Главнаяфототехникаответы на вопросы читателей → Про фокусировочные экраны
20 547 просмотров
В этой статье 572 слов.
Bukvus - отправка ошибок

Про фокусировочные экраны

Доброго времени суток. Пожалуйста, расскажите про фокусировочные экраны. Как правило, комбинированный экран состоит из клиньев Додена, микрораста, матовая часть и линзы Френеля.

С уважением, Александр.


Здравствуйте, Александр!

Охотно.

1.Клинья Додена и микрорастр темнеют при слабом освещении ( диафрагма — 5.6), есть ли экраны, которые держат и слабое освещение?

Сами по себе клинья не темнеют. Просто на диафрагме F5.6 вообще весь видоискатель темнеет так как вы закрываете диафрагму физически. Но весь комбинированный экран немного темнее, чем обычный матовый, если вы используете китайский вариант из-за качества пластика.

Про фокусировочные экраны

китайский фокусировочный экран с горизонтальными клиньями Додена

Видео как чистить фокусировочный экран

[jwplayer mediaid="8068"]

Плюс клинья это клинья, а не просто стекло. Т.е. если изображение не в фокусе, то картинка не цельная и половинки могут быть поочередно темными. Микрорастр тоже темный, если не в фокусе.

Единственынный способ сохранить работоспособность мануального объектива на диафрагмах больше F8 это покупать электрически сопряженный с камерой объектив. Так, например, есть в продаже Carl Zeiss версий ZE (под Canon), ZF (Nikon) и т.д. У них диафрагма закрывается только в момент срабатывания затвора. Всё остальное время фокусируетесь свободно на ярком фокусировочном экране. Еще из интересных решений это объективы Carl Zeiss под систему Contax N переделанные господином Conurus под байонет Canon или Nikon. При этом объектив становится еще и автофокусным. Это самый, пожалуй, интересный вариант. Только дорогой.
Вот тут можно на них посмотреть и купить уже переделанные. Или искать на Ebay.

Я предпочёл вариант снимать на диафрагмах от открытой до F8. Старые именитые объективы особенно интересны на открытой диафрагме. На F8 и более закрытой вы можете брать любой другой — он будет не хуже. Чем более закрытая диафрагма — почти вся разница между плохим и хорошим объективом в оптических характеристиках исчезает.

2.Назначение линзы Френеля, вроде как бы «сделать экран ярким и равномерно освещенным» — ее обычно используют, если нельзя установить сферическую линзу, так как линза Френеля меньше размером. А нужна ли линза Френеля для фотоаппаратов Canon (в частности 450D)? Возможно у этих фотоаппаратов уже стоит своя линза.

Ярким линза Френеля сделать экран не может, а скорее наоборот, делает немного темнее.

Обычная линза  сверху и линза Френеля снизу

Обычная линза сверху и линза Френеля снизу

Сама идея линзы Френеля в равномерности света, которая достигается его рассеиванием. Так, например, на объектив, наоборот, наносят покрытия ( просветление) для того, чтобы свет не рассеивался и не терялся таким образом контраст. Это делает объектив более «светлым». У линзы Френеля другое назначение.

Сферическая линза будет давать увеличение. Это получается выпуклый экран? Такого не встречал честно говоря. Увеличение достигается легче насадкой на видоискатель (увеличитель видоискателя).

увеличитель видоискателя Tenpa 1.36x

увеличитель видоискателя Tenpa 1.36x

Линза Френеля создавалась как альтернатива обычному матовому экрану, чтобы избежать сильного виньетирования по краям при фокусировании изображения с объектива на маленький видоискатель.

По поводу необходимости линзы Френеля: я предполагаю, что на всех современных экранах она уже присутствует. Так, если внимательно рассмотреть китайский экран на картинке выше, то можно увидеть радиальные царапинки. Оригинальный экран от Canon сделан более качественно и там вы не увидите этих царапинок. Он покажется просто матовым. Но гравировка линзы там тоже есть, так как виньетирования в видоискателе не видно, а оно должно быть существенное при отсутствии линзы Френеля.

