Здравствуйте, друзья!
Уже не первый раз меня спрашивают про крепление больших телеобъективов для съемки дикой природы, споттинга и прочего, так что я решил написать известную мне информацию в одной статье и надеюсь она вам пригодится ибо уже есть кое-какие наработки и это сэкономит вам время.
- Про усиленные байонеты
- Фиксация объектива в двух местах
- Подпорка под объектив
- Хомут или подпорка под камеру
- Штативные головки для больших телеобъективов
- Штативная голова Gitzo Fluid Gimbal
- Видео про Gitzo Fluid Gimbal
- Штативная голова Manfrotto Nitrotech N8
- Видео про Manfrotto Nitrotech N8
- Штативная голова Sachtler FSB 8T
- Видео про Sachtler FSB 8T
- Штативы для больших телеобъективов
- Gitzo Systematic
- Novoflex Quadropod
- Видео про Novoflex Quadropod
- Итоги и выводы
- Бонус
Про усиленные байонеты
У больших объективов кроме крепления за байонет к камере, как правило, есть специальный «пятак» за который сам объектив может крепиться к штативу, чтобы центр тяжести системы камера-объектив был ближе к середине конструкции и не было такой большой нагрузки на байонет.
Дело в том, что никто из производителей обычно не афиширует на какой объектив рассчитана камера, а байонет у фотокамер укреплен по-разному. Одна камера может позволить вам работать с большим телеобъективом без сильного риска, а у другой байонет вырвется «с корнем» и вам будет очень грустно.
Новости про укрепление байонета обычно проходят незамеченными. Например, недавно выпущенная FUJI X-H1 имеет байонет укрепленный ребрами жесткости для использования с телеобъективами от 200 мм и более.
Если читать «между строк», то вы поймете, что предыдущие модели такого усиленного байонета не имели и соответственно пользоваться на них большими телеобъективами нужно с осторожностью.
На данном снимке фотокамера FUJI X-T2 с телеобъективом, который не считается большим — Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR и телеконвертером 2х. Кстати, если вы будете использовать телеконвертеры, то механические проблемы скорее всего возникнут в районе соединения телеконвертера и объектива. Это не так обидно, как испортить камеру. В моей практике было уничтожено одно удлинительное кольцо с автофокусом, под нагрузкой треснуло и рассыпалось.
Фиксация объектива в двух местах
Подпорка под объектив
Для того чтобы большой телеобъектив не создавал излишней нагрузки на свою крепежную «пятку» придумали дополнительную подпорку.
Под передней частью объектива два ролика. Ролики нужны, чтобы вращать объектив вокруг оси т.к. он может вращаться в своём основном хомуте для съемки кадров с вертикальной ориентацией.
Как видите, здесь «пятка» объектива фиксируется в специальной каретке, которая ездит по рельсам, так что можно настраивать длину выставления подпорки.
Есть такие устройства от разных фирм, на фото представлено решение от Kirk (США), с которыми я общался и у них весьма приличного качества изделия.
Хомут или подпорка под камеру
При использовании большого объектива с телеконвертером слабым местом является телеконвертер т.к. когда вы меняете направление взгляда объектива вы двигаете систему за камеру и камера висит на телеконвертере, а центр тяжести находится на «пятке» объектива. Получается целых два соединения где может быть излом.
Для того чтобы не сломать байонетное соединение, можно использовать дополнительный хомут перед телеконвертером или крепление снизу под камеру или и то и другое как на фото ниже.
Это тайваньское решение, в продаже не видел.
А это решение от Novoflex (Германия) — можно заказать через меня, я их дилер.
Штативные головки для больших телеобъективов
Удобство использования обычной штативной головки равняется нулю. Как только ослабите штативную головку хотя бы по одной оси — она в эту сторону и «рухнет». Обычно объектив «клюёт» вперед или назад. С этой проблемой призваны бороться видеоголовки с контрбалансом, где камера с объективом могут оставаться в том же положении при отпускании штативной рукоятки или плавно подниматься / опускаться, в зависимости от настройки баланса.
