Здравствуйте, друзья!
Решил поделиться успешным изысканием на тему держателей фильтров для сверхширокоугольных объективов. По сути это все объективы с фокусным расстоянием 15 мм и менее.
- Держатель фильтров для сверхширокоугольных объективов
- LEE Filters SW150 Mark II Filter System Holder
- Совместим с объективами
- Haida 150mm Filter Holder
- Совместим с объективами
- Инструкция по сборке
- Светофильтры Lee
- На что влияет просветление и для чего оно нужно?
- Выводы
- Как проверить виньетирует держатель фильтра или нет
- Слот для фильтров со стороны байонета на широкоугольных объективах
- Бонус
- Видеоролик как пользоваться держателем LEE Filters SW150 Mark II Filter System Holder
- Видеоролик про ND градиенты от Lee
- Видеоролик по использованию держателей Haida SW150
Держатель фильтров для сверхширокоугольных объективов
Так вот, нашёлся-таки недорогой держатель подобного типа.
Во-первых, я искал подходящий держатель фильтров Lee для объектива Samyang 14/2.8, который сам и посоветовал одной своей знакомой, большой любительнице путешествий.
Объектив Samyang 14/2.8 весьма неплохой и я им владел какое-то время благодаря щедрости одного из читателей, Алексея Литвина, а потом по дурости продал его. Он был в версии Bower 14/2.8 и обзор на него вы сможете почитать здесь.
Основная проблема этого объектива в том, что у него встроенная бленда и нет резьбы под фильтр. С одной стороны радует, что Samyang выпускал какое-то время светофильтры под этот объектив, но, к сожалению, уже давно не выпускает! А на самом деле это были светофильтры Cokin, которые специально производились для Samyang. Держателей фирменных Samyang уже тоже не найти.
С фильтрами всё более-менее понятно. Китайские это полное барахло, но есть фильтры Lee вполне приличные. Да, они дорогие и пластиковые и я бы предпочёл Cokin, но что поделать...
В данном случае это Lee SW150.
LEE Filters SW150 Mark II Filter System Holder
Родной держатель Lee весьма дорогой и состоит из двух частей: LEE Filters SW150 Mark II Filter System Holder for Wide Angle Lenses и кольцо-адаптер LEE Filters SW150 Mark II Lens Adapter.
В сборе это выглядит так:
С фильтром.
Без фильтра.
Держатель спереди.
Держатель сзади.
Кольцо-адаптер в красивой коробке.
Само кольцо-адаптер.
LEE Filters SW150 Mark II Filter System Holder for Wide Angle Lenses ~ 200 USD + доставка
LEE Filters SW150 Mark II Lens Adapter ~ 120 USD + доставка
-------------
итого: 320 USD + доставка.
А доставка будет скорее всего из США, т.е. еще + 70 USD примерно.
В итоге ~ 23 тыс.руб. Это без учёта самого фильтра, который тоже не дешевый.
Совместим с объективами
Nikon AF-S Nikkor 14-24mm f/2.8G ED
Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC
Sigma 12-24mm f/4.5-5.6 II DG HSM
Tokina AT-X 16-28mm f/2.8 PRO FX
Haida 150mm Filter Holder
Я нашёл альтернативу дорогому держателю фильтров Lee в виде Haida 150mm Filter Holder.
Отвертка в комплекте не идёт, это моя отвертка и она нужна, чтобы откручивать винтики, которые поджимают пластинку удерживающую фильтр.
Система крепления фильтра. На фото вы также видите мягкую прокладку на липучем слое, которая наклеена на держатель и не дает фильтру царапаться
когда вы его перемещаете вверх-вниз в поиске линии горизонта.
Кроме того в комплекте идёт коробочка с полезными аксессуарами.
Совместим с объективами
Кроме того в комплекте бумажка-инструкция из которой можно узнать, что этот держатель совместим с такими объективами:
Nikon 14-24/2.8G ED
Canon EF 14/2.8 II USM
Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX
Tamron 15-30/2.8 Di VC USD
Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 7-14/2.8 PRO
Sigma 12-24/4.5-5.6 DG HSM II
Samyang 14/2.8 Ultra wide-angle IF ED UMC
Canon TS-E 17/4
Haida 150mm Filter Holder обойдется вам ~150 USD и кольцо-адаптер имеет в комплекте.
Инструкция по сборке
Светофильтры Lee
Светофильтры Lee имеют довольно плавный градиент перехода из затемнения в прозрачность, что даёт им преимущество над многими другими фильтрами. Линия перехода достаточно ровная.
Напыление на фильтре, которое даёт затемнение нейтрально по цвету, что тоже очень важно.
Но меня интересовал вопрос есть ли на светофильтрах Lee просветление т.к. они пластиковые (оптический акрил) и сильно «кусаются» по цене.
Для этого я положил рядом круглый стеклянный градиентный светофильтр от B+W: B+W 702 F-Pro Graduated ND 25% MRC 77mm.
