Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы по изучим интересный портретный объектив ZEISS Loxia 85/2.4 с ручным фокусом, который не так давно вышел и сравним его с его автофокусным коллегой ZEISS Batis 85/1.8.
- Братья, но не близнецы
- Технические характеристики
- Сравнение оптических параметров
- Оптическая схема
- Графики MTF — разрешение
- На открытой диафрагме
- На прикрытой диафрагме
- Дисторсия
- Виньетирование
- Сравнение ZEISS Loxia 85/2.4 с ZEISS Batis 85/1.8 на дальней дистанции
- Примеры снимков
- Торговый центр
- На улице
- Итоги и выводы
- Плюсы ZEISS Loxia 85/2.4
- Минусы ZEISS Loxia 85/2.4
- Плюсы ZEISS Batis 85/1.8
- Минусы ZEISS Batis 85/1.8
- Бонус — минусы камеры Sony A7 mark II на сегодняшний день
- P.S.
И поможет мне в сравнении прекрасная Алёна :)
Братья, но не близнецы
Компания Carl Zeiss выпустила два объектива для системы Sony E с одинаковым фокусным расстоянием 85 мм. Мне уже несколько раз задавали вопрос: зачем?
И правда, зачем выпускать второй светосильный 85 мм объектив, если уже есть во всех смыслах замечательный ZEISS Batis 85/1.8, который кроме всего обладает оптическим стабилизатором?
Дело в том, что компания верна своему принципу ручного фокуса как основного способа фокусировки. Только ручной фокус позволяет добиться наилучшей фокусировки, точно выбрать объект в фокусе и позволяет удобно работать в режиме видеосъемки.
Если это всё совместить с возможностями беззеркальной камеры, в частности Focus Peaking, который позволяет в реальном времени подсвечивать детали, которые в данный момент находятся в фокусе, то вы пойметё, что именно беззеркальные камеры хорошо раскрывают потенциал объективов с ручным фокусом.
Технические характеристики
ZEISS Loxia 2.4/85 | ZEISS Batis 1.8/85 | |
---|---|---|
Фокусное расстояние, мм | 85 | 85 |
Диапазон значений диафрагмы | f/2.4 – f/22 | f/1.8 – f/22 |
Оптическая схема (элементы / группы) | 7 / 7 | 11/8 |
Оптическая стабилизация изображения | нет | да |
Диапазон фокусировки | 0,8 м - ∞ | 0,8 м – ∞ |
Рабочая дистанция | 0,685 м – ∞ | 0,685 м - ∞ |
Угол обзора (диаг./гориз./верт.) | 28,63° / 24,05° / 16,23° | 29° / 24° / 16° |
Диаметр круга покрытия | 43 мм | 43,3 мм |
Рабочий отрезок | 18 мм | 18 мм |
Покрытие на минимальной дистанции ( МДФ) | 257,9 x 172,6 мм | 189 x 283 мм |
Масштаб на минимальной дистанции (МДФ) | 1 : 7.2 | 1:7.9 |
Диаметр резьбы под фильтр | M52 x 0.75 | M67 x 0,75 |
Расположение входного зрачка (перед плоскостью изображения) | 58,7 мм | 18,2 мм |
Угол вращения фокусировочного кольца | 220 ° | Фокусировочное кольцо механически независимо. Угол зависит от скорости вращения кольца |
Максимальный диаметр | 62,5 мм | 81 мм |
Диаметр фокусировочного кольца | 62,0 мм | 78 мм |
Длина (без крышек) | 94.8 мм | 92 мм |
Длина (с крышками) | 108 мм | 105 мм |
Вес | 594 гр. | 475 гр. |
Я отметил основные моменты, которые отличают объективы. ZEISS Batis 85/1.8 более светосильный. Они отличаются примерно на один стоп по светосиле (на самом деле чуть меньше). В ZEISS Batis 85/1.8 есть оптическая стабилизация изображения, про которую я уже говорил и она хорошо работает.
У ZEISS Loxia 85/2.4 значительно меньше диаметр корпуса — она компактнее.