3. Нужна ли разметка фокусировочных точек на экране или можно обойтись без них, подскажите из практического опыта?

Разметка для Canon 5d mark II точно не нужна так как она присутствует на пентапризме. Чтобы проверить, есть ли она у вашей камеры на пентапризме или на экране, снимите объектив и выньте экран.

Если же прямо отвечать на вопрос, то точки нужны для выбора по какой точке фокусируешься при использовании автофокуса. Соответственно для мануальных (с ручным фокусом) объективов они абсолютно бесполезны.

4.Возможно ли смещение фокуса, т.е. на экране будет все резко, а на матрице — не резко или такое невозможно ?

Да, такое возможно. Ведь фокусируетесь-то вы на глаз. Если экран будет искажать изображение, то и сфокусируетесь неверно. Например, это можно попробовать вставив фокусировочный экран другой стороной. С оригинальным экраном Canon такое не выйдет так как у него есть «ушки», а китайский — запросто.

5.Окажет ли фокусировочный экран влияние на экспозицию?

Да, другой фокусировочный экран окажет влияние на экспозамер так как датчик экспозамера находится за экраном. На профессиональных моделях камер и на canon 5d возможно выбрать в меню тип экрана, чтобы камера вводила поправку. На младших моделях такого, насколько я знаю, нет. Тут нужно нести в сервис на настройку, если сдвиг по экспозиции сильный. Или ориентироваться по гистограмме при неспешной съемке.

6.Будет ли фокусировочный экран рассеивать свет при экспозиции на матрицу или он закрыт зекралом ?

Не очень понял вопрос. Зеркалом он не закрыт при замере экспозиции тк за ним как раз расположен датчик экспозамера. В какой-то степени он, конечно, рассеивает свет, но в момент съемки он закрыт зеркалом.

фокусировочный экран в момент съемки закрыт зеркалом

фокусировочный экран в момент съемки закрыт зеркалом

7.Экран, какой фирмы лучше покупать ?

Лучше всего покупать экран фирмы-производителя камеры :) Но если такого экрана не предусмотрено (как, например, для Canon 5d или для младших моделей Canon), то для семейства Canon 5d рекомендуют японские экраны Haoda.

Экран отличный, работает как заявлено до F5.6. Далее сложнее, но до F8 еще пользоваться можно на мануальном объективе. Набор от Haoda за последнее время очень потерял во внешнем виде (пластиковые щипчики превратились в китайские, коробка noname). Но это не главное, главное — качество экрана, а оно всё также на высоте.

Выступы на экране сделаны не очень качественно, но они есть и позволяют экрану не сползать, что важно. На китайском их вообще нет.

Про фокусировочные экраны

фокусировочный экран Haoda для 5D mark II

Про фокусировочные экраны

сравнение китайского фокусировочного экрана и экрана Haoda

У них есть и для остальных моделей, но довольно дорого. Для младших моделей лучше взять экран от katz eye. У katz eye нет фокусировочных экранов для Canon 5D.

Разновидности экранов

Фокусировочный экран с микропризмой — для обычной фотосъемки. Матовый экран с кольцом из микропризм в центре.

Фокусировочный экран с клиньями. Для обычной фотосъемки. В центре экрана изображение будучи не в фокусе визуально разрезается на 2 части под 45 градусов. Эффективен для абсолютно точной фокусировки на объекте имеющем горизонтальные или вертикальные линии.

Фокусировочный экран с горизонтальными клиньями. Удобен для фокусировки на предмете с диагональными и вертикальными линиями. Также годится для обычной фотосъемки, где нужна абсолютно точная фокусировка.

Фокусировочный экран с клиньями и кольцом микропризмы/растра. Даёт 3 типа фокусировки: клинья, растр и матовый экран.

