Здравствуйте, друзья!
Наконец я добрался до одного из интереснейших объективов на байонет Sony E — ZEISS Batis 25/2.
- Объектив ZEISS Batis 25/2
- Внешний вид
- Оптическая схема Batis 25/2
- Технические характеристики
- Три линейки объективов для камер Sony
- Разрешение ZEISS Batis 2/25 в сравнении с Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм
- F2 открытая диафрагма
- F4
- Вывод
- Разрешение ZEISS Batis 2/25 в сравнении с Carl Zeiss Distagon 2/25 (ZE, ZF.2)
- F2 (открытая диафрагма)
- F4
- Полевые тесты
- F2
- Выводы
- Снимки с Zeiss Batis 25/2
- Тест Zeiss Batis 25/2 на хроматические аберрации
- Файлы для самостоятельного изучения хроматических аберраций на ZEISS Batis 25/2
- Экстремальный тест-драйв
- Впечатления от работы с Zeiss Batis 25/2 и Sony A7 II
- Плюсы
- Минусы
- Резюме
- Бонус
- Официальная брошюра Carl Zeiss с исторической ретроспективой о названиях объективов Hologon, Distagon, Biogon
- Снимки объектива ZEISS Batis 25/2
Объектив ZEISS Batis 25/2
Что же хорошего в этом объективе?
Прежде всего удобное фокусное расстояние, которое вы можете использовать как для съемки архитектуры и пейзажа, так и для каких-то стрит фотозарисовок.
Удобство данного фокусного расстояние, конечно, моё субъективное мнение, которое я вырабатывал годами, анализируя количество своих фото сделанных на разные фокусные расстояния.
Внешний вид
Объектив лёгкий и «толстый». Кроме того имеет лепестковую бленду, которая усиливает впечатление от его размера. Благодаря качественному цейсовскому мультипросветлению T* объектив можно в большинстве случаев использовать без бленды (но иметь её надо на сложные условия освещения).
Байонетные бленды имеют преимущество в легкости крепления, а благодаря тому, что объектив оснащен внутренней фокусировкой, вы можете спокойно использовать поляризационный светофильтр — он не будет вращаться вместе с передней линзой объектива.
С другой стороны я всегда предпочитаю старую цейсовскую бленду от бренда Contax (в данном случае №2 или №3).
Дело в том, что они резьбовые и потому позволяют крутить тот же поляризатор за бленду, а не пытаться проникнуть пальцами со стороны передней линзы, цепляясь за микроскопические зубчики на оправе светофильтра. Тем более объектив нас определенно радует диаметром резьбы под светофильтр 67 мм, характерной для очень многих объективов Carl Zeiss. У меня очень много светофильтров под диаметр 67 мм именно по этой причине, хотя в последнее время Carl Zeiss стали выпускать объективы на 86 мм (ZEISS Otus 85/1.4) и 95 мм (ZEISS Otus 28/1.4), так что, видимо, придётся запасаться дорогими фильтрами на будущее.
Объективы линейки ZEISS Batis кроме всего прочего отличаются еще наличием OLED дисплея, на котором отображается расстояние до объекта съемки и ГРИП.
Некоторое время оставалось загадкой, какой кружок нерезкости приняли оптики из Carl Zeiss для расчёта ГРИП т.к. это существенно влияет на результаты (и на их достоверность).
Я проверял на камере Sony A7 II и кружок нерезкости подбирается по результатам: 0.0135 мм (это намного меньше и современнее классического 0,030 мм)
Если кто хочет сам посчитать ГРИП, то здесь можно найти написанный мной калькулятор ГРИП
А результаты по дисплею были такие (Объектив ZEISS Batis 85/1.8)
Дистанция фокусировки | Ближняя граница / дальняя граница ГРИП |
---|---|
31 | 28 - 35 |
164 | 100 - бесконечность |
43 | 37 - 52 |
80 | 61 - 114 |
30 | 27 - 34 |
Данные снимал на 85 мм объективе т.к. ZEISS Batis 25/2 на дистанциях более 25 м давал показания «>25 м» и всё.
По этой причине всё-таки неплохо с собой иметь бинокль с лазерным дальномером, чтобы определять дистанцию фокусировки и посчитать ГРИП для пейзажной съемки. Да, бывает такая неспешная пейзажная съемка.
