Кроме рефлекторов существуют еще так называемые «оптические насадки». Оптическая насадка отличается от обычного рефлектора (например, снута) наличием внутри собирающей лучи оптической системы линз (конденсора). Оптическую систему можно фокусировать.
С точки зрения светового пятна, оптическая насадка позволяет иметь световое пятно с чётко очерченными границами.
Несложно заметить, что как бы мы не зажимали пятно снута, оно всё равно имеет размытые края. А вот оптическая насадка даёт более-менее равномерный по освещенности круг.
Достигается это фокусирующей системой линз.
Снут же (по терминологии Falcon Eyes — коническая насадка) внутри полый и линз не имеет.
Итак, знакомимся.
Насадка устанавливается на моноблок или световую головку. По-умолчанию, имеет байонет Bowens (недорогое студийное оборудование), но можно также оснастить адаптерами под Hensel, MultiBlitz, BronColor.
Если бы такой вариант был, когда я только начинал оснащать свою студию... Браво, Falcon Eyes! Универсальность крепления позволит сэкономить начинающим фотографам много денег.
Для чего предназначена оптическая насадка
Круг с четкими границами
Во-первых, само по себе пятно с резко очерченными краями часто используется в fashion-съемках, создавая на фоне виньетку.
Круг, конечно, не обязательно должен быть чёрно-белый. В комплекте с оптической насадкой идут цветные фолиевые фильтры.
Узоры на фоне
Во-вторых, можно использовать оптическую насадку с масками, которые к ней прилагаются (прилагаются именно у Falcon Eyes, а у многих других брендов продаются отдельно).
Сверху — держатель под маски, снизу — сами маски (окно, луна, сердце, кленовый лист).
В комплекте самые простые формы, но и с их помощью можно получить очень интересные тени на фоне. А если у вас будет желание, то вы можете сами вырезать кружки из жести с любыми формами.
Небольшой инсайд — маски Гобо от производителя дорогих студийных приборов Broncolor. Можно «отталкиваться» от этих узоров, а можно изобрести что-то совсем новое.
Любые другие способы работы жестким пятном света
Можно использовать оптическую насадку, чтобы подсветить волосы модели или отдельные фрагменты одежды контровым светом. Но это непрофильное использование оптической насадки. Так её используют, если нет снута или глубоких рефлекторов, дающих маленькое световое пятно с размытыми границами.
Другие типы оптических насадок
Есть также более простые оптические насадки, например, простые насадки на основе линзы Френеля.
Данная насадка устанавливается на вспышки серии SS от Falcon Eyes.
Представляет из себя интегрированную внутрь металлического корпуса линзу Френеля. Задача линзы Френеля — собирать свет в пучок. Металлическая часть с линзой может перемещаться вперед и назад, фокусируя пятно.
В держатели могут быть установлены маски Гобо и цветные фолиевые фильтры.
Для теста этой насадки я взял не её родные простые маски Гобо, а свои, гораздо более сложные, с мелким рисунком, чтобы посмотреть, где заканчиваются её возможности и сравнить с более дорогими аналогами.
Все недорогие оптические насадки грешат наличием хроматических аберраций. С ХА бороться сложно, для этого нужно разрабатывать целый объектив. По этой причине обходятся системой из нескольких простых линз или вообще одной, как здесь. Но должен заметить, что нам не всегда нужны чёткие и «правильные» края узоров на фоне. Ниже приведены примеры, как можно использовать данную насадку (по просьбе читателя блога).
update 29.10.2014
Коническая оптическая насадка
Т.к. читатели интересуются и другими оптическими насадками, то я попробовал еще одну.
Выбрал для неё самые интересные маски Гобо из её же набора и фолиевый фильтр.
Мне пришлось снимать на iso 400 и F5.6 т.к. вспышка у меня была задействована 300дж. Данная насадка «съедает» большое количество света из-за своей формы. А если к ней добавить маску Гобо и цветной фильтр, то вспышка нужна уже от 600дж и более!
