Здравствуйте, друзья!
В преддверии Нового Года я хочу-таки выпустить очень интересную (с моей точки зрения) статью про скорость импульса студийных вспышек.
Этот обзор стал возможен благодаря компании Photoprocenter, которая предоставила студийный генератор ProFoto Pro-8a 2400 Air для тестов. Большое спасибо лично Кириллу, директору компании!
Специально хочу обратить внимание на то, что ОБА тестируемых генератора хорошо замораживают обычные движения людей и всплески воды. Сегодня мы будем доходить до предела их возможностей специально, дабы определить с каким из представленных студийных генераторов лучше всего снимать очень быстрые движения. Примером тому может служить спорт, гонки, прыжки, метание предметов и т.д.
- Что такое длительность импульса и зачем нужна
- Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии
- Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами
- Заморозка импульсом
- Как же «замораживают» движение в фотостудии?
- Как выглядит этот самый пресловутый импульс?
- У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.
- Контроль цветовой температуры
- Наши конкурсанты
- Тестирование студийных генераторов
- Снимок вентилятора с неподвижной крыльчаткой
- ProFoto Pro-8a 2400 Air
- Broncolor Grafit A4 RFS
- Broncolor vs Profoto
- 1000 / 1200 Дж
- 500 / 600 Дж
- 300 / 246 Дж
- Итоги
- Бонус
- Примеры «замораживания» всплеска воды
- Как выглядит попытка «заморозить» всплеск недорогой вспышкой
Что такое длительность импульса и зачем нужна
Если вы ранее не снимали студийными вспышками, то возможно считаете, что единственный способ «заморозить» (остановить в кадре) движение — это поставить короткую выдержку на фотокамере.
Но когда вы попадаете в условия фотостудии, то частенько сталкиваетесь с тем, что практически неважно, какая выдержка стоит у вас на фотокамере. Т.е. вам сразу объяснят, что есть такое понятие, как «максимальная выдержка синхронизации со вспышкой». Для разных камер она своя.
Чаще всего в студии используют выдержку синхронизации 1/125 сек. Это не догма и вы можете использовать любую, вплоть до максимальной для вашей камеры (может быть 1/200 или 1/250 для зеркальной камеры). Традиция на 1/125 сек пошла со среднеформатных камер, хотя на сегодняшний день многие из них имеют выдержку синхронизации 1/800 и 1/1600 сек, благодаря центральному затвору в объективе.
Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии
Дело в том, что при съемке со вспышкой в студии мы весь светотеневой рисунок создаём вспышкой (обычно) и наоборот избегаем постоянного света. В частности, для того чтобы избежать смещения цветовой температуры света от вспышки и от постоянного света (лампы на потолке).
При установленной диафрагме F11 на камере и выдержке 1/125 сек мы не регистрируем постоянный свет на сенсоре. Его как бы нет, он превращается в чёрный.
А вот мощный свет вспышки спокойно проходит через узенькую дырочку диафрагмы и экспонирует снимок. Таким образом мы получаем картинку только за счёт вспышки, даже если у нас включены лампы на потолке и в фотостудии светло.
Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами
1) Вспышка засвечивает кадр. Не все моноблоки позволяют ставить такую малую мощность, чтобы работать на открытой диафрагме. Это можно обойти, если использовать сплошные нейтрально-серые фильтры на объектив (аналогия с пейзажной съемкой).
2) Постоянный свет ламп на потолке мешает съемке. Свет ламп с потолка и свет солнца из окна начнут оказывать влияние на снимок. Но учитывая то, что цветовая температура света от ламп накаливания другая, в кадре он будет отображаться оранжевым шлейфом за моделью, если у вас баланс белого настроен на вспышку.
Заморозка импульсом
Фото: Гарольд Эджертон, также известный как «papa flash». Не мог не упомянуть родоначальника скоростной фотографии, когда мы говорим о «заморозке» импульсом вспышки.