Полностью матовый экран. Удобен для работы с «тёмными» объективами и большими фокусными расстояниями или для макросъемки.

Матовый фокусировочный экран с сеткой. Удобен для контроля перспективы. В частности удобно использовать с макромехом или тилт-шифт ( tilt/shift) объективом для макросъемки.

Фокусировочный экран со шкалой-прицелом. Удобен для научной работы и макросъемки. Позволяет фокусироваться используя прозрачную центральную область или матовую поверхность вокруг. Шкала позволяет впоследствии определить размеры объекта фотосъемки. Деления нанесены с точностью 1мм.

Фокусировочный экран с клиньями и микрорастром, также снабжен меткой для записи информации. Удобен для научной работы. Позволяет заранее увидеть куда будет записана метка со специального устройства и заранее разместить её так, чтобы она была на контрастном с цветом теста фоне и попала на фон, а не на объект фотосъемки.

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (27 votes, average: 4,93 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я Вконтакте
 Я на Facebook

Подписаться на RSS ленту


Рекомендовать
Купить штатив Gitzo
Купить штатив или фоторюкзак Manfrotto
Купить светофильтры LEE

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • - тесты обьективов и фотокамер
  • - статьи по истории фототехники
  • - секретные приемы фотосьемки
  • - проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


купить светофильтр B+W

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

36 thoughts on “Про фокусировочные экраны

  1. Вот спасибо,Дмитрий. Разложили по полкам.

    Получается,что ни клинья Додена,ни микрорастр с моими интересами не сочетаются.Ладно...буду терпеть мат :-)

  2. Спасибо. Читаю Дмитрия когда натыкаюсь. Всегда исчерпывающе, информативно содержательно и корректно. Чувствуется компетентный человек. Нет этих распространенных позерских сленговых псевдотерминов. Умеет человек излагать мысли.

  3. здравствуйте!!!!! я на 6д тоже залезла в экран и испортила. решила поменять приобрела eg-s. и не прочитала что он для д 2.8. а я снимаю на 70-200 4. и да очень темно. в магазинах есть только eg-a а стоял eg-a II. не ужели если пишут что он для 5 марк 2. то он не подойдет для 6 д. блин и что делать.

    • здравствуйте заказала на ебей пришел в коробочке с пинцетом такой же как и заказывала с москвы. сама поставила и все отлично .

  4. Добрый день.

    Вопрос по горизонтальным и диагональным клиньям.

    Правильно ли я понимаю, различие между этими экранами лишь в ориентации клиньев и повернув камеру на этапе фокусировки на 45 градусов мы можем пользоваться горизонтальными клиньями как диагональными и наоборот?

    И вопрос по фокусировке — при ростовой портретной съемке мануальными объективами фотоаппаратом Canon 5D (первый пятак), конечно же, хочется получать фокус, например, на глазах модели а не на пространстве перед ней или на фрагменте мозга, скрытого от нас черепной коробкой. Какой из фокусировочных экранов удобнее использовать и на каком фрагменте лица проще производить фокусировку? Самым крупным и контрастным элементом является граница лицо-волосы — по ней фокусироваться, увеличив ГРИП с учетом необходимости захватить в зону четкой фокусировки не только волосы но и глаза, например? Или есть какие-то более простые способы?

    • Здравствуйте, Алексей!

      1. Да, вы правильно понимаете, но фокусироваться повернув камеру под 45 град довольно неудобно.

      2. Рекомендую фокусироваться всегда по глазам. По какой-то психологической особенности человек-зритель полностью отторгает фото, где глаза вне резкости. К остальным частям лица зрители более лояльны, если не совсем в резкости. Абсолютно нормально, если начиная с ушей уже все нерезкое. Кончик носа должен быть более-менее резкий, но не обязательно абсолютно резкий. Тем более, что у некоторых на нём явные поры и их уж точно не хочется видеть. Т.е. небольшая нерезкость на кончике носа и абсолютная на глазах — правильный выбор.