У ZEISS Loxia 85/2.4 есть механическое сопряжение фокусировочного кольца с линзоблоком, так что вы будете ощущать связь с оптикой, не зависите от моторчика в объективе и ручным фокусом так намного приятнее пользоваться. Сколько я пользовался объективами без прямой связи с линзоблоком (например, Canon 85/1.2) — всегда есть неуверенность как моторчик отработал твои действия и боязнь, что он выйдет из строя.
ZEISS Loxia 85/2.4 легче примерно на 100гр. Это не очень существенно, но, я думаю, вы оцените что металла в корпусе ZEISS Loxia 85/2.4 больше, чем у ZEISS Batis 85/1.8. Фокусировочное кольцо у ZEISS Batis 85/1.8 покрытое резиновой накладкой совершенно не информативно в плане фокусировки. На ощупь его не найти и оно скапливает на себе всю пыль. У ZEISS Loxia 85/2.4 фокусировочное кольцо ребристое, как у классических моделей и оно не теряет вид.
Также у ZEISS Loxia 85/2.4 есть диафрагменное кольцо на объективе — это удобно.
Сравнение оптических параметров
Оптическая схема
Таким образом в обоих объективах три низкодисперсионных элемента. В ZEISS Batis 85/1.8 также есть «плавающий» элемент, который обеспечивает одинаковые результаты на разных дистанциях фокусировки.
Графики MTF — разрешение
На открытой диафрагме
Сравниваем разрешение объективов на полностью открытой диафрагме. Для ZEISS Batis 85/1.8 это 1.8, а для ZEISS Loxia 85/2.4 это 2.4.
ZEISS Loxia 85/2.4 чуть порезче в центре кадра и чуть получше по краю кадра, но это и неудивительно — относительное отверстие тоже меньше.
На прикрытой диафрагме
ZEISS Loxia 85/2.4 опять же чуть получше в центре кадра.
Дисторсия
Видно, что при коррекции дисторсии включенной в камере дисторсия корректируется практически полностью на ZEISS Loxia 85/2.4, а на ZEISS Batis 85/1.8 становится совсем незначительной. Для ZEISS Batis 85/1.8 значения дисторсии при выключенной функции в камере не даны, но можно предположить, что она весьма значительная на 1.8, если её не удается скорректировать полностью даже профилем.
При открытии RAW Файлов с этих двух объективов вы увидите такое сообщение...
В табличках написано, что профиль уже содержится в RAW файлах и заранее применён автоматически.
Т.е. всё, конец RAW файлам как «сырой» информации о изображении. Sony пошла путём FUJIFILM и часть коррекций делается замечательным RAW конвертером Adobe Camera RAW без возможности их не применять (напомню, что Adobe Lightroom работает также совместно с Adobe Camera RAW).
Что???!! Вы хотите выключить эти коррекции?? Может вы хотите применить свой, более правильный профиль... Да кого же интересует наше мнение...
Когда первый шок от насилия проходит, то остаются вопросы. Во-первых, в чем заключаются эти коррекции? Это только хроматические аберрации или это и коррекция дисторсии и виньетирования?
Благо тут нам на помощью приходит российская разработка — RawDigger, лицензию на которую читатели моего сайта помогли приобрести пару лет назад. RawDigger встроенные профили не признает, показывает изображение «как есть», чем мы и воспользуемся для анализа есть коррекция дисторсии или нет.
Открываю и смотрю. Оказывается профиль с коррекцией дисторсии и виньетирования ZEISS Batis 85/1.8 не применяется в ACR до того как вы начнёте что-то делать.
Пробую применить встроенный в ACR профиль для ZEISS Batis 85/1.8. Вот теперь применяется и профиль дисторсии и профиль виньетирования.
Снимок сделан на ZEISS Batis 85/1.8 на F1.8.
Попробуем проделать тоже самое с ZEISS Loxia 85/2.4...
Снимок сделан на ZEISS Loxia 85/2.4 на F2.4.
Оставляю вам возможность подвигать ползунки и решить, как всё-таки лучше, с включенным профилем коррекции дисторсии и виньетирования или нет. Ваши мнения рад буду услышать в комментариях.
Виньетирование
На открытой диафрагме виньетирование у обоих объективов приличное. Тем не менее виньетирование часто идёт только на пользу портретным снимкам. На мой взгляд после включения коррекции виньетирование становится незначительным и полностью приемлемым для портретных снимков.
