОльшую мощность Profoto предлагает другое решение — Profoto B2, который я тоже тестировал и остался в восторге.
А кому и того мало, для них есть Profoto B1 c еще бОльшей мощностью.
Все эти системы аккумуляторные, от по сути «накамерной» Profoto A1 до похожей на обычный моноблок Profoto B1.
Таким образом компания Profoto предлагает решения для съемок в помещении и вне его, используя все возможности хороших современных импульсных источников света. Этому можно только радоваться.
Какая же у неё цена? — спросит скептичный читатель...
Цена Profoto A1 примерно в 3 раза выше топовой накамерной вспышки (на сегодняшний день 64 990 руб.).
Оправдана ли цена?
На мой взгляд да. На самом деле зная текущие цены на качественную фототехнику и подержав в руках Profoto A1 я понимаю, что дешевле она вряд ли могла бы быть... На Западе она стоит примерно столько же.
Удачных вам снимков и хорошего оборудования!
Если статья понравилась, то ставьте 5* пожалуйста!
Дмитрий, спасибо. Все понятно и все понравилось, особенно модель Настя. :)
Оценка 5*
Влад, спасибо! :) Настя мне тоже понравилась :) И фото её вроде неплохие получились.
Дмитрий, есть страница Насти в инете? Дайте ссылку. Как только выйдет Leica M10-P приедем к вам тестировать и в студии тоже :)
А! Сначала не узнал вас! Ссылку на Настю послал по почте. Приезжайте — буду рад встрече :)
И еще о тесте вспышки А1, продемонстрированной выше на серии фото —
стрип с сотами сверху, стрип с сотами слева от модели и отражатель снизу, ну и, собственно, сама вспышка А1 — как то сложно составить объективную картинку работы вспышки А1, когда картину формирует 4 источника света.
Владимир, здравствуйте!
На представленных фото 3 источника света, которые дают основной рисунок. Два стрипа сзади и Profoto A1 спереди. Так что ничто не мешает увидеть что дает А1 по лицу. Там же видно жесткую тень от носа, ее дает маленький «лопух» Profoto.
Отражатель логично было использовать, чтобы подсветить «воротниковую» зону. Когда там темно шея выглядит некрасиво. Отражатель света дает только чтобы тень не «проваливать»...
Там где два стрипа я только смотрел как она работает в качестве синхронизатора, такого фото в статье нет.
Спасибо за обзор.
Насчет цены — все-таки не в три раза дороже она, чем собственные топовые вспышки. Та же «Canon Speedlite 600EX II-RT» 43 490 ₽ в онлайнтрейде и аналогично в других «белых» магазинах.
Возникает вопрос насчет преимуществ этой вспышки над вышеуказанными. Кто их почувствует? Студийный фотограф, у которого уже есть сопутствующее оборудование, в том числе синхронизатор? Или для любителя в качестве единственной вспышки она тоже будет лучше родной?
Также интересно, можно ли ее синхронизировать не профотовским синхронизатором? А по принципу обычных накамерных вспышек, подцепив приемник на нее и передатчик на камеру.
Спасибо.
76 Дж. Сколько это в «попугаях».
Ведущее число 60 при ISO 100 и фокусе 105 мм — Понятно.
76 Дж — не очень. Сколько это в тех же «попугаях». Или, если можно, привести формулу пересчета.
Владимир, я бы с удовольствием проверил, но у меня была только пара часов. Обычно я проверяю мощность. А вот Profoto не пишет более точной информации.
Алексей, здравствуйте!
Спасибо за поправку! Действительно в «белых» по 40т.
Исправлю.
«Любитель» бывает разный. Я могу сказать в данном случае свое субъективное мнение. Мне кажется, она будет лучше для любителя, чем родная вспышка. Во-первых, у нее гораздо удобнее управление, Во-вторых, она не перегревается при серийной работе. В-третьих, у нее аккумулятор более емкий. И в четвертых, любитель может к ней докупить другую А1 или любой другой прибор Profoto и плавно начать знакомство со съемкой постановочных портретов.
А тому кто уже «сидит» на Profoto это однозначно выгодно, Зачем ему накамерная вспышка Canon, если он тут получает и более удобную и долгоиграющую накамерную + синхронизатор?
Другое дело, если ты не на Profoto (например, у меня другой бренд осветительных приборов и уходить с него не планирую). И уже есть накамерная вспышка Canon 580 II.
Я «облизнулся», но продать 580-ую подешевке и купить Профото, который только как накамерная будет использоваться... слишком «жирно» :)
Да, конечно, ее можно синхронизировать по центральному контакту в ручном режиме любым синхронизатором, например, китайским youngnuo.
У меня не было возможности это попробовать лично, но если хотите попрошу ребят