Некоторые про него вообще не слышали, кто-то слышал, что он нужен для пейзажей, а кто-то думает, что он нужен, чтобы небо было ярко-синее. Я пробегусь по самому на мой взгляд интересному и простому и не буду расписывать марки поляризаторов. Также упомяну «подводные камни». Мне кажется новичку в плане использования поляризатора не так важно сразу раскапывать всю кучу информации, а нужен для начала импульс, который он получит, увидев все «за» и «против» использования такого фильтра.
Предлагаю вашему вниманию небольшую запись с практическими примерами пользы фильтра-поляризатора (здесь и далее мы говорим о круговом поляризаторе C.P.L.)
На данном снимке видно, что кроме изменения яркости и насыщенности цвета неба также поменялись цвет и яркость крыши, листьев и стен.
На мой взгляд (я думаю вы согласитесь) фотография с поляризатором стала намного симпатичнее. А что собственно сделал поляризатор?
А поляризатор просто отсёк ненужные паразитные засветки. Дело в том, что и дерево и листья тоже являются отражающими поверхностями. Они, конечно, отражают не так как зеркало, но вполне достаточно, чтобы блекнуть под прямыми к ним лучами солнца. На самом деле те солнечные лучи, которые нам мешают падают под разными углами. Здесь сохраняется одно из правил природы и соответственно оптики: «угол падения равен углу отражения».
Здесь мы видим, что если крыша почти не изменилась, то небо стало синее, а блик на оконном стекле исчез.
Вот гистограммы получившихся снимков.
Видите, насколько больше цветовой информации мы захватили?
Но учтите, что поляризатор работает не подо всеми углами к солнечным лучам и почти бесполезен в пасмурную погоду (можно только блики убирать, но цвет менять не будет).
Лучше всего результат достигается когда солнце сбоку от объектива. Хуже всего — контровый свет.
Обратите внимание, что вы увидели то, чего в принципе не могли видеть без использования поляризационного светофильтра. Листва стала наконец зелёной, а вода более тёмной и в ней появились более выраженные зеленые рефлексы от листвы. Слева снимок скучный, а справа — с насыщенными цветами. По-моему нагляднее некуда.
А вот небо в данном случае затемнилось неравномерно т.к. я использовал светофильтр на широкоугольном объективе. Для затемнения неба лучше использовать градиентный светофильтр, но подробно о градиентных фильтрах в другой статье.
Учтите, что блики на металле таким образом не удаляются тк свет от металла итак идёт поляризованный, а вот со стекла, пластика, воды — запросто.
Вот на представленном ниже снимке мне хотелось видеть кораллы, для этого нужно было удалить блики от барашков волн и таким образом проникнуть в толщу воды.
Вобщем надеюсь я воодушевил тех, кто не использует круговой поляризатор на эксперименты.
И помните, что при использовании кругового поляризатора нужно думать сначала, какой эффект от него получится и имеет ли он смысл так как он затемняет кадр на примерно 2 стопа. Или имеет смысл использовать передовые поляризационные светофильтры типа B+W HTC, которые затемняют только на 1 стоп и практически не влияют на качество поляризации (отлично поляризуют).
При покупке поляризационного светофильтра не забывайте и про свой смартфон. Если раньше мы смеялись над снимками со смартфона, то сейчас многие современные телефоны снимают весьма неплохо и помогает им в этом поляризатор. Это небольшое ноу-хау.
Это фото снято на iPhone 4s с поляризационным светофильтром B+W. Так что сила в поляризаторах. Особенно хороших.
Сейчас для смартфонов выпускают специальные светофильтры маленького размера. Например, такие...
Неравномерное затемнение
Если про эффект поляризатора многие слышали, то про неравномерное затемнение кругового поляризатора на широкоугольных объективах возможно и нет.
На всю длину/ширину снимка снятого широкоугольным объективом поляризатор, понятное дело, не действует т.к. по ширине снимка меняется и угол падения лучей на поляризатор. Т.е. большой угол зрения объектива означает неравномерную работу поляризатора по ширине снимка, то приводит к появлению круглого затемнения неба на снимке снятым, к примеру, 16мм объективом на полнокадровую камеру. На камерах с кроп-фактором угол зрения объектива меньше и потому такая неравномерность будет менее заметна. Тёмное пятно на небе, которое должно быть однородным портит фото.
Равномернее всего поляризатор на полнокадровой камере будет работать с телеобъективами от 85мм фокусного расстояния, но т.к. он бывает крайне важен для пейзажной съемки, то нам часто приходится мириться с неравномерно затемнённым небом ради красивой травы и листьев (тут поляризационному фильтру нет замены). Помните, что вращая поляризационный фильтр вы можете перемещать неравномерное затемнение неба из стороны в сторону и в результате поместить в такое место, где его легко удалить в фотошопе.
