Здравствуйте, друзья!
Вступление
Сегодня мы поговорим о новинке этого года аккумуляторной вспышке Profoto B10. Вспышки — это незаменимый инструмент фотографа т.к. вся фотография строится вокруг света. Нет света и все фото становятся уныло-серыми. И тут на помощь приходит вспышка, которая «вдыхает» новую жизнь в фотографию.
Вспышки для обзора любезно предоставлены компанией Photoprocenter.
- Аккумуляторная вспышка Profoto B10
- Внешний вид, эргономика и конструктив
- Технические характеристики
- Тест вспышки Profoto B10 на длину импульса и стабильность цветовой температуры
- Что такое длительность импульса и зачем нужна
- Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии
- Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами
- Заморозка импульсом
- Как же «замораживают» движение в фотостудии?
- Как выглядит этот самый пресловутый импульс?
- У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.
- Контроль цветовой температуры
- Процесс тестирования
- Видеообзор Profoto B10
- Примеры снимков сделанных с помощью аккумуляторной вспышки Profoto B10
- Первая фотосессия
- Вторая фотосессия
- Резюме
- Дополнение
- Бонус — как упаковывать вспышку в фоторюкзак
Аккумуляторная вспышка Profoto B10
Внешний вид, эргономика и конструктив
В последнее время вспышки Profoto особенно радуют своей хорошей эргономикой и я рад что мне предоставился случай их заслуженно похвалить, как минимум, за это достижение. Потому как если вы профессиональный фотограф, который часто использует аккумуляторные вспышки, то эргономика и конструктив вспышки вам, скорее всего, не менее важны, чем её характеристики.
Я бы расставил приоритеты так:
1) надежность прибора
2) характеристики прибора
3) эргономика и конструктив прибора
4) всё остальное
Вы сами вольны расставить для себя приоритеты в зависимости от конкретных условий вашей работы, я написал свои приоритеты.
Вспышка с хорошей эргономикой выделяется тем, что с ней можно работать практически на ощупь. Тут нет лишних «крутилок». Собственно всего три кнопки, из которых две еще и крутятся (левая и средняя). Левая кнопка-крутилка меняет цветовую температуру пилотного света, а средняя — меняет мощность пилотного света и вспышки, а также осуществляет навигацию по меню. В режиме «свободной настройки» мощность пилотного света регулируется средней кнопкой-крутилкой отдельно от его цветовой температуры, а в «пропорциональном режиме» мощность пилотного света меняется в соответствии с установленной мощностью вспышки.
Белая кнопка для включения-выключения и тестового импульса. Вот и всё! Если вы ждали более сложного управления, то B10 вас «разочаровала», она проста в управлении :)
Предыдущие модели аккумуляторных вспышек от Profoto: B2, B1, B1X, A1 имели чёрно-белый ЖК дисплей. Качественный дисплей, который мне нравился, но... Новый дисплей Profoto B10 мне нравится намного больше и он цветной!
Действительно, цветовой температурой намного удобнее управлять когда ты глазами видишь цветную шкалу спектра.
Кроме того дисплей очень яркий, легко читается и днём.
Традиционно для Profoto лампа-вспышка заглублена в корпус и закрыта матовым стеклом. Есть много желающих поспорить над таким решением т.к. «классический» вариант размещения с торчащей лампы-вспышкой даёт более равномерный свет и позволяет в более широких пределах регулировать угол рассеяния света, но в реальной жизни по моему опыту 99% фотографов не пользуются преимуществом выступающих ламп и не видят разницы на снимке. Зато вероятность разбить выступающую лампу намного выше и это очень спорный вариант для использования на улице т.к. любой ветерок может качнуть ваш прибор и вспышка приземлится именно на самое неудачное место — лампу-вспышку.
Те кто сильно интересуется вспышками вспомнили мне, что у того же Broncolor на аккумуляторных вспышках лампа-вспышка выступает за «байонет» и даёт мол более «правильный свет». Но ребята... А что же буквально лет 5 назад Брон выпускал вспышки для мобильной съемки с «утопленной» лампой и никто вроде не жаловался? :)
Выше пример предыдущего поколения вспышек для мобильной съемки от Broncolor. Конкретно эта световая головка моя личная и с её помощью снято куча весьма ответственных выездных съемок, в том числе с использованием портретной тарелки и софт-бокса. Я остался очень доволен её компактностью! Сейчас, к сожалению, Брон перешёл на другой тип световых головок для выездной съемки (Broncolor MobiLED), но они сохранились в формате студийных (никто не мешает их подключать) под названием Broncolor Picolite.
Если и это вас не убеждает, что приведу реальные примеры.
Казалось бы разница большая... Но давайте наденем рефлекторы и посмотрим что останется от этой разницы.
Посмотрите на характер распределения света — он очень близкий. Отличается только угол рассеяния света т.к. у меня не было абсолютно идентичных рефлекторов (но можно подобрать). Т.е. установка любого рефлектора нивелирует разницу между выступающей лампой-вспышкой и встроенной лампой-вспышкой. Кто хочет почитать подробнее про ход световых лучей в рефлекторе может ознакомиться с этой статьёй
Про портретные тарелки (считается противниками заглублённых вспышек самым сложным для этих вспышек рефлектором) можно почитать здесь или непосредственно про портретные тарелки облегченной системы OCF, которая рекомендуется для аккумуляторных вспышек Profoto в статье Обзор и тест портретных тарелок OCF Beauty Dish. Там есть и примеры снимков — сможете сами оценить насколько «правильный» свет они дают.