Объективы ZEISS Batis имеют влагозащиту и ZEISS Batis 25/2 не исключение. В целом весь объектив герметичный и никаких отверстий на нём нет. На корпусе только широкое фокусировочное кольцо на случае, если вы захотите воспользоваться ручным фокусом и функцией Focus Peaking. В тоже время механической связи с линзами нет — все осуществляет электрика, так что вполне возможно сделать герметичный корпус.
Оптическая схема Batis 25/2
Объектив имеет в названии слово «Distagon», хотя он отличается от классического понимания этой серии. Классическое Distagon означало широкий угол зрения объектива и большую дистанцию от заднего элемента до светочувствительного элемента.
Подробнее об этом в официальной брошюре Carl Zeiss
Но в серии объективов для Sony расстояние до матрицы весьма мало и потому слово Distagon можно было бы и пропустить. С другой стороны, пользователи объективов Carl Zeiss слишком привыкли к знакомым названиям и разделению таким образом объективов на широкоугольные, портретные и телеобъективы, так что решили Distagon в названии оставить, хотя ввели название линейки объективов, чтобы было понятно под какую камеру объектив, ведь есть еще Distagon 25/2 для «зеркальных» камер «классический» (в линейке Milvus его пока нет).
У ZEISS Batis 25/2 10 элементов в 8-ми группах. Кроме того, объектив имеет 4 асферических элемента, два из которых сделаны из низкодисперсионного стекла. Всего низкодисперсионных элементов 4 шт. Объектив имеет «плавающие» элементы для обеспечения наилучших характеристик на разных дистанциях фокусировки.
Оптические схемы объективов Carl Zeiss на фокусное расстояние 25 мм все сильно отличаются, так что ZEISS Batis 25/2 — это новая разработка.
Технические характеристики
Фокусное расстояние | 25 мм |
Диапазон диафрагменных значений | f/2 – f/22 |
Оптическая схема (элементов / групп) | 10/8 |
Диапазон фокусировки | 0,2 м – ∞ |
Рабочие расстояния фокусировки | 0,13 м – ∞ |
Угол обзора (диаг./гориз./верт.) | 82° / 72° / 51° |
Диаметр круга покрытия | 43,3 мм |
Рабочий отрезок | 18,0 мм |
Покрытие на МДФ (формат 24х36мм) | 124 x 187 мм |
Масштаб на МДФ | 1:5.2 |
Резьба под фильтр | M67 x 0,75 |
Положение входного зрачка (перед плоскостью изображения) | 69,5 мм |
Ход кольца фокусировки (от МДФ до ∞) | Нет механической связи, угол вращения зависит от скорости поворота фокусировочного кольца |
Максимальный диаметр (с блендой) | 81 мм |
Диаметр фокусировочного кольца | 78 мм |
Длина (без крышек) | 78 мм |
Длина (с крышками) | 92 мм |
Вес | 335 гр. |
Три линейки объективов для камер Sony
— Loxia (E mount, ручной фокус, для полнокадровых камер)
— Touit (E mount, автофокус, для камер с сенсором формата APS-C)
— Batis (E mount, автофокус, для полнокадровых камер)
Разрешение ZEISS Batis 2/25 в сравнении с Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм
Объектив Carl Zeiss Distagon T* F2 ZA SSM 24мм (Sony SAL24F20Z) выпускается под байонет зеркальных камер Sony — Sony A, но может работать на «беззеркалке» с помощью фирменного адаптера Sony — SONY LA-EA4.
Довольно странным и забавным мне кажется использование объективов от «зеркальной» системы и установкой адаптера с зеркалом на «беззеркалку» для получения «зеркалки» с ограниченными возможностями. Но именно это мы сейчас сделаем! Пусть будет альтернатива.
При всем богатстве выбора объективов под «беззеркальную» систему Sony от участия компании Carl Zeiss нам не уйти :) Что же, это оказалось огромным подспорьем для Sony в ходе завоевания ей места на рынке фотокамер. Sony требовался очень опытный в разработке объективов помощник и она его нашла. Я общался с представителем Carl Zeiss и задавал каверзные вопросы относительно участия Carl Zeiss в производстве объективов с лейблом ZEISS под камеры Sony т.к. многие (в том числе и я) были уверены, что участие заключалось исключительно в наклейке шильдика. Оказалось Carl Zeiss действительно участвует (помогает) в разработке данных объективов, хоть они и бОльшей частью действительно детище Sony, ею продаются и ею же осуществляется гарантийный ремонт (производятся на производственных мощностях Sony).