Сравнение ZEISS Loxia 85/2.4 с ZEISS Batis 85/1.8 на дальней дистанции
Тест на полностью открытой диафрагме.
Мне показалось, что ZEISS Loxia 85/2.4 немного порезче. Но незначительно.
Теперь разницы по разрешению не вижу. А вот ХА на Батисе оказывается меньше т.к. он уже работает не на открытой диафрагме.
Примеры снимков
Студия-студией, но большинство пользователей будет снимать этими объективами «в поле». Вот туда и пойдем... В торговые центры, кафе... Где еще обитает современный простой фотограф-любитель?
Торговый центр
И поможет мне в полевых тестах обаятельная Аня.
Извиняюсь за цвет фото — в торговом центре освещение было от тысячи энергосберегающих ламп, неоновых вывесок и галогенок. Так что в сумме это дало какофонию цвета, который уже не исправить. Так что предварительный вывод — всегда брать с собой в такие места вспышку, без вариантов.
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 800
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 1600
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 800
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 800
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 800
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 400
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 320
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 250
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 800
На улице
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4, ISO 100
ZEISS Loxia 85/2.4@2.4 ISO 125
Итоги и выводы
Два отличных объектива, так что выбор между ними непростой. Распишу все плюсы и минусы обоих объективов в сравнении для тех кто выбирает.
Плюсы ZEISS Loxia 85/2.4
— точный ручной фокус
— металлический корпус в классическом дизайне
— малые габариты (особенно диаметр!)
— информативное фокусировочное кольцо механически сопряженное с линзоблоком
— фокусировочное кольцо ребристое, что дает возможность работать «вслепую»
— байонет Sony E позволяет использовать 5-ти осевой стабилизатор в камере от Sony A7 mark II и новее.
— малый диаметр резьбы под фильтр — дешевые светофильтры!
— влагозащита (видно по синей резинке на байонете)
— металлическая бленда
Минусы ZEISS Loxia 85/2.4
— отсутствие встроенного в объектив стабилизатора изображения. 85 мм фокусное расстояние это уже умеренное теле, так что выдержки получаются относительно длинные. Стабилизатор явно не помешал бы в плюс к тому, что имеется в камере.
— нет автофокуса (для кого-то минус)
— диаметр резьбы под фильтр относительно редкий. Если вы пользуетесь объективами ZEISS, то у вас, скорее всего, уже скопилась масса светофильтров под 67 мм, как у меня. 52 мм у меня вот фильтров нет совсем.
Плюсы ZEISS Batis 85/1.8
— автофокус (для тех кто снимает в репортажном жанре)
— стабилизатор изображения в объективе. Компания Sony подтвердила, что 5-ти осевой стабилизатор в камере Sony A7 mark II работает совместно со стабилизатором в объективе. Я лично проверил — можно снимать с рук ZEISS Batis 85/1.8 на выдержке до ¼ сек!!! Это очень хорошо, потому что можно не поднимать ISO и получать более «чистые» снимки.
— меньше вес, чем у ZEISS Loxia 85/2.4, хотя и всего на 100гр.
— ЖК дисплей с отображением расстояния до объекта съемки и глубины резкости!!! Супер-функция! Даже если вы не полагаетесь на расчёт глубины резкости, которую даёт Carl Zeiss (правильный диаметр кружка нерезкости вызывает споры), то никто не мешает вам посчитать ГРИП исходя из дистанции и значения диафрагмы! Вот если бы на каждом объективе такой ЖК экранчик был! Запомните сейчас кто внедрил такой экран, пока это не стало мейнстримом :)
— стандартный для цейсовских объективов диаметр под фильтр 67 мм. Оценят те, кто много пользуется объективами ZEISS.
— влагозащита (видно по синей резинке на байонете)
Минусы ZEISS Batis 85/1.8
— кольцо фокусировки неинформативное. Оно не связано механически с линзоблоком и крутится на бесконечный угол. Плюс имеет резиновое покрытие заподлицо с корпусом объектива, так что «вслепую» его не найти.