Здесь тёмное пятно по центру неба (снимок из моей поездки в Египет). Оно заметное. Его можно убрать, но относительно трудоёмкий процесс.
А здесь я тёмное пятно переместил вправо, затемнив кусок неба, оно стало более насыщенно синим. В этом случае ничего корректировать не нужно, небо тёмное и пятна неопытный глаз не заметит.
Неравномерность затемнения смещена вправо.
А здесь, кстати, фильм Эммануэль снимался...Узнаете? :)
Градиентный иногда удобнее кругового поляризатора
Но в тоже время существует еще один тип фильтров, который может дать нам синее небо, если другие эффекты поляризатора нам не нужны — это градиентный фильтр.
Как видите, линейный градиентник дал нам не менее приятное небо, нежели круговой поляризатор и равномерно затемнил его.
Но такой фильтр подходит только для затемнения одной из частей кадра ровным градиентом и не подходит, например, для фрагментов снимка.
Какой фильтр выбрать
Вот мы и плавно подошли к вопросу предпочесть градиентный фильтр или круговой поляризатор.
Например, в ситуации, когда есть горизонт.
Если солнце не светит вам в лицо или со спины, то используйте поляризатор на фокусном 50 и более мм. К поляризатору вы можете добавить или легкий градиентник (если необходимо) или добавить градиентную коррекцию (программный аналог градиентного фильтра) в RAW-конвертере. Таким образом вы получите максимум от цветности картинки и усилите небо.
нет горизонта и вообще солнце непонятно где
Используйте круговой поляризатор. Грантиентный фильтр тут бессилен. Не всегда можно достичь равномерного освещения неба, но иногда это даже придаёт картинке «живость».
Еще примеры.
Четкая линия горизонта, широкий угол зрения объектива
Применяйте градиентный фильтр для выравнивания освещенности в этих условиях, чтобы избежать неравномерно освещенного неба — это править потом сложно.
Вот вроде бы и всё. Если у кого будут вопросы, то не стесняйтесь — задавайте!
Всем удачным снимков и хорошего отдыха там, где небо синее, а рыбы упитанные! :)
Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.
Спасибо за информативные эмпирические знания!
Добрый день! Благодарю за такую интересную статью!
Я недавно купил себе GoPro 5 и планирую снимать видео в ночном клубе на транс вечеринке (очень много разного света и стробоскопов).
Мне посоветовали использовать подобные фильтры, что бы избавится от засветов и бликов от лазерных лучей. Скажите, как профессионал, стоит ли игра свеч? (учитывая, что в темноте гоу про снимает не ахти...но идея убрать блики и засветы)
Спасибо заранее!
Здравствуйте!
Блики и засветы, которые попадают прямо в объектив поляризатор не уберёт. С этим можно бороться только блендой или какую-нибудь теле насадку на объектив камеры поставить, чтобы угол был не такой широкий и не ловила бы лучи сбоку.
Поляризатор убирает блики на предметах, которые «видит» объектив.
Здравствуйте, возник вопрос. Снимает ли фильтр-поляризатор C.P.L отражения от стекла (от окна) если нет солнца? Скажем, если в теневой стороне поезда снимать через стекло (через окно)?
Здравствуйте! Да, поляризатор убирает отражения со стекла когда нет солнца. Только не забывайте его крутить, чтобы подобрать правильный угол поляризации. Если стекло изогнутое или площадь стекла большая, то блик будет с одной части убираться и перемещаться на другую часть, как в примере. Поляризатор в данном случае сильно помогает. В статье как снимать автомобили тоже есть пример того, как помогает поляризатор сделать лобовое стекло прозрачным и капот машины контрастным.
Спасибо! Поклоны Вам из Литвы.
Скажите, хотелось бы применить фильтр в жанре портрета. Что бы от вспышки у человека небыло пересветов на некоторых участках лица. Стоит ли для таких целей покупать фильтр?
Здравствуйте, Ярослав!
Для того, чтобы не было пересветов нужно уменьшать жесткость освещения. Обычно используют софтбоксы для вспышек и тональный крем для модели. Поляризатор может повлиять на блики на коже, но это не основной инструмент удаления бликов.
С другой стороны, поляризатор вам поможет получить меньше бликов и более яркие и насыщенные цвета. Особенно рекомендую серию поляризаторов HTC от B+W, которые можно носить на объективе постоянно т.к. они достаточно «светлые».
Спасибо за совет! Есть возможность у вас приобрести данные поляризаторы? Как связаться с вами?
Связаться со мной можно по почте, а также с нашим менеджером по продажам фильтров Анной
Дмитрий, привет!
Что можете сказать по данному фильтру? В клубе Фото.ру не слышали про такой и как им пользоваться. Градиентный СВЕТОФИЛЬТР HOYA ND10 GRADIENT (http://smiserg.blogspot.ru/2013/06/hoya.html)
Дмитрий, у вас в статье, где примеры «лево-право» попутаны надписи: слева С поляризатором, справа — без.