Данной насадкой конструкторы попытались достигнуть более-менее чётких границ пятна при маленькой себестоимости. Вылилось это в огромные потери света в самой насадке и её сильный нагрев (в ней нет вентиляции). Буквально через минуту она нагревается так, что уже не дотронешься. Маски вынимаешь и сразу выкидываешь на пол т.к. они очень горячие. Если у вас вспышка от 600дж и более, а нагрев конструкции не смущает, то можете её попробовать. Я бы лично выбрал один из двух других вариантов.
Итоги
Обе представленные насадки пригодны для отображения простых фигур. Особенно для проекции окна, луны, звёзд и т.п. в слегка размытом состоянии на фон.
Более мелкие структуры проецировать мешают хроматические аберрации, с которыми справляются только очень хорошие приборы, оборудованные специальными объективами.
Несмотря на простоту насадки с линзой Френеля она мне очень понравилась. Да, она сильно уступает в качестве проецирования дорогим приборам, но для большинства фотографических задач требуются именно эффекты на фоне, как представлены в статье. Эти насадки легкие, компактные и дают основные фоновые эффекты.
Это да. Надо поспрашивать, может кому пока не нужна :)
Я наверно смогу после первых чисел отправить, должно за неделю дойти.
Здравствуйте. А вот такое, «Насадка оптическая Falcon Eyes MS-550», не использовали?
Александр, здравствуйте! Не использовал, но могу завтра попробовать, если вам интересно.
Здравствуйте. Да, интересно, если с примерами, будет вообще здорово.
Просто упустил пару дней назад, продавали "Bowens BW–1880 UNIVERSAL SPOT с комплектом из 12ти масок Габо. 10 000 р. ", теперь присматриваюсь к чему-нибудь подобному. Спасибо.
Вчера не успел, а вот завтра скорее всего будут примеры
Александр, я сделал примеры. Не очень она меня порадовала. Две другие — лучше. Сейчас на Ebay вижу маски гобо от Bowens неплохие.
А та, что вы хотели купить — аналог первой насадки из статьи.
Присоединенная картинка:
Понял. Спасибо большое.
Купил. Только фон светить хроматические помехи. Пельмени стал разноцаетными. Боенс купил после этого. Пллучше. Так не греется. Маски из пленки делать можно.
Купили маски или оптическую насадку?
хроматит оптическая насадка. Чтобы не хроматила нужна дорогая, типа объектива, Broncolor Optical Snoot 150mm.
Лучше все-таки маски из тонкой нержавейки. Они не просвечивают и не плавятся.
Присоединенная картинка:
Вот одно пугает, если куплю студийную вспышку, это же сколько ещё придётся потратить на аксессуары. И вот после таких тестов можно прикинуть что современном придётся брать...
Начинаю подумывать что проще взять пару спидлайтов к имеющемуся или китайских yn. :(
Как раз «спидлайты» выйдут дороже и слабже по мощности. И к ним нет этих всех насадок.
К примеру, canon speedlite 580ex ii даёт примерно 80дж на максимуме. А что дают китайские YN? А для первой из оптических насадок в этой статье мне едва-едва хватило вспышки в 300дж. По сути — не хватило, снимал iso 400 -iso 800. Тогда как нормальная съемка — iso 100.
Т.е. для насадки оптической Falcon Eyes FEA-OST неплохо бы иметь вспышку на 600дж минимум. Спидлайты отдыхают... Не говоря уже о том, куда одевать насадку? Какие варианты софтбоксов есть? Какие еще есть аксессуары?
Короче говоря, самое дешевое и практичное — брать недорогую студийную вспышку. Аксессуары сейчас вполне доступны. Вон вторая насадка ценой всего 1500руб. и работает!
На первое время я и подумываю взять Falcon Eyes, на который Дмитрий вы делали обзор. Чтобы учиться. И это явно будет не с дорогими насадками, а с обычными рефлекторами и отражателями, ну или как тут с линзой френеля.
Мощность глупо ждать от вспышки работающей на батарейках как от вспышки работающей от сети. Да и простой canon 430ex II который у меня есть стоит дороже чем упомянутый Falcon Eyes, и это большой минус. Про 580ex II промолчу... А в среди китайских yn568c только вижу смысл покупать, по заявленным характеристикам он сравним с 430ex II. А цена двух 568 меньше чем одного 430ex. Если вдруг куплю yn то ждите на обзор, будет интересно услышать мнение.