— кольцо фокусировки собирает много пыли и теряет вид
— пластиковая бленда
— диаметр под фильтры 67 мм. Для того у кого это первый объектив от Carl Zeiss светофильтры будут достаточно дорогими.
Бонус — минусы камеры Sony A7 mark II на сегодняшний день
Несколько человек просили меня рассказать про минусы Sony A7 mark II на сегодняшний день, так что решил написать всё в бонусах, чтобы не писать большую статью, которая не очень-то актуальна раз камера относительно старая.
Шумы
Когда я впервые взял в руки камеру Sony A7 я был удивлён как хорошо у неё «тянутся тени». На тот момент Canon сильно отставал в этом плане. Прошло время, Sony выпустила вторую модель — Sony A7 mark II. Возможно, по тестам она и лучше чем-то чем первая. Я ощутил в основном сильно улучшенную эргономику (или это в первой она такая плохая была? :) ). Сейчас с эргономикой всё отлично, но тени по моим ощущениям тянутся точно так же. На сегодняшний день это уже не удивляет, у Canon они тянутся так же, если не лучше на новых камерах, в частности моей Canon 5DsR. А Canon 5D mark IV уже превосходит Sony A7 mark II по возможности вытянуть снимок из тени (примерно соответствует 5дм3).
Проще говоря, на сегодняшний день это уже «шумная» камера.
Автофокус Я могу говорить о нём в отрыве от рекламных проспектов т.к. во-первых, я пользовался Sony A7 mark II достаточно времени и в последние пару лет. Во-вторых, я пробовал кучу фотокамер других производителей.
Да, Sony A7 mark II часто мажет по фокусу. Она не слишком хорошо распознает лица. Ей далеко от Fuji X-T2, которой я пользовался параллельно. Если я брал себе беззеркалку, то сильно бы подумал.
Стабилизатор
Стабилизатор вещь хорошая, но в полной мере я его ощутил только в связке с объективом ZEISS Batis 85/1.8, который тоже имеет стабилизатор. С объективами без стабилизатора он не так сильно заметен.
Эргономика задней панели не идеальна
Столько времени пользуюсь камерой, но не понял зачем нужны кнопки C3 и C2. С3 увеличивает изображение. C2 тоже увеличивает. Понятно, что их можно перенастроить, но почему нет просто кнопок «+» и «-»? Разве мало места? Почему с неродными объективами вдруг перестает работать кнопка C3 в мануальном режиме при фокусировке, жалуясь, что с неродными это невозможно, но прекрасно работает для той же цели C2. Ей не мешает, что объектив не родной :)
Колесико в виде джойстика неудобно. Кнопки смены режимов и компенсации экспозиции не имеют в центре кнопок-фиксаторов. По этой причине время от времени они прокручиваются и ты замечаешь, что есть какая-то проблема не сразу, особенно если это кнопка компенсации.
Батарея
Батарея быстро садится и это было ясно еще по первой модели. Тут ситуация не лучше. На морозе дай бог час проработает.
Зарядка
Зарядка вставляется прямо в разъем на камере. Это дикость. Во-первых, шнур короткий. Во-вторых, ребенок может пройти мимо и смахнуть камеру со стола, особенно потянув за тройник.
В третьих, нельзя поставить аккумулятор на зарядку в общественном месте т.к. он остается с камерой. Нужно сидеть рядом с ней! Аккумулятор в зарядке никто не взял бы.
Карта памяти
Один слот. Сейчас бы уже два не помешали бы... Вот у Fuji X-T2 два слота. У Canon 5DsR — два слота...
У меня был неприятный случай, когда я на ответственную съемку взял камеру без карты памяти. Теперь я всегда вставляю две карты, чтобы если забуду одну в кардридере, то вторая была бы на месте.
Но в целом камера очень удачная! Мне нравится её универсальность — совместимость с кучей разной неродной оптики (короткий рабочий отрезок). Нравится удобный хват, который позволяет ей пользоваться даже с тяжелыми объективами.
На этом я с вами прощаюсь, ставьте «лайки» и подписывайтесь на новости! И всем удачных снимков!!!
P.S.