Итак, мы не можем поставить очень короткую выдержку на фотокамере, потому как мы ограничены выдержкой синхронизации со вспышкой. Причем нам нет смысла вообще связываться с выдержкой т.к. она имеет отношение к постоянному свету, а в фотостудии мы работаем только диафрагмой, чтобы оказывать влияние на импульсный свет вспышки.
Как же «замораживают» движение в фотостудии?
Для того, чтобы «заморозить» движение в фотостудии используют вспышки с коротким импульсом разряда.
Как выглядит этот самый пресловутый импульс?
Иллюстрация из каталога компании Broncolor, Швейцария.
У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.
t0.1 — Полная длина импульса. Это время, в течение которого сила света вспышки превышает 10 % пикового значения. Если в технических характеристиках вспышки не указывается общая длительность вспышки, можно допустить — основываясь на математической форме кривой — что общая длительность вспышки t0.1 приблизительно в три раза больше, чем фактическая длительность вспышки.
t0.5 — это время, в течение которого сила излучения вспышки составляет более 50 % от пикового значения.
t0.5 было использовано производителями вспышек изначально т.к. считать, что тянущийся «хвост» импульса малой амплитуды мало влияет на экспозицию и им можно пренебречь.
На экспозицию тянущийся «хвост» после t0.5 влияет слабо, а вот на цветовую температуру и главное на «заморозку» движения он влияет существенно.
Контроль цветовой температуры
Импульс не просто так нарисован цветным. Цвета на кривой обозначают изменение цветовой температуры света в зависимости от амплитуды импульса.
Простыми словами: в начале вспышки выходит фиолетовый свет, на максимуме он синий, а дальше постепенно краснеет и в конце совсем красный.
Это важно, т.к. Баланс Белого на снимке определяется цветом света, которым мы экспонировали снимок.
Если будет преобладать синяя составляющая импульса, то и снимок будет синить. Если красная — уйдёт в теплые тона. Так и случается на плохих вспышках (а тем более на источниках постоянного света с диммером), когда мы регулируем мощность.
Это всё подводит нас к тому, что при попытках манипулировать с импульсом мы меняем цветовую температуру света и нужны дополнительные усилия, чтобы в получить идеальные для фотостудии 5500К (что соответствует белому дневному свету).
Наши конкурсанты
Сегодня в нашем тесте участвует новейший студийный генератор от шведской компании Profoto ProFoto Pro-8a 2400 Air на 2400 Дж и студийный генератор предыдущего поколения (первый выпуск 10 лет назад, снят с производства и заменён на генератор Scoro) Broncolor Grafit A4 RFS.
ProFoto Pro-8a 2400 Air любезно предоставлен компанией Photoprocenter, а Broncolor Grafit A4 RFS из фотостудии Евтифеева (моей).
Некоторые зададутся вопросом: зачем же я сравниваю новый генератор (абсолютно новый, даже пыль еще не осела :) ) со «старым» Grafit'ом?
Я знаю его возможности «заморозки» и они весьма приличные. Посмотрим что может показать Profoto по сравнению с «младшим братом». Генератор Broncolor Scoro 3200 S мне обещали чуть позже, так что дойдем и до предела современных технологий «заморозки».
Отмечу также, что студийные генераторы, в отличие от фотокамер «стареют» очень медленно. На фотографическом рынке до сих пор полно студийных генераторов 20-ти летней давности и они еще работают и работают. Основные характеристики хоть и улучшаются, но эволюционно, т.к. бОльшее значение имеет используемая технология, нежели оптимизация конструкции.
Broncolor Grafit A4 RFS | ProFoto Pro-8a 2400 Air | |
---|---|---|
Мощность | 3200 Дж | 2400 Дж |
Глубина регулировки | Канал 1: 32 дж - 3200 дж (6,7 EV), шаг 1/10 ступениж Канал 2: 32 дж - 3200 дж (6,7 EV); Канал 3: 4 EV | Канал A: 5-2400 Дж (10 EV), шаг 1/10 ступени , Канал B: от 5 до 1200Дж (9 EV) |
Длина импульса по t0.1, сек. | 1/80 - 1/7000 сек | нет данных |
Длина импульса по t 0.5, сек. | 1/240-1/12000 сек | 1/1600-1/12000 сек |
Скорость перезарядки | 0.04-2.6 сек | 0.05 – 0.9 сек |
Серии вспышек, вспышек в секунду | 5-50. точных данных нет | 1.0 - 20 4.0 - 15 6.0 - 10 8.0 - 4 10.0 - 1 |
Количество подключаемых голов | 3 | 2 |
Количество каналов | 2 | 2 |
Цветовая температура | Технология CTC (улучшенный контроль цветовой температуры) для поддержания постоянной цветовой температуры. | нет управления, стабильность +/-190 °K (1-10 EV) |
Пилотный свет | Halogen, max. 3 x 650 W | Halogen, max. 2 x 500 W |
Распределение энергии | Cимметричное и изменяемое асимметричное | Симметричное и асимметричное |
Дистанционное управление и синхронизация | Радиосинхронизация RFS; световая ловушка (в т.ч. ИК-диапазон); синхровход 6.35 мм Управление функциями генератора может осуществляться напрямую с компьютера | Радиосинхронизация Profoto Air; световая ловушка (в т.ч. ИК-диапазон); синхровход 6.35 мм |
Габариты | 288 x 180 x 407,5 мм. | 370 x 250 x 180 мм. |
Вес | 11 кг. | 12,2 кг. |
Что стоит отметить из этой таблицы? У ProFoto Pro-8a 2400 Air нет данных по t0.1, так что его длину импульса еще предстоит выяснить. В этом и интрига.
Тестирование студийных генераторов
Тестировал я используя зум-рефлектор на световой голове Profoto и рефлектор P70 на световой голове Broncolor Pulso G 3200. В обоих случаях была подключена одна голова и мощность менялась с интервалом в одну ступень от самой маленькой до самой большой. Соответственно самая большая у ProFoto Pro-8a 2400 Air — это 2400 Дж, а у Broncolor Grafit A4 RFS — 3200 Дж. Отличие меньше чем в одну ступень (хотя в количество джоулей ого-го!), но важно на это обратить внимание т.к. в обычном случае чем выше мощность прибора, тем длиннее импульс и соответственно хуже «заморозка».
Для оценки «заморозки» движения я использовал не очень эстетичный, но весьма надежный промышленный вентилятор ВН-2. Это очень распространённый вентилятор, у него частота вращения крыльчатки 2200 об/мин. Желающие могут из этой цифры посчитать длину импульса, а не буду утруждать себя таким сложным расчётом т.к. мне важнее сравнить оба устройства и понять, какое лучше подходит для «заморозки».
Для измерения скорости импульса есть еще прибор от Broncolor, называется Broncolor FCC, но это единственное такое специализированное устройства для этой цели, оно дорого стоит, встречается редко в продаже (больше не производится) и было бы странно измерять им генератор конкурирующей фирмы. Мы же не знаем как он измеряет... Может он будет реагировать на форму импульса и подыграет своей фирме.
Снимок вентилятора с неподвижной крыльчаткой
Обратите внимание на чёткость цифр 123 и 456, которые в фокусе. Запомним, как должны выглядеть цифры в фокусе.
В данном тесте на цветовую температуру НЕ смотрим т.к. я затемнял в частности и поляризатором, который меняет цвет. Смотрим только четкость цифр!
ProFoto Pro-8a 2400 Air
Полная мощность, 10 EV (2400 Дж). Бабахает не по-детски.
Ожидаемо, на большой мощности длинный импульс и он не может «заморозить» столь быстрое движение.
9 EV (1200 Дж)
8 EV (600 Дж)
7 EV (300 Дж)
6 EV (150 Дж)
5 EV (75 Дж)
4 EV (38 Дж)
3 EV (20 Дж)
2 EV (10 Дж).
1 EV (5 Дж)
Итого
Полностью «заморозить» движение лопастей вентилятора не удалось даже на минимальной мощности.
Broncolor Grafit A4 RFS
Broncolor Grafit A4 RFS пишет на экране точное значение мощности и длину импульса по t0.1, так что я буду указывать эти значения, чтобы вы могли сравнить картинки и прикинуть какие же значения у Profoto (та же степень размытости цифр) и какая длина импульса нужна, чтобы уверенно «замораживать» быстрые движения.
Поскольку тест наш ориентирован на возможности «заморозки», то я устанавливаю на Broncolor Grafit A4 RFS режим кратчайшего возможного импульса. У него есть еще режим OPT, при котором он держит идеально цветовую температуру. Но когда ты хочешь «заморозить», то тебе главное, чтобы оно _полностью_ «заморозилось», даже с отклонениями по цветовой температуре. По изменению цветовой температуры при изменении мощности генератора тесты еще будут.
10 EV (3200 Дж)
Вы не поймёте, что такое 3200 Дж, пока не попробуете ;)
t0.1 = 1/140 сек (t opt= 1/140)
9,3 EV (1968 Дж)
t0.1 = 1/325 сек (t opt= 1/187)
8,3 EV (984 Дж)
t0.1 = 1/810 сек (t opt= 1/350)
7,3 EV (492 Дж)
t0.1 = 1/1750 сек (t opt= 1/535)
6,3 EV (246 Дж)
t0.1 = 1/3000 сек (t opt= 1/810)
5,3 EV (122 Дж)
t0.1 = 1/4300 сек (t opt= 1/1230)
4,3 EV (60 Дж)
t0.1 = 1/6500 сек (t opt= 1/1630)
3,3 EV (30 Дж)
t0.1 = 1/7000 сек (t opt= 1/1870)
Нам удалось практически «заморозить» движение этого мощного промышленного вентилятора со скоростью вращения около 37 оборотов в секунду!
Т.е. с одной стороны этим генератором можно «заморозить» что угодно, возможно, даже летящую пулю. С другой стороны, посмотрите на мощность, на которой достигается столь короткий импульс — этот импульс возможен только на самых минимальных мощностях, т.е. его реальное применение скорее для предметной съемки, нежели, скажем, для фэшн (30 Дж это очень мало).
Broncolor vs Profoto
Кто же победил?
В абсолютном значении, конечно, Broncolor Grafit A4. Но достигнута победа на минимальной мощности и сильном уходе цветовой температуры света (контроль CTC тут отключён, иначе не достичь минимальной длительности импульса).
Посмотрим более реальные мощности, которые мы используем для той же портретной съемки в студии и на location.
1000 / 1200 Дж
Размывает примерно одинаково. ProFoto Pro-8a 2400 Air немного сильнее размывает.
500 / 600 Дж
Аналогично предыдущему примеру — на ProFoto Pro-8a 2400 Air лопасти еще не сепарируются друг от друга, а на Broncolor Grafit A4 RFS они уже отдельно, хоть и размытые.
300 / 246 Дж
Этот синтетический тест показывает, что «старый» генератор Broncolor на всех мощностях оказывается быстрее нового генератора от Profoto.
А теперь задумайтесь — как часто вы снимаете всплески воды и полёты пули? :)
Даже мне, как предметному фотографу не так часто приходится снимать всплески.
Основной вопрос получается не в том, кто абсолютный лидер, а насколько такой скорости достаточно, чтобы «заморозить» движение человека.
Потому я провёл эксперимент с движением человека. Не мог никому доверить столь ответственное дело, потому снимался сам :)
Параметры съемки: Broncolor Grafit A4, 7 EV (t0.1 = 1/1750 сек, 492 Дж)
Вот так выглядит рука без движения.
А вот так выглядит удар правой.
Как видите, мне при всём желании не удалось размазать движение даже на 1/1750 по t0.1 (490 Дж). Чуть-чуть видно в области пальцев, но это нужно учесть только если вы снимаете экстремалов или спорт. Обычная модель на такие быстрые движения не способна.
Имитация ударов по пневмогруше (параметры генератора те же).
Мельтешение руками вверх-вниз.
Из этих физических упражнений следует вывод, что на длине импульса 1/2000 сек по t0.1 можно заморозить практически все движения человека, как бы он ни старался стать Брюсом Ли, которого не могли запечатлеть на кинокамеру во время его выступлений.
Как это выглядит в движении...
Для «заморозки» падающего объекта достаточно той же длины импульса.
Итоги
Конечно же, вывод не будет простым. Да, генератор Broncolor оказался безусловно «быстрее» своего молодого соперника, но студийная фотосъемка не ограничивается «замораживанием» объекта съемки и далеко не всегда нужна «заморозка» настолько быстрых движений.
Есть еще вопрос эргономики, ассортимента модификаторов света и их доступности в магазине, стабильность цветовой температуры (вы обратили внимание, что я данной статье я не проводил тест на стабильность цветовой температуры тогда как снимок Broncolor Grafit на самом коротком импульсе отчётливо «синил»). Это я уже не говорю о скорости перезарядки генератора, которая столь важна в фэшн фотографии и по этому параметру лучше Profoto.
Оба генератора, как и полагается столько дорогим инструментам хорошо сконструированы и «ладно сбиты». А как еще сказать про генератор весом в 11 и 12 кг?
Параметры обоих устройств превосходные и позволяют достичь любых результатов, которые вы можете себе представить. Дать студийному фотографу в руки такое устройство, значит обречь его на творческие муки и попытки задействовать генератор на 100%, что непросто :)
Удачи вам, друзья в наступающем 2016-ом и хороших фотографических инструментов! И помните, что главное — это всё-таки умение фотографа снимать!
P.S. А студийные генераторы и кучу другого фотооборудования вы сможете найти в компании Photoprocenter
Дима! Спасибо за статью. Действительно, считал, что заморозить можно только выдержкой, но, оказывается, и с помощью мощных финансовых ресурсов. Но вот «узкую дырочку» не прощу. С наступившими тебя и ждем-с... /статей/.
Здравствуйте, Валерий! Можно и дешево «морозить», но только маленькие предметы и на не сильно закрытой диафрагме. Одна из следующих статей — возможности накамерной (не встроенной) вспышки.
Вот только в студии снимать на открытой редко бывает удобно.
Спасибо!
Вас тоже с Новым Годом! :)
Статьи сейчас пойдут одна за другой. Несколько почти закончил :)
Здравствуйте,подскажите а камеру и объективы продали?:-)
Здравствуйте, Ольга!
А какую именно?
У меня их много:
Mamiya afd iii
Canon 1d mark iv
Canon 5d mark ii
Nikon d300
Все можно обсуждать в плане продажи. Хочу что-нибудь новое :)
Полагаю,что последнее фото исполнено именно такой вспышкой. Результат огорчает...
«Именно такой»?
Как на последнем фото работают все недорогие вспышки. Есть один вид моноблоков, которые хорошо «морозят» (einstein), но их сейчас в РФ не поставляют и они не совсем дешевые. Плюс если мы перейдем к более крупным чем стакан воды объектам съемки и где нужна бОльшая мощность вспышки, то отсеются оставшиеся недорогие приборы и придется двигаться не так быстро, скорее имитируя быстрое движение, нежели действительно быстро двигаясь.
Интересно было бы сравнить с накамерными вспышками, которые умеют быструю синхронизацию.
для заморозки быстрая синхронизация как раз вредна, поскольку принудительно «растягивает» импульс
На 1/300-1/500 может и не заморозит, а вот если более короткие выдержки, как раз все должно получиться.
Takman, обязательно сравним. Мне как раз подарили накамерную вспышку :) я так давно от них избавился тк студийные для моих целей лучше, а тут весьма кстати оказалась canon ex 580 ii. Просто иногда приходится-таки снимать иллюстрации со вспышкой дома и если летом еще можно установить мобильный генератор, то зимой дети все рушат. Накамерная очень поможет. Обещаю протестировать ее на длину импульса и сравнить с разными студийными вспышками.