[lock]Светофильтр B+W имеет маркировку просветления MRC, так что он однозначно просветленный. Но мне также было интересно как на нём реализовано просветление, ведь затемнение реализовано тончайшими пленками и нанести поверх просветление, наверное, затруднительно.
Если бы мне представитель Carl Zeiss не сказал, что просветление уже спокойно можно наносить на пластик и проблем нет, то я сразу бы решил, что фильтр Lee просветления не имеет, но раз это возможно, то смотрите мой тест...
Слева: B+W 702 F-Pro Graduated ND 25% MRC 77mm, справа: Lee SW150 .9
Светофильтр Lee «радостно» блестит белым бликом, указывая на отсутствие просветления. B+W 702 F-Pro Graduated ND 25% MRC 77mm имеет гораздо более тусклый блик, значит просветление там есть, но насколько хорошее?
Дополнил картинку защитным светофильтром B+W XS-Pro UV-Haze MRC Nano, у которого по моим тестам лучшее просветление из всех фильтров, которые я пробовал.
Здесь мы видим, что блик на защитном светофильтре B+W еще более тусклый, так что просветление у него лучше, чем у градиента и принципиально лучше, чем у квадратного светофильтра Lee.
На что влияет просветление и для чего оно нужно?
1. не дает падать контрасту снимка при боковом и контровом освещении (сильно уменьшает эти явления)
2. не дает образовываться лишним бликам и переотражениям при просветлении светофильтра с двух сторон
3. MRC nano имеет защитный царапиноустойчивый стой. Который к тому же гидрофобный.
Выводы
Есть ситуации, когда вам важно перемещать границу затемнения т.к. линия горизонта не находится по центру кадра и тогда прямоугольный светофильтр ничем не заменить. Но учитывайте и его минусы, старайтесь избежать сложных условий освещения.
Про аналоги градиентных квадратных светофильтров я писал в статье Градиентные фильтры прямоугольной формы — осторожно, халтура!. Повторяться смысла нет — даже светофильтры Lee не имеют просветления, но они имеют нейтральное по цвету затемнение и достаточно ровную границу. За эти деньги я хотел бы увидеть у них просветление или чтобы фильтр был из стекла, но ввиду того что конкурентов у них мало выбора по сути нет.
[/lock]
Постепенно (в Петербурге) наступает весна и всем советую запастись светофильтрами заранее. Летом уже нужно снимать, а не искать подходящий светофильтр! Листочки вот-вот распустятся! :)
Как проверить виньетирует держатель фильтра или нет
Когда вы выбираете себе сверхширокоугольный объектив, задумываетесь ли вы о том какие фильтры вы с ним будете использовать?
Определенного понятия сверхширокоугольного объектива нет, но это примерно от 18 мм фокусного расстояния на полнокадровой фотокамере (угол зрения по диагонали кадра примерно 100°) и менее.
Здесь вы обнаружите, что некоторые сверхширокоугольные объективы имеют вполне скромный диаметр передней линзы.
На снимке ZEISS Milvus 18/2.8 с диаметром линзы 77 мм, которые допускает использование обычных круглых светофильтров в тонкой оправе (B+W XS-PRO в основном).
А вот Samyang 14/2.8. Встроенная бленда и сильно выпуклая линза неизвестного диаметра без возможности крепления круглых светофильтров.
А вот ZEISS Distagon 15/2.8 тоже имеет встроенную бленду. У него есть резьба под фильтры 95 мм, но далеко не всякий 95 мм фильтр ему подойдет ввиду большого угла обзора (110°).
Итак, сначала мы надеваем на камеру объектив (без держателей и фильтров) и ставим камеру на штатив близко к равномерно освещенному однородному фону. Предпочтительно белому, на нём лучше видно, но если у вас есть однородная светло-бежевая стена, то тоже сойдет.
Выравниваем камеру по электронному уровню и смотрим чтобы белый фон занимал всё пространство кадра. Если он занимает не все, то придвигаем камеру ближе к фону, но так чтобы не загораживать освещение.
Выставляем диафрагму F2.8 и делаем нормально экспонированный снимок. Получается что-то такое...
На данном снимке мы видим как сильно виньетирует сам объектив Samyang 14/2.8 на открытой диафрагме 2.8.
Вряд ли вам понравится такой снимок пейзажа.
Но нам нужно знать насколько сильно он виньетирует, чтобы позже отличить от виньетирования из-за держателя, если мы будем проверять на открытой диафрагме.
Закрываем диафрагму до F8 и делаем снимок.
Здесь мы видим, что бОльшая часть виньетирования ушла (это естественно), но немного в углах осталось.
После этого я ставлю на объектив держатель (в данном случае Haida SW150) и делаю опять снимок на F2.8.
Видно некоторое «жесткое» виньетирование самых краев из-за держателя фильтров.