      3. У вас будет соблазн сфокусироваться по глазам, а потом кадрировать. Не делайте этого, т.к. любое смещение камеры при маленькой ГРИП уберет фокус с глаз на другое место.

      Снимайте горизонтальные кадры, чтобы лицо было в центре. Тогда такой необходимости не будет.

      Слышал, что также помогает программа Magic Lantern, которая позволяет видеть на экране увеличенную часть кадра в процессе кадрирования. Это на случай, если вы захотите снимать вертикально.

      Я согласен, что всё время снимать горизонтально надоедает и в этом есть некоторое неудобство. Но снимать с постоянно включенным LiveView (тем у кого он есть) тоже крайне неудобно т.к. быстро садятся батареи и сам процесс включения долгий.

      4. ГРИП посчитайте заранее на калькуляторе. Потом оцените его по кадру. Далее контролируйте всегда расстояние до модели — это самый действенный способ увеличить или уменьшить ГРИП

      • Magic Lantern, действительно, может на экране показывать с увеличением ту зону, по которой происходит фокусировка. Но это работает, к сожалению, только с камерами, у которых есть Live View. Для первого пятака я такую функцию не нашел.

        Т.е. в моем случае придется двигаться в сторону «фокусировочный экран+увеличивающий видоискатель»?

        А какие бюджетные китайские аналоги фокусировочных экранов для Canon EOS 5D можете порекомендовать?

  5. Если При работе с советской оптикой через переходник м42-еос (канон) стабильная ошибка фокуса через видоискатель(фокус чуть вперед уходит), с клиньями эта проблема останется?

  6. на аппарате используется с завода eg-a ii

    а в магазинах продается только просто eg-a или eg-s.

    мой просто матовый экран без всяких засечек.

    в чем разница между ними: eg-a, eg-s, eg-a ii?

    взаимозаменяемы ли они?

    спасибо.

    аппарат тот же — кэнон 6д

    • Вы можете заказать оригинальный экран в сервис-центре или на Ebay.

      Установить можно самостоятельно (хотя на этот раз будьте аккуратнее)

      Разница такая:

      Canon EG-A II — фокусировочный экран стандартного матирования для Canon 6D

      Canon EG-A — фокусировочный экран стандартного матирования для Canon 5D mark II

      Canon EG-S — фокусировочный экран сверхточного матирования для Canon 5D mark II и Canon 6D (предназначен для объективов со светосилой 2.8 и более высокой. Если светосила объектива меньше 2.8, то видоискатель выглядит более темным, чем с экраном Canon EG-A / Canon EG-A II)

  7. Добрый день.

    Сегодня решил почистить этот фокусировочный экран...

    и решил зря...

    протер ватной палочкой, потому что пыль не сдувалась грушей.

    в итоге на отсвет видны следы, которые ничем не убираются.

    да и еще при установке поцарапал — теперь небольшая царапина видна через видоискатель.

    хотел бы узнать...

    повлияет ли это на сьемку, кроме как на вид через видоискатель, или возможны косяки с фокусировкой?

    аппарат кэнон 6д.

    спасибо.

    • Здравствуйте, Владимир!

      Фокусировочный экран — пластиковый. Риски на нём сделаны лазером. Так что поцарапать его легче легкого.

      Повлияет только на эстетическое удовольствие от съемки. Неприятно смотреть на царапины. На снимках их не будет, фокусировка тоже идёт не через фокусировочный экран (он хоть так и называется, но больше по-старинке т.к. для фокусировки он используется только, если вы фокусируетесь вручную, на глаз. Автофокус работает через зеркало и объектив и не задействует фокусировочный экран.

  8. Добрый день!

    Подскажите, если можно, какой фокусировочный экран лучше всего подходит для съемки дикой природы, а точнее, птиц, часто в полете. Пользуюсь связкой Canon 60D + L100-400.

    Заранее спасибо!

  9. Добрый день !