Посмотрим вспышку Profoto B10 более детально...
Место присоединения аккумулятора.
Сам аккумулятор на 3 Ah (400 вспышек на полной мощности!!!).
Один из вариантов комплектации + синхронизатор, который в чехол положил уже я т.к. без синхронизатора работать всё равно нельзя, а в стандартном комплекте его нет :) Также есть комплект из двух вспышек Profoto B10 в отдельном стильном рюкзачке.
Технические характеристики
Profoto B10 | Profoto B2 | Profoto B1X | Profoto A1 | |
---|---|---|---|---|
Мощность: | 250 Дж | 250 Дж | 500 Дж | 76 Дж |
Диапазон регулировки: | 10 f-stop (1.0-10.0; 1/512 - 1/1) | 9 f-stop (2.0-10.0; 1/256 - 1/1) | 9 f-stops (2-500 Ws) | 9 f-stops (2.0-10) |
Время перезарядки: | 0.05-2 сек | 0.03-1.35 сек (в быстром режиме до 20 вспышек в секунду) | 0.1-1.9 (в быстром режиме до 20 вспышек в секунду) | 0.05-1.2 сек |
Длина импульса в нормальном режиме (t0.5): | 1/7,000 сек (0,5 Дж) - 1/1,300 сек (250 Дж) | 1/9300 сек (1 Дж) - 1/1,000 сек (250 Дж) | 1/11,000 сек (2 Дж) - 1/1000 сек (500 Дж) | |
Длина импульса в режиме "заморозка"/Freeze (t0.5): | 1/42,000 сек (0,5 Дж) - 1/1,300 сек (250 Дж) | 1/15,000 сек (1 Дж) - 1/1,000 сек (250 Дж) | 1/10,000 сек (2 Дж) - 1/1000 сек (500 Дж) | |
Стабильность мощности | ± 0.2 EV | ±0,05 EV | ± 0.2 EV | |
Стабильность цветовой температуры | нормальный режим: ±150K от мин до макс и ±20K от вспышки к вспышке Режим "заморозки": ±800K от мин до макс и ±50K от вспышки к вспышке | |||
Ведущее число @ 2м/100 ISO с рефлектором Magnum: | 22.7 | 32,2 | 45,2 | - |
Ведущее число @ 2м/100 ISO без рефлектора | 11.9 | ? | ? | ? |
TTL / HSS | да / да, работает на всем диапазоне мощности | да / да, работает в диапазоне мощности 7.0-10.0 | да / да, работает на всем диапазоне мощности | да / да, работает на всем диапазоне мощности |
Мощность пилотного света (световой поток), лм | 2500 лм (светодиодный свет), регулировка 10-100% | LED 9 W (Equivalent of 50 W Halogen) | 24W LED (Output equivalent to 130W Halogen) | LED |
Цветовая температура пилотного света | 3000-6500K (+-500K), CRI 90-96 | |||
Синхронизация и дист.управление: | 0.5-300 м (HSS и TTL: 0.5-100 м) | до 300 м (TTL и HSS до 100 м). | до 300 м (TTL и HSS до 100 м). | до 300 м (TTL и HSS до 100 м). |
Интерфейсы | Air, Bluetooth, USB-C | Air | Air, USB Mini, 3.5mm Mini-Phono | Air, USB micro |
PC разъем | нет | нет | ||
Ёмкость батареи: | до 400 вспышек на полной мощности и до 75 мин пилотного света на полной мощности, батарея заряжается меньше чем за 90 мин | до 215 вспышек на полной мощности | до 325 вспышек на полной мощности | до 350 вспышек на полной мощности, батарея заряжается меньше чем за 80 мин |
Максимальная мощность пилотного света (световой поток), лм: | 2500 лм | сведодиод 9 Вт (эквивалент 50 Вт галогенной лампе) | ||
Радиосинхронизация и управление: | Да, встроенная система радиосинхронизации AirTTL, Bluetooth | Да, встроенная система радиосинхронизации AirTTL | Да, встроенная система радиосинхронизации AirTTL | Да, встроенная система радиосинхронизации AirTTL |
Активное охлаждение | нет | нет | да | нет |
Обновление прошивки | да | да | ||
Режим световой ловушки / инфракрасная синхронизация | да / да | да / да | ||
Крепление фотозонта | да | да | нет | |
Размеры | 11 х 17,5 х 10 см | Размеры генератора (с батареей): 16 x 8 x 17 см Размер головы (без адаптера под стойку): 10 см Ø 10.3 см длина | 14 х 31 х 21 см | |
Вес | 1,5 кг | Вес генератора (включая батарею): 1.6 кг Вес световой головки (без адаптера под стойку): 0.7 кг | 3 кг | 0,56 кг |
Тест вспышки Profoto B10 на длину импульса и стабильность цветовой температуры
Что такое длительность импульса и зачем нужна
Если вы ранее не снимали студийными вспышками, то возможно считаете, что единственный способ «заморозить» (остановить в кадре) движение — это поставить короткую выдержку на фотокамере.