И да к canon speedlite и китайским yn аксессуары ненужны почти :)
Дмитрий, у Falcon, кстати, несколько типов вспышек. В первой части используется более мощная (там от 300дж до 1200дж есть варианты), а во второй части — маленькая, где 250дж.(есть и меньше).
Соотв. по цене они сильно разные. Для маленького помещения можно взять небольшую и насадку с линзой Френеля (специально посмотрел — их там две!).
А для большой насадки и вспышка нужна большая.
Я думаю, не нужно отдельно описывать геморрой с батарейными вспышками :) Хотя бы отсутствие пилотной лампы и перезаряд батарей...
Будет интересно увидеть YN на обзор!
Если нужен обзор на портативные фспышки от Yangnuo, то у меня есть две и сейчас стоит вопрос взять еще одну, самую топовую YN-568EX (тогда мне света хватит, надеюсь) или уже уходить в менее портативные, но более функциональные варианты.
Я думаю, стоит подождать вспышку Canon, чтобы было с чем сравнивать. Я свои все продал (были 580 и 580 ii). Но спасибо за предложение — буду иметь в виду!
Накамерные вспышки хороши для очень маленьких объектов съемки. Там и удобна их компактность и мощности большой не нужно. Да и насадок тоже.
А вот если что-то от 10см и крупнее — нужно переходить на студийные, без вариантов. Будет и дешевле и удобнее
Вы наверное неправильно поняли YN-568EX — это последняя камера Yangnuo с функцией скоростной синхронизации =)
т.к. предыдущие YN468II и YN460II меня еще ни разу не подводили, то смысла переходить на вспышки Canon для меня никакого нет.
Да я вас понял. Я имел в виду, что если писать про Youngnuo (вспышку, не камеру :) ), то стоит сравнивать её со вспышками Canon. Без сравнения непонятно, что мы теряем, когда платим меньше.
Тыщ 300 в рублях. Минимум. Лучше 10 раз в египет съездить.
Собственно нет демонстрации, как оптическую систему можно фокусировать (т.е. делать не только фокус с четкими границами, но и расфокус).
Нужно побольше примеров с узорами, т.к. не совсем понятно где их использовать.
Нет примера как применяется линза френеля.
Такое чувство, что вы просто пробежались по вершкам.
После сравнения снута и оптической системы я думал пойдут фотографии сравнения, применения в разных фотографиях, а вы убежали на узоры, но и тут примеров мало, хотелось бы увидеть побольше необычных эффектов.
А эффект не схожий будет от линзы Френеля и оптической насадкой?
Не знаю, вот и спрашиваю :) У меня ничего их этого вообще нет
Схожие. У оптической насадки лучше. Но зато линза Френеля много дешевле, а тоже даёт узоры :)
Сейчас запощу тест линзы Френеля с разными узорами.
Специально взял свои, сложные маски, для дорогого спот-прибора, чтобы можно было сравнить что могло бы быть за 10k usd и что есть за 50usd.
Но! Насадка с линзой Френеля за 50usd реально работает и во многих случаях её достаточно! Вот что я хочу особенно подчеркнуть!
Вот теперь намного лучше!
:) Я рад, что работает и вам нравится. Заодно поставил новый спам-контроль и цитату можно выделить в тексте и нажать «цитата» — вставится в сообщение. Можно «придираться к словам» автора и комментирующих :)
Аче за дорогие насадки. За 10 kusd это 10 тыщ баков чоли?
Да. Это Broncolor Pulsospot 4 + Broncolor Optical Snoot 150mm.
Первый — это собственно вспышка с фокусировкой перемещением лампы. Второй — объектив. Вместе они дают проекцию масок без хроматических аберраций, что не может дать ни одна дешевая насадка.
Ничего сложного в конструкции нет, но объектив ведь не обычный, размер линз большой.
Принял вашу критику, вы правы. Прочитал комментарий пока был еще в студии. Сделал примеры и сейчас вставлю в статью.