Объектив | ZEISS Batis 25/2 | DISTAGON T* 24 ММ F2 ZA SSM (SAL24F20Z) |
---|---|---|
Байонет | Байонет Sony E | Байонет Sony А |
Формат | Полный кадр, 35 мм | Полный кадр, 35 мм |
Фокусное расстояние, мм | 25 | 24 |
Угол обзора | 82° | 84° |
Оптическая схема (элементов / групп) | 10/8 | 9/7 |
Диапазон диафрагменных значений | f/2 – f/22 | f/2 – f/22 |
Лепестков диафрагмы | 9 | 9 |
Диапазон фокусировки | 0,2 м – ∞ | 0,19 м – ∞ |
Масштаб | 0,19x | 0,29x |
Диаметр резьбы под фильтр | 67 мм | 72 мм |
Размеры | 92 х 78 мм | 78 × 76 мм |
Вес | 335 гр. | 555 гр. |
Объективы серьезно отличаются весом (прибавим к зеркальному объективу еще вес адаптера 160 гр и получим 715 гр., что почти вдвое больше веса ZEISS Batis 25/2!
Также меня озадачило сильное отличие масштаба увеличения на МДФ. Я зашел в калькулятор для расчёта эффективного фокусного расстояния и выяснил, что на минимальной дистанции объектив Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм становится несколько «длиннее» — 34.9 ! Тогда как ZEISS Batis 25/2 сохраняет своё фокусное расстояние на МДФ.
В целом политика Carl Zeiss относительно неизменного фокусного расстояния мне нравится больше, чем у других производителей оптики, где фокусное «гуляет» в больших диапазонах (например, мой Canon 100/2.8 меняет фокусное в диапазоне 75-100мм). Если пользователь будет снимать видео, то вряд ли хорошо, чтобы менялось фокусное расстояние и дисторсия в процессе съемки.
Разрешение мы сравним по графикам MTF, которые предлагают (или предлагает т.к. на обоих объективах стоит лейбл ZEISS) производитель.
F2 открытая диафрагма
Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм имеет бОльшее разрешение, но основательно «проваливается» по разрешению по краю кадра. ZEISS Batis 25/2 имеет ниже разрешение по центру, но держит стабильное разрешение по всему полю кадра.
F4
Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм по разрешению в центре кадра уходит куда-то в «космос», а по краю кадра также, как и на открытой демонстрирует существенное падение разрешения.
ZEISS Batis 25/2 по центру показывает более низкое разрешение, но существенно улучшает свои показатели. Особенно радует, что он также практически стабилен по всему полю кадра.
Вывод
Если вы гонитесь за максимальным разрешение в центре кадра и вас не смущает вес всей псевдозеркальной конструкции ( + адаптер SONY LA-EA4), то ваш выбор Distagon T* F2 ZA SSM 24 мм. Но меня лично смущает вес получающегося агрегата. Какой смысл брать «беззеркальную» камеру ради уменьшения веса и размера (иначе зачем?), а потом навешивать на неё зеркало и здоровый объектив? :)
А вот ZEISS Batis 25/2 хоть и уступает по разрешению в центре кадра, но совсем легкий, со стабильным неплохим разрешением по полю кадра и имеет информативный для ближних расстояний OLED дисплей. Это, кстати, отдельная тема. Довольно забавно, что объектив «загружается» и появляется сначала логотип ZEISS, а потом он считает полезную информацию. Мне так захотелось иметь подобное на всех моих объективах... Можно было бы избавиться наконец от калькуляторов ГРИП. Особенно сильно хочется иметь возможность вводить свой кружок нерезкости, чтобы считать так как лично мне кажется правильным. Кстати, все сделали пометку, что очередное революционное введение сделала опять Carl Zeiss?