Но когда вы попадаете в условия фотостудии, то частенько сталкиваетесь с тем, что практически неважно, какая выдержка стоит у вас на фотокамере. Т.е. вам сразу объяснят, что есть такое понятие, как «максимальная выдержка синхронизации со вспышкой». Для разных камер она своя.
Чаще всего в студии используют выдержку синхронизации 1/125 сек. Это не догма и вы можете использовать любую, вплоть до максимальной для вашей камеры (может быть 1/200 или 1/250 для зеркальной камеры). Традиция на 1/125 сек пошла со среднеформатных камер, хотя на сегодняшний день многие из них имеют выдержку синхронизации 1/800 и 1/1600 сек, благодаря центральному затвору в объективе.
Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии
Дело в том, что при съемке со вспышкой в студии мы весь светотеневой рисунок создаём вспышкой (обычно) и наоборот избегаем постоянного света. В частности, для того чтобы избежать смещения цветовой температуры света от вспышки и от постоянного света (лампы на потолке).
При установленной диафрагме F11 на камере и выдержке 1/125 сек мы не регистрируем постоянный свет на сенсоре. Его как бы нет, он превращается в чёрный.
А вот мощный свет вспышки спокойно проходит через узенькую дырочку диафрагмы и экспонирует снимок. Таким образом мы получаем картинку только за счёт вспышки, даже если у нас включены лампы на потолке и в фотостудии светло.
Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами
1) Вспышка засвечивает кадр. Не все моноблоки позволяют ставить такую малую мощность, чтобы работать на открытой диафрагме. Это можно обойти, если использовать сплошные нейтрально-серые фильтры на объектив (аналогия с пейзажной съемкой).
2) Постоянный свет ламп на потолке мешает съемке. Свет ламп с потолка и свет солнца из окна начнут оказывать влияние на снимок. Но учитывая то, что цветовая температура света от ламп накаливания другая, в кадре он будет отображаться оранжевым шлейфом за моделью, если у вас баланс белого настроен на вспышку.
Заморозка импульсом
Фото: Гарольд Эджертон, также известный как «papa flash». Не мог не упомянуть родоначальника скоростной фотографии, когда мы говорим о «заморозке» импульсом вспышки.
Итак, мы не можем поставить очень короткую выдержку на фотокамере, потому как мы ограничены выдержкой синхронизации со вспышкой. Причем нам нет смысла вообще связываться с выдержкой т.к. она имеет отношение к постоянному свету, а в фотостудии мы работаем только диафрагмой, чтобы оказывать влияние на импульсный свет вспышки.
Как же «замораживают» движение в фотостудии?
Для того, чтобы «заморозить» движение в фотостудии используют вспышки с коротким импульсом разряда.
Как выглядит этот самый пресловутый импульс?
Иллюстрация из каталога компании Broncolor, Швейцария.
У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.
t0.1 — Полная длина импульса. Это время, в течение которого сила света вспышки превышает 10 % пикового значения. Если в технических характеристиках вспышки не указывается общая длительность вспышки, можно допустить — основываясь на математической форме кривой — что общая длительность вспышки t0.1 приблизительно в три раза больше, чем фактическая длительность вспышки.
t0.5 — это время, в течение которого сила излучения вспышки составляет более 50 % от пикового значения.
t0.5 было использовано производителями вспышек изначально т.к. считать, что тянущийся «хвост» импульса малой амплитуды мало влияет на экспозицию и им можно пренебречь.
На экспозицию тянущийся «хвост» после t0.5 влияет слабо, а вот на цветовую температуру и главное на «заморозку» движения он влияет существенно.
Контроль цветовой температуры
Импульс не просто так нарисован цветным. Цвета на кривой обозначают изменение цветовой температуры света в зависимости от амплитуды импульса.
Простыми словами: в начале вспышки выходит фиолетовый свет, на максимуме он синий, а дальше постепенно краснеет и в конце совсем красный.
Это важно, т.к. Баланс Белого на снимке определяется цветом света, которым мы экспонировали снимок.
Если будет преобладать синяя составляющая импульса, то и снимок будет синить. Если красная — уйдёт в теплые тона. Так и случается на плохих вспышках (а тем более на источниках постоянного света с диммером), когда мы регулируем мощность.
Это всё подводит нас к тому, что при попытках манипулировать с импульсом мы меняем цветовую температуру света и нужны дополнительные усилия, чтобы в получить идеальные для фотостудии 5500К (что соответствует белому дневному свету).
Процесс тестирования
Итак, я беру уже ставшим стандатным для таких тестов промышленный вентилятор ВН-2 2200 об/мин, который весьма сложно «заморозить» и если вы читали предыдущие статьи, то знаете, что даже не все студийные генераторы с этим справляются.
Сначала посмотрим как должен выглядеть вентилятор, когда его лопасти полностью «заморожены». В данном случае он полностью выключен.
Я решил совместить в одном кадре тест на длину импульса и на цветовую температуру, для чего поставил в кадр с вентилятором X-rite Colorchecker.
Баланс белого я поставил по третьему серому патчу, а мощность начальная у нас 10.0 (250 Дж).
Режим работы вспышки Normal
Снято на разных диафрагмах (не хватило ND Фильтров), так что освещенность по краям на открытой (2.8) сильно падает, но по центру кадра экспозиция одинаковая и можно измерить цветовую температуру.