    А какой из фокусировочных экранов посоветуете для портретной съемки . имею Zeiss C/Y 135 2.8 MMJ проблема в том , что в большинстве случаев не попадаю по глазам с EMF чипом , подстройка чипа и микроподстройка в тушке ситуацию не решает ввиду не симметричной шкалы ГРИП на объективе . Скажем так выход где-то не больше 30 % процентов, по лайв вью все четко но блин , неудобно без штатива.

    так вот вопрос что лучше взять: Оригинал Супер точное матирование Eg-s или клинья горизонтальные с микропризмами или клинья крестом ? или просто микропризмы по центральному полю ?

    Спасибо.

    З.Ы. 5Д марк II

    • Здравствуйте!

      Для Canon 5D mark II не разгуляешься с вариантами экранов.

      Все клинья стороннего производства и каждый экран приходится проверять на себе.

      Например, китайский с клиньями важно какой стороной поставить и важно поставить ровно тк он без «ушек» бывает.

      По моему опыту лучше всего горизонтальные клинья (хотя в теории должны бы диагональные)

      Микропризма уже лишней получается. Т.е. или клинья или призма. Два-в-1 неудобно. Точно не лучше.

      Раньше для 5дм2 экраны еще делали в США (Hoada), но сейчас вроде нет.

      Так что я бы тогда взял простой матированный экран и увеличитель видоискателя 1.36х.

  10. опыт показал что штатив и LiveView, остальное всё шляпа , использую светосильную оптику с дыркой до 2.8... Magic Lantern неплохая программа... но меня напрягает что иногда между переключениями она «зависает», программа сырая... да и гистограма при сомотре фото не включается...

  11. Уведомление: Добавилась картинка набора с фокусировочным экраном Haoda - БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

  12. На свой Canon 5d mkII поставил родной каноновской матовый (без линз, колечек и сеток и прочего) экран "Eg-s" — в магазинах довольно распространенная штука. Ставиться руками, при помощи пинцета идущего в комплекте за 15 секунд. Очень и очень удобная штука, "попадания" на глаз в цель светосильными объективами возросло до 90% :) "Гелиос-40" можно пользоваться без Live-view. Не забыть переключить Fn меню камеры на этот тип экрана для правильного замера — и никаких проблем. Стекла темнее f/4 — с таким экраном в видоискателе уж очень темные... Но справиться можно. Автофокус не страдает никак, а с этим экраном и USM автофокусом удается и огрехи автоматики поправлять "на лету". Для пользователей мануальной оптики вообще незаменимая штука! Жаль что в mk III экран снова "залочили" для смены пользователем как в первом 5D, и даже если удастся найти и поменять его на какой нибуть "от третьих производителей" — замер скорее всего пострадает и надо будет вводить постоянную коррекцию :( Правда обещали удобный индикатор в видоискателе показывающий попадание в резкость — ну посмотрим... Огорчен таким даунгрейдом — мне Live-view не всегда удобен.

        • дополнительная опция OptiBrite повышает яркость матового стекла и стоит половину товара, довольно таки интересная затея. или действительно стоит её применить? хотя сами экраны уже специально разработаны с работой мануальными объективами.

          • До F5.6 работает и без этой опции, а после F8, я думаю, никакая опция не спасет. Клинья чернеют и не видно в центре.

            Хотя приятней работать с более светлым экраном, вопрос бюджета.

        • почитал форум и отзывы по данной штуке, цена конечно в 180 баксов обходится, хотя есть альтернатива работать по экрану, честно сказать цена кусается когда смотришь маленький кусочек пластика. но почему то иметь такой хочется смотря обзоры и результаты после его установки.

          • Хорошие экраны, как правило, дорогие. Хотя и не всегда дорогие — хорошие.

            Я поставил всё, что мог, чтобы облегчить настройку фокуса на мануальной оптике. Сейчас экран снял тк снимаю много макро, а там диафрагма, закрытая более F8 и потому экран с клиньями не годится.

Страница 1 of 11