Многие думают, что я фанат Carl Zeiss, но это не так. Я просто люблю самые лучшие объективы :) Если никто лучше сделать не может, то остается только радоваться объективам Carl Zeiss :)
Разрешение ZEISS Batis 2/25 в сравнении с Carl Zeiss Distagon 2/25 (ZE, ZF.2)
Carl Zeiss Distagon 2/25 — объектив от «зеркальных» камер на байонеты Canon / Nikon. В данном случае мы рассматриваем вариант на байонет Canon (они полностью идентичные за исключением байонета) т.к. на него есть адаптер с сохранением автоматической диафрагмы и подтверждения фокуса. Фокус на этом объективе только ручной.
Объектив | ZEISS Batis 25/2 | ZEISS Distagon 2/25 |
---|---|---|
Байонет | Байонет Sony E | Байонет Canon EF |
Формат | Полный кадр, 35 мм | Полный кадр, 35 мм |
Фокусное расстояние, мм | 25 | 25 |
Угол обзора | 82° | 81° |
Оптическая схема (элементов / групп) | 10/8 | 11/10 |
Диапазон диафрагменных значений | f/2 – f/22 | f/2 – f/22 |
Лепестков диафрагмы | 9 | 9 |
Диапазон фокусировки | 0,2 м – ∞ | 0,25 м – ∞ |
Масштаб | 0,19x (1:5.2) | 0,169x (1:5.9) |
Диаметр резьбы под фильтр | 67 мм | 67 мм |
Размеры | 92 х 78 мм | 98 × 73 мм |
Вес | 335 гр. | 600 гр. |
Из данной таблицы стоит отметить, что фокусное расстояние всё-таки округлено и угол обзора объективов немного отличается. Также отличается и МДФ. С помощью калькулятора эффективного фокусного расстояния узнаем фокусное расстояние для Carl Zeiss Distagon 2/25 на МДФ, получается 29.7 мм. Всё-таки не 35, как на предыдущем конкурентном объективе.
Объективы также сильно отличаются по весу. В остальном параметры физические сходные.
Поставить Carl Zeiss Distagon 2/25 на камеру Sony можно, например, с помощью адаптера Metabones.
В результате всё будет выглядеть примерно так (на снимке Sony A7 II с Canon TS-E 24/3.5 II).
Вес адаптера примерно такой же, как в предыдущем случае, а объектив тяжелее. Так что конструкция тоже увесистая получается.
F2 (открытая диафрагма)
Из графиков MTF следует, что Carl Zeiss Distagon 2/25 на открытой диафрагме имеет более высокое разрешение на открытой диафрагме, которая к краю изображения начинает падать (это очень хороший объектив с высоким разрешением). ZEISS Batis 25/2 на открытой диафрагме имеет более низкое разрешение, но при этом к краю кадра он его практически сохраняет.
F4
Полевые тесты
У меня есть излюбленная точка для тестовых съемок, где я фокусируюсь в одно и тоже место на расстоянии примерно 100 м, так что легко сравнить один объектив с другим. Одни кадры сняты летом, другие зимой, но в целом по разрешению можно сравнить.
F2
Для ZEISS Batis 25/2 камера Sony A7 II (24 Мпикс), для Carl Zeiss Distagon 25/2 камера Canon 5D mark II (21 Мпикс).
Знаете какой вывод можно сделать после тщательного изучения кадров? Такой, что на самом деле оба объектива, возможно разрешают больше, чем 24 Мпикс и потом разница по разрешению между ними не видна даже на 100% увеличении на экране.
Можете поробовать сами... В архиве RAW файлы на F2, проявленные JPG и кропы 100% (всего 79 Мб).
[lock][download id=491][/lock]
Хроматика уходит, но детализация сильно не прибавляется — предпочтительно ставить на камеру с бОльшим разрешением, чем 24 Мпикс.
Выводы
У объективов есть существенное отличие в том, что ZEISS Batis 25/2 автофокусный объектив, а Carl Zeiss Distagon 2/25 объектив с ручным фокусом. Тем не менее, поскольку оба объектива по сути пейзажные (хотя я использовал успешно оба и для портретов и для репортажа), то имело смысл их сравнить. Фокусировка на широкоугольных объективах простое дело.