Штативная голова Gitzo Fluid Gimbal
Это относительно простое и эффективное решение. Качество Gitzo (Италия) не вызывает сомнений. Длинная ручка видеоголовки позволяет более плавно панарамировать. Например, это нужно для съемки летящих птиц.
«Простым» я это решение называю потому что нет подпорки объектива, он крепится прямо за свою «пятку». Т.е. тяжелые объективы всё-таки лучше крепить по-другому, более равномерно распределяя их вес.
Видео про Gitzo Fluid Gimbal
Штативная голова Manfrotto Nitrotech N8
Nitrotech N8 это жидкостная голова с системой постоянного контрбаланса (0-8кг). Она даёт высокую плавность при панорамировании и наклонах, что особенно ценно для видеосъемки, но и в слежении за птицами и самолётами в фотосъемке тоже очень востребовано.
Обратите внимание на большую (длинную) штативную площадку у Manfrotto Nitrotech N8. Штатный «пятак» вашего телеобъектива может оказаться короче, но есть сменные длинные «пятаки» у сторонних фирм (у Kirk, например). На длинном «пятаке» вес распределится более равномерно и у сторонних «пятаков» бывает два и более крепления винтовых к площадке или рельсам.
Видео про Manfrotto Nitrotech N8
Штативная голова Sachtler FSB 8T
Штативная голова Sachtler FSB 8T (Германия) работает с оборудованием весом до 10 кг. Имеет десятиступенчатую настройку контрбаланса.
В комплекте часто поставляется недорогой видеоштатив, который для целей фотосъемки лучше заменить на штатив Gitzo, чтобы легче было передвигаться по местности.
Видео про Sachtler FSB 8T
Штативы для больших телеобъективов
Gitzo Systematic
Постоянно практикующие фотографы, которые снимают с большими телеобъективами (500 мм фокусного и более) сходятся на том, что лучше использовать штативы Gitzo Systematic серий 4 и 5.
Обзор мощного карбонового штатива Gitzo Systematic GT5532LS
Модельный ряд Systematic у Gitzo отличается отсутствием центральной колонны по умолчанию. В этом есть и плюс и минус. Минус очевиден — высота регулируется только ножками штатива. А плюс в том что Systematic самая прочная серия штативов у Gitzo т.к. центральная колонна не вносит дополнительных колебаний. Со штативной головки вес распределяется на диск и далее на ноги штатива. Штатив 5-ой серии довольно крупный, но при этом лёгкий! Его устойчивость я проверял в разных сложных ситуациях и остался очень доволен.
Novoflex Quadropod
Три ноги хорошо, а четыре еще лучше. У Novoflex есть штатив с четырьмя ногами — Quadropod.
Четырехногий штатив позволяет поставить его таким образом, которым обычный штатив не поставить. Например, упереть передними двумя ногами в стену, а задними в землю. И главное устойчивость системы с четырьмя ногами намного выше т.к. площадь опоры больше.
Видео про Novoflex Quadropod
Итоги и выводы
Для серьезных задач нужно использовать соответствующее оборудование, которое подходит для ситуации. С правильно подобранным креплением объектива, правильной штативной головкой и штативом вы будете получать удовольствие от съемки и сделаете много удачных кадров, что не скажешь про попытки использования большого тяжелого объектива на каком попало штативе и штативной головке.
Бонус
Когда устанавливаешь штатив часто поверхность оказывается неровной. Выравнивать штатив длиной ножек долго и неудобно. Но есть решение проблемы.
Представьте что вам нужно повернуть всю систему на 180 градусов т.к. поезд проехал и нужно сфотографировать его сзади. Актуально это не только для train spotting, но и для всех других видов съемки где нужно панорамирование в одной плоскости.