Ну что же... китайцы нас немного обманули и виньетирование от их держателя есть. Он дешевле раза в два нежели оригинальный держатель от LEE, так что я иду на природу и проверяю насколько существенно сказывается виньетирование от держателя.
Пробуем с фильтром LEE SW150 .9ND Grad Soft.
Полный кадр...
А теперь отрежем виньетированные края...
Что же...Годный результат с учетом что держатель вышел дешевле. Не уверен, что LEE совсем не виньетирует, но стоит попробовать.
На другие мои сверхширики держатель Haida не налез. В обоих случаях помешал бОльший диаметр объектива.
Попытка надеть держатель на ZEISS Distagon 15/2.8
Попытка надеть держатель на ZEISS Milvus 18/2.8
Попытка надеть держатель на Canon TS-E 24/3.5 II
Слот для фильтров со стороны байонета на широкоугольных объективах
Наверное, вам будет интересно узнать, что некоторые обычные объективы Canon / Nikon имеют в районе байонета специальный «кармашек» для вставки фильтров из пленки. Фильтры из пленки стоят недорого, но, к сожалению, это в основном только ND Фильтры и цветные.
Кармашек для фильтров на байонете у объектива Canon 16-35/2.8L II.
Такой слот есть на объективах:
Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye Zoom USM
Canon EF 11-24mm f/4L USM
Canon EF 14mm f/2.8L USM
Canon EF 14mm f/2.8L II USM
Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye
Canon EF 17-35mm f/2.8L USM
Canon EF 17-40mm f/4L USM
Ссылки по работе с гелевыми фильтрами, вставляемыми в слот на байонете
[lock]Hack Tip: Using ND Filter Gels with Rokinon Fisheye Lens
Сами фильтры
This Simple Tutorial Will Show You How to Add Filtration to Any Lens Ever Made
Fitting Filters Onto DSLRs
How to use a gel filter on Canon wide-angle lenses
Aurora — производитель стеклянных фильтров для этого слота
Did You Know About the Rear Gelatin Filter Slot on Some Wide Angle Lenses?
[/lock]
Уважаемый Дмитрий! Я очень внимательно слежу за вашими обзорами и пытаюсь по ним учиться фотографировать лучше. Я люблю снимать природу и летом уезжаю фотографирова побережье и острова Охотского моря на 2 месяца. Сейчас я подбираю градиентные и поляризационный фильтры для моих объективов Кэнон: 16-35, 24-70, 70-200 (все L), Сигма 35 (1,4). У меня камеры Кенон 5D Mark II и Keнон 5D Mark IV. Мне надо постараться провести качественные съемки, хочу задать вам несколько вопросов:
1. Достаточно ли у меня объективов для съемки ландшафтов, природы или следует подкупить , например Самьянг 14/2,8. дело в том, что 16-35, как мне кажется, начинает мылить и по краям у него иногда почему-то получается не резкая картинка. Я прикупил Сигму 35 (финансы уже не те, когда я работал) и с ней я получаю весьма резкие картинки, которые меня удовлетворяют. Все-таки фикс! Не купить ли мне Самьянг 14 — в интернете много чего хорошего про него написано, но мне важно очень ваше мнение.
2.Градиентные фильтры. Я склоняюсь к покупке Lee -дорого, но ситуация будет такая, что никогда в будущем я не смогу ничего переснять и никто еще долгое время и мне нужно максимальное по возможности качество. Правильно ли я рассуждаю или на основании вашего опыта можно купить фильтры других производителей?
3. Я прочитал ваши статьи по фильтрам. Если не покупать Самьянг 14/2.8, то какие держатели и размеры прямоугольных фильтров вы посоветуете.
4. Если покупать Самьянг 14/2.8, то для него тоже нужен держатель для фильтров. У вас разбирается система Lee SW 150 и Haida 150.
Вопрос 4.1. Могут ли держатели Lee SW 150 и Haida 150 использоваться и для других объективов, быть универсальными при покупке соответствующих адаптеров?
Вопрос 4.2. В фотомагазине я увидел комплект Lee для шириков, но на Nikon. После просмотра видеоролика у вас в статье — не все ли равно для Никона или Кэнона ведь устройство крепится на бленду объектива?
5. Можно что-либо купить из градиентных светофильтров и держателей из в вашем магазине, включая, например, Haida?
6. При съемки с воды при постоянной качке даже при малых выдержка (1/1000, например) не всегда получаются резкие кадры. Нелья зя ли это как-то подправить.
7. Сейчас выпустили Самьянг Премиум 14/2.4. Он в 2 раза дороже не премиума. Насколько сильно отличаются картинки Премиума от Непремиума?
Набросал кучу вопросов.
С уважением, Куделин Андрей Борисович
985 167 40 91, ab.kudelin@gmail.com
Очень полезная статья!! Узнал важные вещи!!