Для Profoto B10 на 10.0 это 6400К -12.
Для 1.0 это 6350К -7.
Т.е. цветовая температура практически не меняется — очень хороший результат!
А вот «замораживать» в режиме Normal у вспышки Profoto B10 не очень получается, хотя импульс и укорачивается существенно.
Какие-то события можно заморозить, например, не быстрое движение человека, а вот брызги в большом масштабе лучше снимать в другом режиме работы вспышки — Freeze.
Посмотрим, что нам даст специальный режим «заморозки» Freeze...
Режим работы вспышки Freeze
В режиме Freeze вспышки Profoto B10 мы видим, что цветовая температура на максимальной мощности вообще не изменилась (6400К -12), но и визуально вентилятор ничуть не более «замороженный». Т.е. на максимальной мощности смена режима не помогает, что подтверждают численные замеры и график распределения мощности импульса.
А вот на минимальной 1.0 мы можем наблюдать уже качественную «заморозку» движения, но и цветовая температура сильно «плывёт» уходя в синие тона (8100К +21). Т.е. более короткий импульс достигается отсечением «красного» хвоста спектра.
С другой стороны, если вам нужно «заморозить» движение, то очень хорошо, что у вас такая возможность есть, просто не нужно менять мощность в процессе серии кадров, чтобы потом можно было просто выставить баланс белого и получить нормальные снимки.
Видеообзор Profoto B10
Примеры снимков сделанных с помощью аккумуляторной вспышки Profoto B10
Первая фотосессия
Цель моей первой фотосессии — портретная съемка собственных детей на природе.
У вспышки Profoto B10 в нижней части есть гнездо под штативную площадку, что очень удобно использовать на природе т.к. позволяет установить вспышку особенно надежно т.к. хороший штатив намного устойчивее легкой студийной стойки. В данном случае я использовал свой любимый штатив Gitzo 3532.
Необходимое оборудование: вспышка Profoto B10, синхронизатор Profoto AirTTL, октобокс Profoto 2" и штатив. Этот комплект, наверное, самый компактный, лёгкий, удобный и надежный набор из того что сейчас можно найти. Именно по совокупности качеств Profoto B10 сейчас оптимален.
Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f5.6, 1/125sec, iso 100
Я очень люблю фотографировать на природе со вспышкой, что в солнечную погоду, что в пасмурную. При наличии хорошей вспышки удается взять под контроль всё освещение и получить яркие и насыщенные цвета даже в пасмурную погоду, когда без вспышки у всех на снимках была бы сине-зелёная кожа. Инегда в пасмурную погоду снимки выходят даже лучше т.к. яркие цвета портрета контрастируют с грозовым небом.
Profoto B10, Pentax K-1 mark II + HD PENTAX-D FA* 50mm F1.4 SDM AW, f5.6, 1/200sec, iso 100
Я использовал на Pentax K-1 mark II синхронизатор от Canon и с ним вспышка срабатывала не всегда т.к. не предназначена для него, так что большинство портретов снято всё-таки на Canon.
При наличии хорошей вспышки мне также не нужно волноваться о глубине резкости, т.к. я могу снимать на той диафрагме, на которой мне удобно. Степень размытия заднего плана я регулирую расстоянием до него, а лицо хочется получить полностью в резкости. В пасмурную погоду мне пришлось бы поднимать ISO, но со вспышкой я снимаю чаще всего на ISO 100.
Profoto B10, Pentax K-1 mark II + HD PENTAX-D FA* 50mm F1.4 SDM AW, f5.6, 1/200sec, iso 100
Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f4, 1/125sec, iso 200
Те кто читает мои статьи уже знают, что мы с семьей немного увлекаемся train spotting, т.е. наблюдением за поездами и их фотосъемкой. Я решил захватить с собой компактный набор от вспышки Profoto B10, чтобы сфотографироваться на одном из наших выездов.
Большой плюс октобокса системы Profoto OCF в том, что он очень быстро собирается. В принципе легко собрать его и сфотографировать ребенка пока поезд приближается, но т.к. такое фото у меня есть, то я просто снимал сына как он наблюдает за поездом.
Вторая фотосессия
Во второй раз мы поехали на берег Финского залива прихватив разных вспышек Profoto, чтобы на месте выбрать то что будет удобнее (Profoto A1, Profoto B1, Profoto B10). Собственно все вспышки не мои (предоставлены компанией Photoprocenter), так что завидовать не надо (у меня аккумуляторный генератор, который намного тяжелее и потому я редко его выношу из студии, только для коммерческих заказов), моя цель была в том чтобы посмотреть какой вспышки минимально достаточно для съемки в контровом свете на закате и какая окажется удобнее.
Со вспышками чувствуешь себя немного Прометеем :) Несешь людям то что в корне изменит их фотографии в лучшую сторону.
Сзади контровым светом светит Солнце, а справа-спереди работает Profoto B10.
Сзади контровым светом работает Солнце. Справа вспышка Profoto B10, которая подсвечивает лицо.
Подружки :) Ветер на заливе был очень сильный... Это кадр в контровом свете чтобы оценить возможности Profoto B10 при съемке в контровом свете.
Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f11, 1/125sec, iso 100. Я специально зажал диафрагму чтобы минимизировать блики и артефакты от контрового света солнца.
