Самым простым и часто встречающимся аксессуаром в студийной съемке является рефлектор. Красивое слово «рефлектор» переводится как отражатель. Соответственно и суть его работы в отражении света.
Рефлектор используется для того, чтобы ненаправленный свет сделать направленным. Понять методику работы рефлекторов можно из данных схем, на фотографических русскоязычных ресурсах пока не встречающихся. Ну что ж... Пришло время ликвидировать и эту брешь.
Я кратко опишу все основные варианты рефлекторов, чтобы вы могли в дальнейшем разбираться не только в фотографических рефлекторах, но и любых других. Например, в рефлекторах для автомобильных фар, фонарях и проч.
Статья получилась относительно большая т.к. рефлекторы «это наше всё». Я бы рекомендовал внимательнее отнестись к схемам выхода света из рефлектора и комментариям к каждому рефлектору. По той причине, что светотеневой рисунок зависит от расстояния и размера рефлектора, а на схемах показан сам принцип, с помощью которого можно понять, что вообще стоит ожидать от рефлектора, перемещая его.
На фотографических ресурсах аналогов этой статьи нет. Есть только световые пятна, но нигде не описан принцип работы рефлекторов. Вся информация была почерпнута из специализированных источников, таких как «кампус Carl Zeiss», сайты производителей: автомобильных фар; фонарей и прожекторов; телескопов, сайты различных университетов и т.д.
Буду рад, если специалисты в области конструирования рефлекторов и осветительных приборов конструктивно прокомментируют статью, может что-то добавят или поправят. Также буду признателен за 3D-моделирование источников света, если кто захочет помочь красиво оформить статью (3Dmax, Maya, Pro/ENGINEER она же PTC Creo Elements/Pro и т.д.). Даже можно немного могу заплатить и в дальнейшем сотрудничать, если устроит результат.
Все рефлекторы любезно предоставлены компанией Falcon Eyes.
Что необходимо знать о рефлекторах
Характер светового потока при использовании рефлектора зависит от:
— его геометрической формы и размера;
— свойств его поверхности;
— расположения лампы;
— расстояния до объекта освещения.
Схемы действия рефлекторов
Шар — объемная окружность. Сфера является поверхностью шара. Если вращать параболу, то получим эллиптический параболоид. Окружность является частным случаем эллипса. Все эти фигуры суть конические сечения.
Сферический рефлектор
Лампа в центре рефлектора.
Если поместить лампу-вспышку в центре, то свет будет отражаться обратно в лампу. Таким образом выход светового потока повышается примерно на 40%. Но поскольку лучи расходятся довольно широко, то таким рефлектором не очень удобно работать в студийной съемке.
Лампа в фокусе рефлектора.
Сфера, на которой находится точка фокуса рефлектора определяется как половина радиуса рефлектора. В данном случае на выходе мы получим параллельные лучи, что хорошо для равномерного освещения. Такой рефлектор часто используется в фонарях совместно с линзой Френеля.
Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор — это портретная тарелка (beauty dish).
Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.
Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.
Область применения: Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как софтбокс и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы. Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии софтбокса. Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.
Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.
Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.
Такой же принцип используется во Flood световых источниках, но они представляют собой гораздо более сложное устройство, где лампа чаще всего может перемещаться относительно рефлектора.
Т.е. свет фокусируется в пятно, а после еще собирается линзой Френеля. А в спот-приборах после отражателя свет собирается дополнительно с помощью специального объектива.
Про использование источников с линзой Френеля можно почитать здесь. А также про источники с линзой Френеля здесь
Также примером сферического рефлектора является фотозонт. Он крепится к вспышке своим штоком и даёт мягкий, но слабо управляемый свет.
Фотозонт используется ввиду своей компактности и дешевизны. А также фотозонт имеет возможность перемещаться относительно вспышки. Внутренняя поверхность зонта может быть серебряной, золотой или матово белой. Серебристые поверхности дают более жесткий свет, а матово-белые — более мягкий.
Также бывают зонты «на просвет», но это уже не отражатель, про которые речь в данной статье, а рассеиватель, потому я его здесь приводить не буду.
Про фотозонты я еще дополню позже, как сделаю тестовые снимки.
Параболический рефлектор
Данный вид рефлектора тоже может собирать лучи и направлять их параллельно, если источник света будет в фокусе рефлектора.
Если лампу приближать от фокуса к рефлектору, то лучи будут расходиться, а если удалять от места фокуса — сходиться.
Примеры использования параболического рефлектора в студийных приборах.
Переходим к самому ошеломляющему рефлектору. Не своими характеристиками (каждый инструмент под свою задачу), но своим размером! Некоторые фотографы ставят PARA в основном, чтобы шокировать клиента и убедить, что это серьезная студия.
Области применения: PARA широко используется на западе в location съемках, т.е. в съемках на природе. Поскольку она складная, то несмотря на большой размер может быть вполне компактно сложена для перевозки на машине. Её достоинство в мягком свете и в том, что фотограф может стоять прямо между PARA и моделью, не меняя практически светотеневой рисунок (т.е. он фактически загораживает часть света, но из-за размеров PARA это несущественно). PARA бывают разных производителей от дешевых (в разумных пределах) до очень дорогих и желанных.
Эллиптический рефлектор
На картинке слева стандартный рефлектор Falcon Eyes 7". У каждого производителя студийного оборудования свой диаметр и форма стандартного рефлектора. Но, как правило, это средний рефлектор из линейки эллиптических рефлекторов данного производителя фототехники.
Плюс эллиптических рефлекторов в том, что они очень эффективны в создании яркого светового пятна. Но пятно это получается неоднородное, с некоторой обводкой пятна в зависимости от места фокусировки, т.к. лучи сходящиеся, а не параллельные, как у сферического и параболического отражателей.
Как видите, без сот распространение пучка света весьма большое в диаметре.
Пятно света существенно уменьшилось.
Как работают эллиптические рефлекторы — демо.
[raw2][/raw2]
Обратите внимание, что лампа двигается только у очень дорогих вспышек. Данное демо представлено для понимания принципа работы: «А что будет, если...»
Эллиптический рефлектор — один из самых интересных и востребованных рефлекторов. Его вы найдете в любой фотостудии.
Ниже представлен большой эллиптический рефлектор от Falcon Eyes.
В зависимости от диаметра рефлектора и его глубины мы можем получить пятно различного размера и свет разной жёсткости (эллиптические рефлекторы дают довольно жёсткий свет). Чем рефлектор глубже, тем меньше пятно. Чем диаметр рефлектора больше, тем мягче тени.
Области применения: Применение эллиптического источника не ограничено. Это жесткий свет, который пятнами может подсвечивать всё что нам нужно. Часто используется для подсветки волос модели сзади и придания акцента в различных случаях. Я часто использую эллиптические рефлекторы в предметной съемке т.к. с ними очень удобно работать (но обычно используется еще рассеиватель, чтобы смягчить их свет). Они компактные и дают небольшое контролируемое пятно. Для эллиптических рефлекторов существуют соты разного диаметра ячеек, которые ограничивают пятно. Единственный минус — соты алюминиевые и покрашенные краской, при долгой работе пилотной лампы краска начинает подгорать и по студии разносится ощутимый запах. Так что долго работать с эллиптическим рефлектором с сотами не рекомендуется. Нужно давать сотам остыть.
Для этой фотографии использованы 2 стандартных рефлектора и два куска молочного акрила в качестве рассеивателей.
Специальные типы рефлекторов
Кроме того существуют специальные типы рефлекторов, которые используются для конкретных задач.
Конический рефлектор используется для сильного ограничения светового пятна, благодаря своей конической форме и глубине. Но нужно учесть, что Снут довольно сильно ослабляет световой поток на выходе.
Здесь мы видим яркий и довольно однородный центр, а по периметру вторичное, более тусклое кольцо.
Для Снута, как и для большинства других рефлекторов существуют соты.
Одеваются они на переднюю часть Снута и позволяют сильно сужать световой поток, делать пятно более аккуратным.
Также можно вложить под соту кружок фолиевого фильтра и получить цветное пятно.
Осветляем кадр в фотошопе и видим, что неоднородность пятна почти ушла. Есть небольшие артефакты от самих сот, но на снимке их видно не будет.
На приведённом ниже снимке снут работал с синим фолиевым фильтром на стеклянное остриё (фотошопа здесь нет, только освещение). Сот для снута у меня в тот момент не было, так что пришлось часть пятна экранировать черным флагом (чёрной тканью).
Если бы я не экранировал часть пятна от снута, но его свет смешался бы со светом от фона и поверхность куба стала бы блёклой. Тоже самое нужно учитывать при съемке людей. Свет от различных источников (особенно источников жётского света) желательно не пересекать.
Область применения: Везде, где нужно подсветить небольшим световым пятном с довольно жесткими краями. Например, подсвечивают волосы или детали одежды и реквизита.
Фоновая насадка
Область применения фоновой насадки следует из её названия, она служит для освещения фона. Благодаря своей форме она освещает фон более мягко, чем, например, стандартный эллиптический рефлектор.
Примеры.
Идеально красивого кадра не вышло (фон немного неровный), но суть понятна. Фоновая насадка равномерней распределяет световой поток.
Итоги:
В данной статье я коснулся лишь нескольких типов рефлекторов. Понятно, что если мы берем такое всеобъемлющее понятие, как «отражатель», то писать о разных видах отражателей можно долго. И в следующих статьях мы продолжим знакомиться с различными видами отражателей.
Вы познакомились с базовыми студийными рефлекторами, принципами их работы и классической областью применения. Область применения на самом деле ограничена только вашей фантазией и возможностями конкретного рефлектора.
update
Приходя в фотостудию рекомендую пользоваться слэнговыми названиями рефлекторов. Например, если вам нужен пораболический рефлектор большого размера, то он называется PARA («Пара», большой зонт).
Если вам нужен маленький эллиптический, то он называется «стандартный рефлектор» или «горшок».
Портретная тарелка — это портретная тарелка. По-английски Beauty Dish («тарелка для красавиц» :) ).
А также есть софтбокс, стрипбокс, октобокс и проч. про которые речь будет в следующих статьях т.к. это уже не просто рефлеторы, а отдельные приспособления.
Буду рад услышать ваши комментарии и посмотреть примеры ваших работ с различными рефлекторами.
В ближайшее время будет новая статья по студийным аксессуарам! Оставайтесь на связи :)
А девушку отпустим... пусть плывёт...
Я правильно понял, что «пара» актуальны именно только из-за малых потерь мощности? В Prograf продавец говорит о «другом свете». У меня нет огромной студии, приборы достаточно мощные (500 Дж). Боюсь, габариты грандбокса 1,2м будут мешать, ничего не давая в преимущество по сравнению с «октой» того же размера? (стоит проблема дозаказа, надо определиться)
Фото «результат действия снута», имхо, лишнее, вводит в заблуждение.
Фото «характер светового пятна от снута» логичнее поместить сразу после описания насадки.
Досточно вторым фото показать фото «результат работы снута с мелкоячеистыми сотами»
Здравствуйте, Игорь!
Почему вводит в заблуждение? Так и выглядит результат. А «характер светового пятна от снута» это тоже самое, но осветлено, чтобы было видно, что он даёт градации освещенности. С мелкоячеистыми сотами пятно меньше (у меня не видно, к сожалению) и видна структура сот, если снут рядом с фоном.
спасибо за статью
Пожалуйста! :)
Спасибо, Дмитрий. Очень полезная информация для меня, как начинающего фотографа.
Благодарю вас Дмитрий, интересно было почитать. Как для любителя нашёл много информации на которую никогда не натыкался, знаю что точно будет интересно глянуть дополнение про зонты, поэтому жду добавки, ну и конечно же после такого начала остальные статьи.
Обещаю про зонты в ближайшее время. Продолжение выйдет на будущей неделе. Уже отснял тестовые кадры с оптическими насадками и другими приспособлениями.