Особая благодарность Сергею Топорову, который снабдил меня замечательной Canon 40D, так что мне теперь гораздо удобнее снимать иллюстрации когда моя камера занята на тестах! (несколько иллюстраций из статьи сняты на эту камеру)
Вторая особая благодарность уже традиционно :) Алексею Литвину, который снабдил меня шкалой для теста фокуса, объективами и многим-многим другим, что я уже не смогу даже перечислить :) Всё используется и дальше будет использоваться для развития данного проекта.
Я не успел подвести итоги уходящего 2016 года до Нового Года, но скажу сейчас. Самым приятным было встретить за 2016-ый много хороших людей т.к. именно они, а не фототехника, вселяют надежду в то, что всё делается не зря и есть стимул работать дальше. Да, хорошие люди встречаются и на наших просторах!
Немножко замерзшего Питера вам в подарок :)
Спасибо за обзор, Дмитрий. Хотел спросить совета. Поменял вот только свой аппарат на SONY A7R II. Но стекло пока не купил, никакого нет. Выбираю между loxia 50mm f/2 и зайцем 55mm f/1.8. Что посоветуете чтобы разрешало эту матрицу. Ручной фокус не пугает. Может еще есть какие-то нюансы о которых следут знать. Заранее спасибо
Руслан, здравствуйте!
На открытой диафрагме оба не разрешат эту матрицу, а на прикрытой до 5.6 оба, скорее всего, смогут. ZEISS Loxia 50/2 — это объектив произведённый Carl Zeiss. Sony FE 55mm f/1.8 ZA — объектив произведённый Sony.
Судя по графикам MTF и оптической схеме, объектив от Сони должен быть более резким. Хотя у Сони расчётные графики, а у Carl Zeiss измеренные с реального объектива.
По картинкам в интернете сравнить сложно т.к. все продукты Adobe (ACR и Lightroom) по умолчанию включают коррекцию хроматических аберраций и шумодав для файлов с камеры Сони. Потому сравнивать нереально... Нужно по своим данным, а их нет пока.
Оба объектива не топовые, потому рекомендую тут на разрешении не зацикливаться, а смотреть на саму картинку на открытой диафрагме. Т.е. учитывая, что на прикрытой до f4-5.6 она в любом случае приличная в случае съемки архитектуры, например.
Более простая конструкция ZEISS Loxia 50/2 оптимизирована на боке (с фокус пикингом на локсии это особенно удобно). А Sony FE 55mm f/1.8 ZA больше оптимизирован на съемку в репортажном стиле и меньше на боке. Т.е. здесь скорее стоит выбирать по стилю вашей съемки, нежели по характеристикам, которые всё равно пока не особенно понятны для объектива Сони (расчетный график может сильно расходиться с реальным)
Зашел почитать про мануальную линзу, но в итоге одна четвертая с рук у батиса. В общем, впечатлился.
Да, это при стабе в камере и стабе в объективе когда работают вместе. Sony сказали много слов, но я не очень разобрался кто из стабов что конкретно делает «стабилизатор в объективе решает две задачи — уклон-тангаж (сферические) и право-лево/верх-низ (плоскостные) компенсации. Которые не могут быт компенсированы только матрицей».
Дмитрий, а при максимально открытой диафрагме фокус пикинг вообще актуален, в смысле вообще работает (комбинация sony a7ii & Loxia)?
Работает, но на близкой дистанции. На большой дистанции от него толку нет — там всё якобы в фокусе.
«Съёмщику» (Дмитрию) и модели (Алине) насущно поработать над позами Алёны:некоторые так и просятся на критику,некоторые еле приемлемы.
А девочка в зелёной куртке хороша. Ах, как хороша! И пацан весьма органичен.
Юрий, здравствуйте!
Алёна не профессиональная модель, а просто девушка.
Можете критиковать позы — примем к сведению!
Девушка в зеленой куртке тоже не модель, моя соседка Аня :)
Пацаны — два моих сынишки.
Я купил объектив Batis 85 mm f1.8 — в декабре 2016.
Надеюсь поснимать портреты, но пока, особо интересных снимков нет.
Вот перрвые пробы объктива — снято в квартире вечером, одна боковая вспышка и потолочный свет
Самера ILCE-7M2 EXIF 85mm F2 1\160s ISO — 400
На снимке, правнук Давидка (два годика).