Вывод получается примерно такой же, как в прошлом случае. Любителям максимально выжимать возможности по разрешению стоит брать Carl Zeiss Distagon 2/25 (особенно для камер Sony A7R и Sony A7R II), а тем кто снимает пейзажи в более быстром темпе и ему важно разрешение по полю кадра и легкость системы брать ZEISS Batis 25/2 (вполне достаточен для Sony A7 II). Здесь еще стоит сказать про влагозащиту ZEISS Batis 25/2 и полезный OLED дисплей, про который я уже упоминал.
ZEISS Batis 25/2 — легкий, влагозащищенный и с приличными характеристиками. Carl Zeiss Distagon 2/25 тяжелый (особенно с адаптером), с ручным фокусом и нет влагозащиты, но характеристики очень хорошие.
Для камеры Sony я бы однозначно предпочёл ZEISS Batis 25/2 т.к. иначе теряется смысл легкой системы. Для «зеркального» Carl Zeiss Distagon 2/25 лучше взять родную для него Canon / Nikon камеру.
Снимки с Zeiss Batis 25/2
f2, 1/100, ISO 100
f4, 1/20 (!), ISO 100
f2, 1/400, ISO 100
f2, 1/500, ISO 100
f2, 1/500, ISO 100 (фокусировка по дому)
Эти снимки, но в полном размере
[lock][download id=493][/lock]
Тест Zeiss Batis 25/2 на хроматические аберрации
Что может быть сложнее для объектива в плане ХА, чем снег на фоне тёмной земли?
По этим кадрам видно, что ХА присутствуют, хоть и небольшие. В этом плане объективы для «зеркалок» серии Милвус из тех, что являются новыми разработками показывают результаты лучше. Но не будем слишком строги — результат неплохой.
Файлы для самостоятельного изучения хроматических аберраций на ZEISS Batis 25/2
[lock][download id=492][/lock]
Экстремальный тест-драйв
Canon 100-400/4.5-5.6L — для птичек.
ZEISS Batis 25/2 — для пейзажей.
ZEISS Batis 25/2 в связке с камерой Sony A7 II прекрасно выдержал работу на экстремальном холоде (до -34 С). Не знаю, что там рекомендовал производитель, а мы проверяем как «суровые сибирские мужики» :)
При -34С у меня замерз тосол в системе охлаждения и машина встала. Но при этом фотокамера с объективом ZEISS Batis 25/2 продолжили работать и я бы заснял сей печальный факт, если не бы не был в этот момент в глубоком эмоциональном шоке :)
Впечатления от работы с Zeiss Batis 25/2 и Sony A7 II
Плюсы
— высокое качество изображения
— малый вес
— OLED дисплей с информацией о расстоянии до объекта и ГРИП
— влагозащита
— отличные профили для коррекции виньетирования и дисторсии (корректируются в ноль!)
Минусы
— ХА относительно высокие, если сравнивать с новыми моделями зеркальных объективов ZEISS Milvus
— Разрешение ниже «зеркальных» аналогов
Резюме
Zeiss Batis 25/2 хороший объектив для беззеркальной системы Sony. Аналогов у него нет, он замечательно заполняет нишу качественных и легких объективов для «беззеркальной» системы, сохраняя важные особенности объективов Carl Zeiss, которые включают равномерное разрешение по полю кадра и красивое боке (да, для широкоугольников тоже бывает важно).
Линейка объективов ZEISS Batis даёт нам новые возможности в плане информации о параметрах съемки. Не знаю, патентованная ли эта возможность (OLED дисплей с информацией), но очень хочется увидеть на всех объективах и устройство программирование типа Sigma Dock, только программирующее расчет ГРИП.
Существует отличный профиль прямо в камере для этого объектива, который почти полностью устраняет дисторсию — очень важный момент! Также профиль существенно корректирует виньетирование, что оно становится совсем незначительным.
С вами гулял по окрестностям и снимал на ZEISS Batis 2/25 Дмитрий Евтифеев.
Бонус
Официальная брошюра Carl Zeiss с исторической ретроспективой о названиях объективов Hologon, Distagon, Biogon
Официальная брошюра Carl Zeiss с исторической ретроспективой о названиях объективов Hologon, Distagon, Biogon, про симметричные оптические схемы и ретрофокусные. Откуда все пошло и куда пришло. Рекомендуется к прочтению (англ.яз.)