Ваня, большое спасибо, что написали! Всё было наоборот — теперь поправил.
«свет от металла итак идёт поляризованный» — если я ещё помню физику, то отражённый свет от любых поверхностей будет поляризован. Только у металлов поляризация будет эллиптической, что и делает применение фильтров неэффективным.
За статью спасибо. Кстати, есть ещё фильтры Cokin, у которых градиентный фильтр можно смещать в держателе, определяя, какую именно часть кадра нужно затемнить.
Анатолий, возможно. Постараюсь улучшить свои знания про поляризованный свет.
Но факт есть факт — на металл поляризатор не действует. Это главное.
Про градиентные фильтры я написал в этой статье. Кроме Cokin есть еще градиентные фильтры Lee и Singh Ray. Они лучше качеством, но и намного дороже.
Спасибо, не был знаком с этими производителями. А к держателю Cokin брал градиентные фильтры Tiffen. Кстати, насколько востребовано смещение зоны перехода в градиентном фильтре? Вас устравает обычное исполнение (накручивающийся на объектив)?
Обычное исполнение не устраивает. Использую градиентный фильтр Cokin :)
Хорошо бы использовать более дорогие, но т.к. _пейзажная_ фотография для меня лишь хобби, то Cokin — это экономный вариант.
Кроме просто градиентного фильтра есть еще обратный градиент. Это вариант, где на горизонте самое темное место, а вверх градиент светлеет. Нужно такое преимущественно для восходов и закатов, чтобы притемнить яркую полосу, где солнце касается горизонта.
Еще при выборе фильтра рекомендую обращать внимание на количество просветляющих слоев с каждой стороны, чем больше тем соответственно лучше и дороже...
с фильтрами одни проблемы, нужных в городе нет, скажите пожалуйста www.ebay.com/itm/Marumi-5...m337ca4967f#shId это тот же?, что и Super DHG, а то слово переставишь и смысл меняется. спасибо за ответ.
Павел, этот фильтр какой-то странный.
Дизайн коробки мне неизвестен. Но Маруми меняет дизайны последнее время часто, так что ладно...
Но на коробке написано, что он «Lens Protect», т.е. защитный, а не круговой поляризатор, как написано в названии
на фото рядом с коробкой лежит поляризатор того типа, что я использую сейчас «DHG Super Circular P.L.D.», но на 77мм.
Вобщем полный «винегрет». Не рекомендую.
И цена в 80usd с доставкой — неадекватна.
Вот, навскидку, в известном дизайне коробки
www.ebay.com/itm/Marumi-5...h=item53eac8293e
за 51.5usd с доставкой. Есть и еще варианты.
лучшие фильтры на сегодняшний день по моим тестам это B+W MRC CPL
www.ebay.com/itm/Genuine- ...h=item3a77510432
или их «элитная» серия с нанотехнологиями :)
www.ebay.com/itm/B-W-XS-P...mp;forceRpt=true
Кроме того из плюсов B+W — оригинал легко отличить. Все их фильтры в обычном формате (не slim, тонкие в аллюминии) с латунной оправой. Они заметно тяжелее и не «прикипают» по резьбе.
По вашей ссылке может и есть такой дизайн коробки. Он может быть предназначен для другого рынка (не Европа). Например, для Японии Маруми выпускает в черных коробках. Но есть ли разница в качестве фильтров — не знаю, надо тестировать
Вы мне, кстати, подали идею — сделать раздел с образцами коробок, чтобы можно было отличить оригиналы от фейков.
Благодарю, а то как то не хочется выкидывать пол объектива за подделки.
Уведомление: О фотофильтрах Cokin замолвите слово… - БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Немного поздновато прочитал статью... Купил себе NISI DW1 wide band pro c-pl 52 мм, Japan, качество оценил только предварительно, пока доволен, после просмотра на компьютере будет ясно. Дмитрий Вы владеете информацией по данной фирме?
Здравствуйте, Павел!
я владею данной информацией :)
Это китайская контора 3-его эшелона. Чаще всего делает бюджетные фильтры для именитых брендов (они сами не запариваются). Сейчас выпускает фильтры и под своим брендом Nisi.
nisifilter.en.alibaba.com...any_profile.html
Особо высокого качества ждать не приходится, но может вам и хватит, если не сравнивать попиксельно.
Факторов много, но главный — устраивает ли вас как владельца.
Забавно, что пока искал тесты этого фильтра (не нашёл) наткнулся объявление о продаже этого фильтра с предложением почитать мою статью по поляризаторам :) и ссылкой
как куплю макрообъектив, проверю на фотографировании камней
Отпишитесь потом, пожалуйста, о ваших успехах с макрообъективом, Павел.
Это самая полезная и наглядная статья посвященная поляризационным фильтрам. Спасибо !