Борис, фото не прикрепилось. Летом — чудесная пора для ZEISS Batis 85/1.8!
Мне очень понравилось на него снимать и стабилизатор сильно помогает.
Цвета листвы шикарные и кожа тоже получается хорошо.
Присоединенная картинка:
Прочитал статью с открытым ртом! Написано грамотно и интересно.
Спасибо, Вам Дмитрий, за Ваши труд!,
Надеюсь что этот обзор (сравнение двух объективов), многим очень нужен — особенно для тех, кто интересуется техникой.
С уважением к Вам!
Борис Х.
Борис, спасибо на добром слове! Рад, что статья понравилась!
Дима, меня не покидает ощущение, что все снимки смазаны. Отсутствует контраст, цвета затушёваны. По-моему, тема беззеркалок себя исчерпала. Особенно Sony — абсолютно безликие камеры, без грамма преимуществ перед DSLR. Ноль эргономики, абсолютное непонимание профессиональных запросов сводит эти камеры на уровень любительских — и это при очень неслабых ценах.
Евгений, а вы не открываете снимки на полный экран? Превьюшки слегка «замылены» т.к. их автоматически ужимает под ваш экран. Нужно на полный открывать и проверить,что в правом углу нет значка, как на картинке-примере, который прицепил к сообщению.
Смаза на картинках нет, но снято всё почти на открытой диафрагме почти всё, так что глубина резкости очень мала (85/2.4 на расстоянии 1м даёт 1.82 см ГРИП).
Беззеркальные камеры Sony однозначно любительские. Но сейчас процент фотолюбителей уже приближается к 100, так что они свою нишу заняли прочно и надолго, как бы нам не хотелось, чтобы нас окружали сплошные профессионалы :)
Надо отдать должное Sony они сделали хороший хват камеры сразу, с первой версии. Вторая стала еще лучше. Они сделали стабилизатор в камере со второй версии. А в зеркалках его нет, хотя кто, казалось бы, мешает? Они сделали Focus Peaking. А вот в зеркалках его до сих пор нет.
Так что камера любительская, но для любителей хороший вариант.
Если же я пойду на коммерческие съемки, то возьму лучше «зеркалку». Очень важен в нашем деле автофокус и я не могу раздражать клиента перефокусируясь по 3 раза. Нынешний клиент этого не понимает. Да и фотографа раздражает. Может в этом и смысл локсии с ручным фокусом.
Про цены
Цены на беззеркалки Sony мне тоже кажутся завышенными. В «зеркальных» камерах есть механика. А тут штамповка, которая гораздо проще. И видоискатель электронный, без призмы.
Спасибо огромное за мини обзор Sony A7 mark II. Все принял к сведению.
Жаль ZEISS объективы вообще никак не интересуют. Цена далека от фотолюбителей и для тех у кого фотография хобби. Как я.
А есть ли сравнение резкости ZEISS Batis 85/1.8 и Canon 85mm 1.8 USM? Насколько различима разница в 20 тыс руб и 90 тыс руб?
Цены на объективы Цейс сейчас вроде как очень близки к ценам на L-оптику Canon... Даже местами дешевле. Т.е. стали вполне «народными», что нельзя было о них сказать ранее.
Есть сравнение Canon 85mm 1.8 USM с объективами для зеркальных систем: ZEISS Otus 85/1.4 и ZEISS Milvus 85/1.4. С ZEISS Batis 85/1.8 тоже можно сравнить, я делаю тестовую съемку с одной точки специально, чтобы можно было сравнивать разную технику. но Батис для беззеркалку, а Canon 85/1.8 на зеркалку. Так что какой в этом смысл?
Краткое резюме по Canon 85/1.8 могу дать. По резкости весьма неплохой объектив за свою цену! Конечно, он уступает по контролю над хроматическими аберрациями и не даёт такое красивое боке. Потому для продвинутого любителя, у которого есть какой-то бюджет он не очень интересен, но для начинающего фотографа — просто находка!
Спасибо за столь хороший обзор! Batis вне конкуренции, особенно исходя из цены на Loxia. Но это мое личное мнение