Резюме
Компания Profoto сделала большой шаг навстречу массовому пользователю, который хочет делать качественные снимки на природе и не только. Собирается уже ассортимент на все случаи жизни:
Profoto A1 — съемка в помещении или там где не нужны рефлекторы.
Обзор и тест вспышки Profoto A1
Profoto B10 — съемка на природе где очень важна мобильность и независимость от проводов. Вы можете даже взять её с собой в туристический поход.
Profoto B2 — в осноном съемка с близкого к фотографу расстояния, отлично должна подходить для портретов на мероприятиях, в детских учереждениях и для бизнес-портретов.
Обзоры:
1. Обзор аккумуляторной вспышки Profoto B2 250 AirTTL
2. Фотосъемка динамичных сюжетов с Profoto B2 (ч.2)
Profoto B1 — сложные фотопроекты, где требуется осветить большое пространство, использовать несколько источников света и при этом желательно не иметь проводов в кадре.
Т.е. резюме такое что каждый найдёт для себя что-то подходящее в линейке аккумуляторных вспышек Profoto и я доволен, что попробовал их все.
Дополнение
Кроме той комплектации, что у меня в обзоре где одна вспышка в компактном чехле вышел также набор Profoto B10 DUO kit 250/250 AirTTL, где в комплекте две вспышки Profoto B10. Такую комплектацию я тоже попробовал — удобно, можно использовать одну из вспышек для подсветки контровым светом или для подсветки заднего плана.
Всё упаковано в симпатичный и удобный рюкзачок. Качество фоторюкзака может не такое как у Gitzo, но главное то что он функциональный и удобный.
Комплектация:
2 x B10 AirTTL
2 x переходника на стойку
2 x литий-ионные батареи
2 x зарядных устройства 3A
1 x рюкзак Profoto Core Backpack S
Бонус — как упаковывать вспышку в фоторюкзак
У многих из нас мало времени на то чтобы аккуратно упаковывать фототехнику и у меня в том числе. С одной стороны фототехнику жалко, а с другой времени тоже жалко. Profoto предлагает отдельный кейс для одной вспышки Profoto B10 или рюкзак для двух вспышек сразу. Но что если нужно упаковать в имеющийся фоторюкзак?
И вот тут приходит на помощь специальный коврик для упаковки (изначально предполагалось что объективов) от Novoflex. Коврик сам неопреновый и довольно толстый, по краям «липучки».
У вспышки Profoto B1 удается защитить переднюю часть где матовое стекло (самую хрупкую).
Profoto B10 упаковывается полностью.
Теперь можно безопасно положить в фоторюкзак с другими вспышками, объективами и прочим — они друг друга не обдерут.
Те кто сильно интересуется вспышками вспомнили мне, что у того же Broncolor на аккумуляторных вспышках лампа-вспышка выступает за «байонет» и даёт мол более «правильный свет». Но ребята... А что же буквально лет 5 назад Брон выпускал вспышки для мобильной съемки с «утопленной» лампой и никто вроде не жаловался? :)
— Почему выпускал? Picolite small lamp | 32.021.00 такое — же решение(утопленная лампа). Только в отличии от Profoto — Broncolor открыто заявляет, что софт-боксы с размером 120 см не работают с такой лампой. В октобоксах и софт-боксах меньшего размера работает только центр.
Григорий, привет! Рад тебя слышать! :)
Про вспышки с заглублёнными лампами можно говорить с точки зрения научного работника, а можно с точки зрения практикующего фотографа. Во мне есть и то и другое. Если ориентироваться на научный подход, то да, «заглубленная» лампа работает менее правильно, но спроси себя как много фотографов видят эту разницу? 1%? А сколько клиентов видят разницу? 0% ? Тогда о чём речь?
Это я к тебе наиболее ходовых рефлекторов и портретных тарелок. И софты тоже нивелируют разницу.
Можно провести слепой тест, где снять разных людей вспышками с заглубленной лампой и с выступающей лампой. И давая карточки по 1шт человеку, который думает что видит разницу предложить угадать.
Такой тест уже проводили, я читал. Уверен, что результат будет печальный... Нет уже тех фотографов и тех клиентов, которые могли это отличить и которым это было важно. Печально, но факт.
Раньше, кстати, и Брон был другой... Не делал софты и синхронизаторы в Китае... Так что что уж там истину искать... :)
Про Picolight я знаю и очень рад, что они оставили этот форм-фактор в ассортименте — он мне очень нравится. И как раз MobiLED мне совсем не нравится своей формой и выступающей лампой. Хорошо бы Брон тоже сделал аккумуляторные вспышки типа B10 на основе Picolight, а то эти Profoto я могу синхронизировать со своим набором Брон только по импульсу.
Ну если отличить не возможно, то наверное можно купить и вспышку всего за 25000 рублей с аккумулятором с энергией на 200 Дж. Тем более для этой вспышки уже сделали переходник на LST Profoto. Надеюсь ты понял про какую вспышку я говорю:))))
Я-то понял, конечно, но удобство работы и надежность — вот важные критерии, которые не позволяют, например, мне покупать вспышку за 25тыс.руб :) Достаточно один раз «облажаться» на важной съемке, чтобы тебя больше не позвали. Какая главная отличительная особенность профессионала от умелого любителя? Стабильность выдаваемого результата! И вот тут всё китайское за 25тыс становится вредным и опасным :)
А вот аргумент про «видение света от выступающей лампы» больше не прокатывает. Если ни ты не видишь, ни я, то разве это важно? :)
Здравствуйте Дмитрий!
Цветовая температура и баланс белого в кадре это реально непростая задача при работе в студии.
Напимер снять нож из нержавеющей стали с рукоятью из полированных накладок розового и желтого золота, так чтобы точно передать оттенки всех металлов и при этом , чтобы градиент на фоне был белый как туман и переходил в 250 черного это архи непросто.
И даже если импульс будет «П» образный от генератора Бронколор, отсекающий медленное затухание.
Вся проблемма заключается в замере б.б.в самой камере. У разных камер разный результат. Как вы мерили б.б.? Вернее каким прибором?. Цена таких начинается от 100 000р. То что при коротком импульсе наименьшей мощности ц.т. улетает за 8000к это кошмар. Сюда прибавьте еще измннение ц.т.от напыления насадки или материалов софтбокса , плюс при ручной настройке камеры по любому ее механизм замера учитывает ц.т. света вокруг, мы получим вообще неизвестный результат на снимке. И НИКАКОЙ редактор и никакая пипетка не спасет полный разгул цветов в кадре.
Сергей, здравствуйте!
Снять нож это по моей части :)
Хоть новый с рукоятью из золота, хоть коллекционный со ржавым лезвием.
К сожалению, про П-образный импульс это реклама... Реальные измерения показывают, что он такой же, «горбиком». При включенном CTC или ECTC держится стабильная цветовая температура (большое им спасибо за это), но при минимальном импульсе ползёт в синий также.
Разные насадки меняют ЦТ и нужно всегда её отслеживать.
Баланс белого я ставлю по X-rite Colorchecker. Весьма точная вещь, где использованы пигментные красители, которые дают стабильную ЦТ под разным освещением. Данные с сенсора сами по себе в RAW Файле не имеют ББ и его можно ставить пипеткой в Adobe Camera Raw по 3-ему серому патчу на Колорчекере. А вот остальные цвета и оттенки будут распределяться в зависимости от включённого цветового профиля, который вы можете менять, подбирать и создавать самостоятельно. Большинство фотографов цветовой профиль камеры не трогают, пользуются Adobe Standard, который откровенно врёт красный цвет. Но клиент нынче не очень требовательный в этом плане... Особенно учитывая последующую печать, которая все нюансы всё равно съедает обычно.
ББ, как я писал, измеряется по шкале и она стоит всего 8тыс.руб. А вот спектр света действительно измеряется приборами от 100тыс.руб.(спектрофотометры), но для нас, фотографов данные по спектру говорят лишь о качестве вспышки, а не о конечном результате. Т.е. если вспышка плохая (например, уходит в синий спектр), то и использовать её не нужно. Но сейчас вроде такие редко встречаются? Бывает встречаю в студиях сдающихся в аренду вспышки Profoto включённые в режиме Freeze на минимальной мощности (они в этом режиме «синят»), но так там и фотографы, которые не сильно видят разницу — это не предметка.
У «коллег по цеху» не сильно лучше. Или ограничивают минимальный импульс... Можно пайрекс-колпак «теплящий» поставить, наверное, и тем улучшить ситуацию...
Только вручную по колорчекеру! Здесь нельзя доверять автоматическому ББ камеры — он соврет обязательно.
Матовое стекло на вспышке Profoto пока новое абсолютно нейтрально. Гораздо бОльшее влияние может оказать материал софтбокса т.к. на него садится пыль непрерывно день за днём и пачкается. Стирать его нельзя, совсем непонятный результат будет, только покупать новую ткань и пробовать её.
По мишеням можно работать с б.б. только в тех случаях , когда нет контрового света. Он никак не может попасть на мишени типа карт. И сняв объект хоть в рав , вы никогда без сложного маскирования не сможете подогнать ц.температуры объектов , фона и градиента.
Что касается тестируемого прибора, то вы правы ! Он не лучше даже китайских Falcon .
Про «п» образный импульс. Если в кадре падающие капли, то с «п» импульсом они заморозятся как иголочки если слегка удленнить выдержку, а без «п»образного импулься как сперматазоиды летящие вверх. Тоесть затухание даст этот хвостик. Так что это никакая не рекламма.
Только не сочтите за поучение. Всегда с удовольствием читаю ваши абстоятельные тесты за что большое вам спасибо.
Я рад что вам нравятся мои статьи! И рад, что их читают не только новички, но опытные фотографы (особенно этому рад!).
Специфика съемки у всех разная и, конечно, каждый рассматривает проблему ББ с точки зрения своих условий съемки. Т.е. вам шкала не подходит, нужно какое-то другое решение. Я тоже снимаю разные виды золота, разные виды стали, серебра и дерева и шкалы оказывается достаточно. Т.е. нельзя сказать, что шкала это плохой метод. Просто может не универсальный.
Сергей, мне сложно представить вашу ситуацию. Да, при полностью контровом свете по мишени нельзя будет определить ББ, но при этом и от картинки мало что останется... Ведь свет предполагается прямо в объектив?
В моей практике такого не случалось, я стараюсь не светить прямо в объектив, может у вас специфические задачи и вам нужен какой-то другой метод.
Я такого не говорил :) Он лучше намного и вообще мне понравился. Да, на минимальной мощности он «синит», но как и другие приборы если им выключить контроль ЦТ. И Брон «синит» тоже если отключить CTC / ECTC.
Falcon в принципе не даёт такого короткого импульса. Он там всегда довольно длинный... Вот его «коллега» godox ad600pro даёт короткий импульс (немного длиннее чем Profoto B1X судя по тесту в интернете, но нужно проверить лично!).
Хотя я не поклонник китайских решений, там всегда кроется подвох.
Про П-образный импульс
Я «задушил жабу» и купил прибор для измерения формы и длины импульса, который я активно уже задействовал в этой статье и скоро выйдет еще одна про другую вспышку. Прилагаю график импульса Broncolor Grafit A2 на самом коротком импульсе (tmin, 1/7000). Он не похож на П-образный и это логично.
П-образный импульс у Брона получается на topt, когда работает контроль цветовой температуры (CTC). Для разных генераторов Брона и Профото я сделаю таблицу в обозримом будущем. Пока что я сделал для многих вспышек Профото и протестировал свои Графиты (A2 и A4).
Присоединенная картинка:
К опытным фотографам я себя ни как не могу причислить. Просто натаскал себя. Дмитрий! На самом коротком импульсе падающая вода выглядет как перхоть. И вы не увидите работу «п» импульса. Графит это уже давно не новая линейка .
Scoro серии S дает полнейший контроль над длинной , мощностью и ц.т. импульса. Но это только одна сторона съемки. Очень важно чтобы сама камера правильно читала все замеры. Да и какой у нее алгоритм чтения этого замера ни кто не знает , кроме производителя. В судии считаю лучшим прибором для установки б.б. это Эксподиск. Производится в США и имеет точнейшее спектральное тестирование. Он учитывает всю систему освящения . Но свои хитрости есть.
Профото дорог неоправдано.
Сергей, Grafit не новая линейка, но именно с этой линейки Брон стал говорить про П-образный импульс, т.е. с появлением Скоро не было обещано какого-то другого импульса по форме.
Я приложил картинку импульса с Графита, которая наглядно показывает, что П-образного импульса нет на tmin. Там есть пик в синем. К сожалению, пока не могу дать по спектру картинки, но постараюсь сделать потом.
По сравнению с чем? Я бы вот предпочёл чтобы и при минимальном импульсе ЦТ вообще не менялась, но она меняется (синит).
Процитирую брошюру:
Т.е. микропроцессор Скоро обрезает импульс так чтобы получить длинный или короткий. Про ЦТ тут ничего.
Здесь написано о стабильной цветовой температуре на всем диапазоне мощности _при одной световой головке_. Если световых головок несколько, то стабильная ЦТ только если вы не превышаете разницу по мощности между головками (не знаю для какого генератора написано, здесь указано 2 стопа).
Более того — это в режиме ECTC. А если вам нужен короткий импульс, то ECTC придётся отключить (режим Speed или оптимизация на короткую длину импульса) и забыть о стабильной ЦТ. Вот я в примере где показан импульс так и сделал, достигнув минимального импульса для Графита.
Поймите правильно, Broncolor мои любимые генераторы и это лучшее что я знаю, но это реальное устройство и у него тоже есть свои ограничения.
Камера нормально ББ читать не может, у неё алгоритмы только для каких-то простых ситуаций, не более. Она же не знает что именно вы снимаете... Для неё все сюжеты «среднесерые».
Про Эксподиск слышал, но подробно не читал. Почитаю — выскажу своё мнение, если оно интересно.
Цена изделий это отдельная тема... Почём покупают — за столько и продают. Например, Profoto явно выигрывает у всех остальных по дизайну и эргономике. Как это оценить в деньгах? А за это тоже уплачены деньги тем кто продумывал конструкцию и выбирал материалы.
Дизайн и эргономика — это весьма и весьма субъективно. На мой взгляд у Briese дизайн куда как «круче», и с точки зрения дизайна и эргономики, и самое главное — качества света.
Ну и наконец, Profoto ранее позиционировался как «свет ассистента» или свет «Фэшн фотографа», в то-же время Broncolor это свет «коммерческого фотографа». От сюда все плюсы и минусы каждой из системы.
Гриша, возможно дизайн у Briese лучше. Вот ни разу его в РФ не видел и руками не щупал. Т.е. есть какие-то «сферические в вакууме» вещи, которые обычному смертному просто недоступны. А наш рынок вообще по сути на окраине Вселенной, сюда это всё может приехать только под заказ и только с трудом. Profoto же ближе нашему пользователю, его он может найти много где. И сравнить с тем же Bowens старым в арендованных студиях, может сравнить с Hensel / Broncolor... А сейчас, наверняка, и Godox поставят в студиях в аренду т.к. он банально дешевле. Хотя мой хороший товарищ, который держал одну из самых крупных студий в аренду в С-Петербурге сначала её комплектовал Bowens, но посчитав сколько уходит на ремонт (он даже многое сам чинил) стал менять на Profoto, там получше с надежностью.
Я по первому образованию инженер-электротехник и соотв. свет воспринимаю как электромагнитную волну когда заходит о «качестве света» :) Т.е. нет света некачественного, есть дискретный спектр, например. Есть свет с бОльшей интенсивностью в синей части спектра и т.д. Так что какое тут качество может быть? В режиме Normal они добились огромного успеха — цветовая температура стабильна! А раньше ведь было не так! Раньше только генераторы это могли. А теперь вот не нужно никаких рассуждений про П-образный импульс и всякие патентованные отсечения импульса — все просто работает и даёт белый свет на всех мощностях (10 ступеней).
Малая длина импульса ранее была доступна только на генераторах и накамерных вспышках. Накамерные слабые и ими мало что можно снять, а генераторы очень дорогие. Куда людям было «податься»? А вот теперь мы получаем малую длину импульса на по сути обычной аккумуляторной вспышке за каких-то 125тыс.руб! (~1900usd). А раньше купи генератор за 1.5млн... Мощность, конечно, не та что у генератора, но они и выбор дают... есть B1X и D2 на 500 Дж.
Да, ты правильно написал про «фешн» как изначальное позиционирование, но сейчас всё изменилось. Не вижу причин почему нельзя было бы использовать Profoto в студии. Более того — это очень удобно особенно на аккумуляторных вспышках. Не представляешь как меня «достали» провода, которые болтаются под ногами, цепляешься на них и можешь уронить стойку разбив вспышку. Плюс на полу они становятся грязными и их и трогать-то не очень приятно. Если бы студия была больше, то может я повесил бы всё на пантографы, но у меня 30м2 сейчас, где висит всего два пантографа и соотв. еще несколько источников на стойках.
А у скольких фотографов еще меньше площади? Иногда даже удивляешь как они там вообще поворачиваются...:) И в этом плане аккумуляторные вспышки очень круты. 400пыхов на одну фотосессию хватит за глаза.
1. Подвесные системы с панторгафами это удел особо малых студий. В крупных студиях ты их не найдешь.
2. Грязь на проводах — не аргумент против Scoro или Pro-10.
3.Особенно спорный момент в стационарной студии: «Подождите у меня тут батарейка на моноблоке разрядилась»
4. Генератор это не энергия заряда (хотя и она тоже), а маневр для применения специальных осветительных головок, к примеру РингФлэш или Лайтбар.
5. Briese можно спокойно в России заказать через дилера немецкого доступного света. У них есть договор.
www.youtube.com/watch?v=t9UYsQCWsO8
На этом видео ты меня увидишь...:)) в месте с Briese
1. «особо малых студий»?? Ты уверен? :) В Питере одна из крупнейших студий «5 этаж» (500м2) была вся на пантографах! Или ты про какие-то гипотетические студии размером с гипермаркет говоришь? :)
В Москве, наверняка, и такие есть! :)
2. Ты часто этими генераторами пользуешься? Я вот почти каждый день пользуюсь генератором и мне грязь мешает.
3. «Подождите у меня тут батарейка на моноблоке разрядилась» — это непрофессионализм. Батарейки там меняются за секунду, соотв. нужно просто запас иметь. Если бояться батарейки разряжающейся, то камерам «беззеркалкам» вообще нечего делать в профессиональной среде. С нетерпением буду ждать твоего ответа, чтобы переслать его Александр-сану! :)) если ответ будет такой как думаю
4. это ты с позиции фотографа говоришь или с позиции маркетолога-продавца? Вот есть у меня ringflash и пользуюсь я им крайне редко. И в наличии он у ОЧЕНЬ малого числа фотографов. Чаще только у известных и где-то в шкафу. Достается по особым случаям :) Лайтбара нет, каюсь :) Можешь описать ситуации когда он нужен? :) Я вот видел его применение только в репро-съемке.
5. Увидел тебя в клипе — пожалуй, главное достоинство этого клипа! :)) Отличие Briese от Broncolor Para осталось непонятно :) Почему-то тебя в титрах нет, а такой опытный ассистент делает всю съемку! :)
6. У меня такая особенность — копать немного глубже. Слова «бриллиантовый обволакивающий свет» меня также не устраивают как «теплый ламповый» в отношении фотокамер :) Потому приборы Broncolor я люблю разбирать и копаться во внутренностях. И ты знаешь, устройство у них очень простое. Broncolor lightbar 60 это просто ящик с длинной продольной лампой и в качестве рассеивателя толстый (до боли знакомый) молочный акрил.
Всё. Broncolor lightbar 120 Evolution такой же ящик только с выгнутым дугой кусочком молочно-белого акрила.
Само собой это легко повторяется «в домашних условиях».
Broncolor имеет такую насадку...
как бы намекая нам как мы можем сделать лайтбар и стриплайт «в домашних условиях» :)
Но если ты со строительным феном на «Вы», то и тут Broncolor придёт тебе на помощь — дугообразные колпаки для Lightbar продаются отдельно. Закрепи на ящике из алюминия колпак брона и имей Lightbar на вспышке за дешево :)
Всё мои слова ни в коем случае не умаляют роль Broncolor в сфере изобретения и изготовления осветительных приборов! Очень их уважаю и пользуюсь их продукцией, купленной на свои, добытые непосильным трудом, деньги.
Просто в наших экономических реалиях приходится идти на разные ухищрения, чтобы уменьшить издержки.