За снимки, большое спасибо Антону Степихову из С-Петербурга. Очень интересно посмотреть, как снимает старая техника. Формат кадра 6×6см. Открывайте на полный размер (кликайте мышкой на фото), чтобы посмотреть детализацию, т.к. на превьюшках этого не видно.
Портретов в статье нет (только природа), т.к. на них нужно согласие портретируемых, а такого согласия у нас нет.
На всех фотографиях, кроме 2, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь (с. Вадинск Пензенской области). На фото 2 Михайло-Архангельский собор г. Сердобска (тоже Пензенская обл.).
Чуть-чуть про эту камеру я написал в статье Фото старой фототехники: камеры Zeiss Ikon Contaflex, Zeiss Ikon Nettar
Выводы
Внимательно рассмотрев снимки, я обратил внимание на весьма высокую детализацию. Конечно, это не заслуга камеры или объектива. Формат 6×6см даёт огромные возможности, как и съемка на плёнку. То есть первое, в чем выигрывает такой снимок, — это сканирование большого формата кадра и уменьшение его до размеров WEB. А второй момент — это факт, что на пленке одна точка является точкой, а не интерполяцией из соседних точек. Т.е. преимущество аналоговой технологии над матрицей по принципу Байера. В этом плане с плёнкой могут соперничать только фотокамеры Sigma на сенсоре Foveon. Но у фотокамер Sigma есть проблемы с цветопередачей, а у плёнки — нет.
Плюс понравилось боке объектива на портретах. Но оно такое мягкое на пленке часто бывает.
Жаль, что в наше время современные среднеформатные камеры довольно дорогие. У меня есть среднеформатная камера, но, представляя себе мороку с пленкой, я так и не дошёл до её опробирования. Надеюсь, Антон мне в этом поможет, и мы сможем представить саму камеру и снимки с неё здесь, в блоге.
А у вас есть среднеформатная камера? Она плёночная? Может кардан? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
У меня 4 среднеформатных камеры: Pentacon Six TL, Фойхтлендер Авус с адаптером для 120 пленки 6×9, Москва 4, Любитель Ломо. Все рабочие, только обьектив от Пентакона украли, а Фойхтлендер нуждается в мелком доведении до ума. Всего же у меня 14-15 фотокамер, из которых 2 цифрозеркалки Кенон. Еще есть всякая пленочная техника на 135 формат пленки, в т.ч. автофокус, а так же некоторые советские дальномерки им зеркалки, как советские, так и импортные, и конечно Смена 8м, с которой я как и многие начинал.
Когда я в первый раз взял в руки фотоаппарат, а было это более полувека назад, то меня удивляло, почему у меня не получаются такие фотографии, как те, групповые, которые привозили с юга отпускники. Потом я, конечно, понял, что тамошние профессионалы снимали исключительно на средний формат и для коммерческой фотографии признавали только его. Отсюда и результат.
Вы думаете, что именно размер плёночного кадра обеспечивал качественные групповые фото?
В то время средний формат вроде был повседневной камерой, а 35мм еще только развивались...
Нет 35 не развивался, а уже потеснил средний формат в любительской сфере. Моим первым фотиком был «Зоркий-5». Потом мне в руки попала камера 6Х9 «Москва-5» (может и не пятая, но точно Москва). Вот тогда я оценил проработку деталей! Двухобъективному «Любителю» до нее было далеко, обычный совковый ширпотреб. Увы, там были свои проблемы: — специальный бачок для проявки, специальный фотоувеличитель и т.д. Короче говоря советская высококлассная камера для профессионалов. :)
Цейс прекрасно умеет делать объективы. Зачем он мог поставить
на свою камеру «чужой» объектив ?
Камеры и объективы у Цейса в то время делали разные подразделения, так что компания Zeiss Ikon (Дрезден) вполне могла и другие объективы ставить, нежели Zeiss (Йена)
Всё-таки, оптика передаёт настроение эпохи своего времени :)
Сразу вспомнились снимки моего родного города сделанные во время оккупации служащими армии нацистской Германии.
Сейчас много любителей и профессионалов снимают на СФ-плёнку.
Антон, да, это именно та самая камера и оптика. Не знаю, бывала ли она в руках фашистов (вряд ли), но снимки самое оно. Вот не знаю только как делались цветные снимки...Там специфические цвета. Особенно видно на немецкой форме. найду снимок-пример, приложу сюда
Специфические цвета от выцветшей пленки и бумаги, а не от оптики. Мультипросветление влияет только на контраст, а не на цветопередачу. И пленку перед съёмкой и особенно между сьемкой и проявкой нужно хранить в холодильнике, что бы цвет и зерно не поехали.
Зверь машина, сколько лет, а всё работает! Сейчас такие уж не делают... У меня тоже лежит дома среднеформатная Москва-2, кажется, даже с плёнкой внутри, но руки заняться ею тоже не доходят. Я спас её от продажи и теперь храню. Кто только не играл в неё как в шпионскую камеру, они сильно пострадала от детей, многих из которых уже мне в деды годятся, пока не попала ко мне и не обрела покой, а может быть и вторую жизнь однажды...
Есть среднеформатный Pentax 645, отснял тестовых два ролика немгюного просроченоой ЧБ пленки, заказал несколько роликов цветной и ЧБ ильфорд, теперь жду момента применить