Если штатив не выровнен, то повернув систему на 180 градусов она окажется у вас под углом и вы не успеете снять нормальный снимок.
Для решения данной проблемы есть два пути.
Novoflex Magic Balance позволяет выровнять плоскость под штативной головкой не трогая ноги штатива, они могут стоять на сильно неровной поверхности.
Тогда достаточно будет панорамировать штативной головкой, всё будет идеально.
Китайцы же придумали (или «содрали») более элегантное решение. Выравниваете горизонт вы своей хорошей штативной головкой. А вот в неё устанавливается устройство панарамирования (по сути просто два диска, один из которых вращается относительно другого, а первый закреплен в штативной головке).
При всей моей любви к качественным товарам я пока что предпочёл в качестве устройства панорамирования китайский вариант т.к. он более логичный. И два плоских диска не должны внести каких-то проблем в стабильность моей надежной конструкции. О результатах пользования я расскажу когда получу этот девайс.
И ищу варианты такого же устройства панорамирования, но от более серьезных брендов. Как найду — добавлю сюда.[/lock]
[q]Модельный ряд Systematic у Gitzo отличается отсутствием центральной колонны по умолчанию. В этом есть и плюс и минус. Минус очевиден — высота регулируется только ножками штатива.[/q]
Регулировать высоту можно GIGS5313LGS
Можно (я написал «по умолчанию нет»), но не рекомендуется так делать т.к. снижает устойчивость штатива. Колонна хороша для работы внутри помещений, где нет вибраций и ветра.
Systematic самая мощная серия и хоть возможность поставить центральную колонну есть, пользоваться ей лучше редко. Иначе в линейке полно других серий с центральной колонной...
Здравствуйте Дмитрий ! Вопрос: с каких это пор четырёх лапая опора стала устойчивее трёх??? Ролик чувака с Mamya порадовал- ясное дело что втыкая штатив в сугроб каждая нога спрессует себе столько снега под нагрузкой сколько нужно для устойчивости))) а вот на бетонном полу или асфальте помимо всех многочисленных настроек камеры еще и прецизионная настройка четвертой ноги я думаю отнимет большую часть фотографического времени...))
Станислав, здравствуйте!
Это обычная механика. Табуретка с четырьмя ногами тоже устойчивее, чем с тремя. Проверяется экспериментально.
Для выравнивания плоскости панорамирования не нужно выравнивать с помощью ног штатива, о чём я рассказал в самом конце статьи в разделе «бонус». Для этой цели есть два небольших устройства, немецкое или китайское — на выбор. Это сильно экономит время по сравнению даже с фотографом у которого штатив с тремя ногами, но нет такого выравнивателя.
Тут дело не в плоскости панорамирования, а в том, что три точки определяют положение плоскости. Четвертую ногу придется точно подгонять, дабы избежать покачивания штатива. Простой бытовой пример с выравниванием шкафа. Заставить его одинаково опереться на все 4 ноги отнимает не мало времени, хотя устойчивость выше.
Михаил, у квадропода, в отличие от шкафа, телескопические ноги. Потому достаточно поставить на три ноги, а червертую просто выпустить до касания.
Но это теория, у меня трехногий штатив. Он и без четвертой ноги довольно габаритный.
Но устанавливать его сложнее.
Иван, здравствуйте!
Ноги телескопические, не так уж и сложно... Хотя для обычных (не тяжелых) систем достаточно и трёх ног.
Добрый день!
Если уж система тяжелая, то можно взять геодезический штатив — там нагрузки до 35 кг возможны.
Иван, тут нужен компромисс. Высокая устойчивость, но относительно небольшой вес.
Те же Gitzo 5-ой серии весят примерно 2.8кг (GT5543LS). При этом безопасная нагрузка 40 (!!!!) кг.
Вот здорово, когда у тебя больше 70-200 ничего нет!
Радость-то какая :)) Как в песне: «...если у вас нету тёти...»