Рекомендуется к прочтению.
[download id=219]
Дмитрий, обьясните плиз как шириком портреты в том числе снимать. А то батис этот мне всем нравится, но ведь пишут что нельзя. Искажения, уродством пугают. В чем хитрость? Снимаю то я в основном как раз жену и дочку, друзей, людей короче
Руслан, можно чем угодно портреты снимать. Для того чтобы не было искажений на широкоугольных объективах по центру кадра достаточно сохранять дистанцию съемки вменяемую, не подходить вплотную. Хотя есть и такие фотографы известные, которые только на широкоугольник с искажениями и снимают, по ссылке можно почитать
Но если правильную дистанцию сохранять, то человек в кадре будет занимать лишь небольшую часть кадра (ребенок до пояса).
Присоединенная картинка:
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой обьектив лучше для видеосьемки? Ведь получается Batis не льзя крутить вручную...
Александр, здравствуйте!
Для видеосъемки есть объективы Zeiss Loxia с ручным приводом фокуса, но электрической диафрагмой, а также есть объективы zeiss zf.2 также с ручным фокусом, но механической диафрагмой на камерах Сони. Второй вариант может быть предпочтительнее тк когда нет электрической связи с диафрагмой, она не дрожит и соотв не создает мерцания. Это правится в видеоредакторе, но когда диафрагма на механике (на объективах под никон есть диафрагменное кольцо, а на кэнон его нет), то освещенность кадра постоянная. Из объективов по Никон могу рекомендовать Zeiss Milvus 85/1.4, например, шикарный объектив. Если вам нужен широкоугольник, то есть Zeiss Loxia 25/2.4: evtifeev.com/57750-obzor- ...oxia-25-2-4.html
И есть Zeiss Milvus 25/1.4: evtifeev.com/56825-obzor- ...lvus-25-1-4.html
Тоже шикарный ширик из новых разработок.
Здравствуйте!
А можно ли этот объектив прикрепить к камере Canon, через переходник, разумеется? Есть ли такие переходники в природе?
Здравствуйте! Конкретно этот объектив не получится т.к. он для беззеркальной системы, но у Цейса есть Milvus 25/1.4, который предназначен для системы Canon. И есть предыдущая серия (дешевле) ZEISS Distagon T* 2/25 (под Canon ZE в названии, ZF.2 — под Никон)
Очень жаль. Мне понравился этот объектив. Понравился его экран и то, что он с автофокусом. :-)
Интересно как он в сравнении с сони 28 f2
prophotos.ru/reviews/1849...atis-2-8-18-test
вдохновило...
Здравствуйте, Дмитрий!
Спасибо за занятный обзор.
1. Пожалуйста, когда приводите графики МТФ, указывайте параметры измерения. Не ясно, на каком МТФ (40 или 30) Zeiss от SONY уходит в космос. У истинного Zeiss должно быть 40...
2. Аплодисменты маркетологам SONY, они затмили Сигму с "домашней " юстировкой! Сначала разобрать зеркалку и продать дороже, затем предложить собрать снова за дополнительные деньги! Супер! Что-то дальше будет...
Здравствуйте, Александр!
1. у обоих объективов нижняя кривая — 40 lp/mm. Не зря на объективе Сони тоже написано Distagon и стоит лейбл Цейс :)
2. ну да, это еще у Ф.Котлера было описано в 80-ых годах к книге «Маркетинг». Венец развития маркетинга — создание спроса. Сам весьма удивился, когда стал измерять камеры Sony и Canon. Оказалось, что по многим параметрам бюджетные «зеркалки» меньше. А у современных «зеркалок» батарейная ручка намного меньше выступает (там спрятана часть электроники и батарея у БЗК).
3. следующий этап — переход массовый на смарфоны как венец творения. Этап уже вовсю идёт, смарфоны крайне активно вытесняют низшие БЗК и снижают продажи топовых БЗК и всех ЗК. К ним уже сделали хорошие объективы даже в виде насадок! У меня уже есть поляризационный светофильтр для смартфона от B+W! :) А объективы выпускают: Carl Zeiss (exolens), Manfrotto, Lensbaby и куча китайцев.
.
Присоединенная картинка: