Здравствуйте, друзья!
Мне на тестирование попали светофильтры Hoya. Спешу с вами поделиться результатами тестов и своими впечатлениями.
Я решил начать со светофильтров серии ND (затемняющие).
- Для чего нужны светофильтры серии ND
- Замораживание водного потока
- Фотосъемка автомагистралей
- Съемка многолюдных торговых центров
- Спецэффекты
- Астрономические съемки
- Упаковка и конструктив светофильтров Hoya PRO ND
- Светофильтры Hoya PRO ND существуют в таких плотностях и диаметрах:
- Тестирование светофильтров Hoya PRO ND
- Hoya PRO ND4
- Hoya PRO ND8
- Hoya PRO ND16
- Hoya PRO ND32
- Hoya PRO ND64
- Hoya PRO ND100
- Hoya PRO ND200
- Hoya PRO ND500
- Выводы
Для чего нужны светофильтры серии ND
Светофильтры ND (neutral density filter/нейтральной плотности) нужны для того, чтобы ослабить световой поток. Они позволяют снимать на более длинной выдержке, чем возможно без использования затемняющего светофильтра. Используются такие светофильтры, например, для съемки текущей воды, которая из отдельных брызг превращается в мягкий поток, создается эффект движения и фото становится более художественным.
Замораживание водного потока
Сингапур, небоскрёб Marina Sands (который с бассейном наверху).
f5.6, 5 sec, iso 100, ND4
Сингапур, вид с Marina Bay (с залива)
F11, 20 sec, iso 100, ND8
С левой стороны фонтан, который на длинной выдержке превращается в мягкий туман.
Сингапур, Singapore River, самый центр города (район Clarke Quay)
Благодаря длинной выдержке, полученной с помощью ND фильтров мы получаем длинные следы от фонарей на движущихся кораблях (создаётся эффект скорости, приём можно использовать и ярким днём для съемки гонок и проч.).
F4.5, 3.2 sec, iso 100, ND4
Сингапур, Singapore River, Singapore Opera (странное здание похожее на черепаху)
F5.6, 10 sec, iso 100, ND4
С-Петербург, река Смоленка
F8, 20 sec, iso 100, Hoya PRO ND100
С-Петербург, река Смоленка
F8, 30 sec, iso 100, Hoya PRO ND200
Фотосъемка автомагистралей
Редко, когда поток машин украшает снимок и совсем другое дело, когда вместо машин на снимке появляется протяженный рисунок их фар. Причем в каждом снимке он разный т.к. у машин будут разные траектории и разной яркости фары.
Москва, район м.Смоленская
F5.6, 20 sec, iso 100, Hoya PRO ND200 + Hoya PRO ND32
Москва, район м.Смоленская
F8, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200
Москва, район м.Смоленская
F4.5, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200
Съемка многолюдных торговых центров
Также ND светофильтры используются для съемки многолюдных торговых центров и площадей. Дело в том, что на длинной выдержке отдельные люди в кадре находятся недолго и не успевают впечататься в снимок. Таким образом можно достичь «безлюдности» в кадре.
Для примера я сфотографировал реку, где в полынье мельтешили утки.
F8, 1/125 sec, iso 100, без фильтров
F8, 30 sec, iso 100, Hoya Pro ND200 + ND16
Легко заметить, что вода в том месте, где плавали утки, разгладилась. И сами утки по больше части исчезли. Исчезли те, которые активно двигались. Тоже самое происходит в торговом центре. На снимке остаются только те люди, которые долгое время стоят неподвижно, а таких крайне мало.
Это позволяет очистить снимок от нежелательных участников.
Спецэффекты
Спецэффекты доступны на длинной выдержке, но если вокруг недостаточно темно, то длинную выдержку не поставить. Решить эту проблему помогают ND фильтры.
F5.6, 8sec, iso 100., ND8
Съемка со штатива, зум-эффект на длинной выдержке.
Индонезия, о.Гили Эйр
Крона дерева подсвечена с помощью фонарика. С помощью ND Фильтра можно добиться времени на подсветку достаточную, чтобы «нарисовать» светом всё, что хочешь.
Индонезия, о.Гили Мено
F4, 30 sec, iso 200, ND4
Съемка со штатива, подсветка переднего плана с помощью фонарика.
F4.5, 25 sec, iso 200, ND4
Съемка со штатива, подсветка деревьев снизу с помощью фонарика.
Астрономические съемки
20.03.2015 состоялось солнечное затмение. Я использовал светофильтры Hoya Pro ND500 и Hoya Pro Nd4.
К сожалению, светофильтры были на диаметр 67мм, для моего объектива Canon 100/2.8L IS USM. Для съемки астрономических явлений этого фокусного расстояния недостаточно.
У меня есть МТО-1000 для этих целей, но к нему я пока не приобрёл плотные ND светофильтры 120мм (надеюсь обзавестись ими к следующему затмению в 2016г.).
Кроме собственно фотосъемки через Hoya Pro ND500 было вполне комфортно смотреть на Солнце долгое время.
Упаковка и конструктив светофильтров Hoya PRO ND
Светофильтры Hoya PRO ND поставляются в симпатичной пластиковой упаковке, достаточно крепкой, чтобы пользоваться ей долгое время. Упаковка запечатана с двух сторон липучками.
Если такую липучку оторвать, то обратно её не приклеить так, чтобы не было видно. Это хорошая защита от «достал-заменил-продал». Коробка тоже неразборная, если не отклеить липучки.
На задней стороне упаковки российской компанией Флама, дистрибьютером светофильтров Hoya в РФ, наклеена памятка по маркировке светофильтров и способу их использования.
У светофильтра Hoya только две поверхности, которые идеально шлифованы и полированы, что исключает указанные выше проблемы.
Серия светофильтров Hoya PRO ND имеет металлизированное покрытие ACCU-ND, которое призвано исключать смещение баланса белого и обеспечить более равномерное светопропускание по всей площади кадра. Предыдущее поколение ND фильтров Hoya, а также фильтры ряда других производителей, изготавливались путем добавления металлов в стеклянную массу перед отливкой. При большой концентрации добавок добиться однородности их распределения в стекле практически невозможно. Тогда как равномерно нанести покрытие значительно проще.
Кстати, обратите внимание — светофильтры Hoya PRO ND имеют мультипросветление с двух сторон. Не все ND фильтры на рынке могут похвастаться мультипросветлением, а тем более с двух сторон. Напомню, что это уменьшает возможность бликов, сохраняет контраст снимка и снижает почти до нуля паразитные светопотери в светофильтре.
Светофильтры Hoya PRO ND существуют в таких плотностях и диаметрах:
Плотности фильтров | Уменьшение светопотока | Пропускание, % | Существующие размеры |
---|---|---|---|
ND4 (0.6) | 2 стопа | 25 | 49-82мм |
ND8 (0.9) | 3 стопа | 12,5 | 49-82мм |
ND16 (1.2) | 4 стопа | 6,25 | 49-82мм |
ND32 (1.5) | 5 стопов | 3,12 | 49-82мм |
ND64 (1.8) | 6 стопов | 1,56 | 49-82мм |
ND100 (2.0) | 6 2/3 стопа | 1 | 49-82мм |
ND200 (2.3) | 7 2/3 стопа | 0,5 | 49-82мм |
ND500 (2.7) | 9 стопов | 0,2 | 49-82мм |
ND1000 (3.0) | 10 стопов | 0,1 | 49-82мм |
Тестирование светофильтров Hoya PRO ND
Самый главный вопрос в тестировании ND фильтров — не вносят ли они искажение цветопередачи. Ведь ND фильтры только при прямом на них взгляде тёмные, а под хорошим освещением и под небольшим углом дают совершенно разные цветные блики.
Видимо, используются разные способы сделать стекло темнее. Потому существует много мнений насчёт того влияют ли ND фильтры на цветопередачу или нет. Причем, если брать в рассмотрение дешевые китайские светофильтры, то это однозначно так, влияют. Причём сильнее всего смещают баланс белого самые тёмные фильтры.
Тестирование проводилось с помощью цветовой шкалы Xrite Colorchecker, пигменты образцов цвета которой не меняют цвет при разном освещении. Это действительно так, в отличие, например, от бумажных цветовых шкал.
Снимок в формате RAW открывался в RAW-конвертере Adobe Camera Raw и «пипеткой серого» по третьему справа образцу серого цвета (плашке) определялся баланс белого.
Баланс белого: 5000К -9.
При использовании фильтра, который будет давать оттенок баланс белого тоже сместится и это легко можно будет проверить той же «серой» пипеткой по той же плашке.
Hoya PRO ND4
А теперь с бликом.
Результат с фильтром Hoya PRO ND4: 4950К -14.
Разница в 50К вообще не заметна и в пределах погрешности измерений.
Hoya PRO ND8
Результат с фильтром Hoya PRO ND8: 5100К -14.
Разница в 150К не заметна глаз. Попробуйте увидеть эту разницу (у меня не получилось).
Hoya PRO ND16
Результат с фильтром Hoya PRO ND16: 5100К -14. Разница в 150К не заметна глаз.
Hoya PRO ND32
Результат с фильтром Hoya PRO ND32: 5000К -2. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра.
Hoya PRO ND64
Потом я немного поменял освещение, потому базовые параметры цвета изменились.
Стало: 5300К -3 (без фильтра)
Результат с фильтром Hoya PRO ND64: 5250К -6. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра (50К в пределах погрешности измерений).
Hoya PRO ND100
Результат с фильтром Hoya PRO ND100: 5300К -11. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра.
Hoya PRO ND200
Результат с фильтром Hoya PRO ND200: 4800К +1. Разница 500К. Это уже заметное смещение баланса белого...(как минимум).
Посмотрим как это выглядит на «живом» примере.
Как видите, балансом белого по серой плашке практически всё исправляется. Мне показалось, что синий стал немного «синее», но остальные цвета правильные.
Hoya PRO ND500
Результат с фильтром Hoya PRO ND500: 5300К -11. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра.
Выводы
Опираясь на то, что почти во всех случаях изменение цветового баланса было ничтожным (50-150К) и не было линейным, предположу, что сами по себе фильтры Hoya PRO ND на цветовой баланс практически не влияют. На результаты измерений больше влияет способ повышения освещенности сцены для того, чтобы выровнять экспозицию.
Т.е., например, цветовая температура вспышки может меняться даже на хорошем приборе (как у меня) в пределах 150К.
В остальном же можно признать, что фильтры замечательные и вполне годны для съемки пейзажа.
Раньше я считал, что смогу обойтись только светофильтрами с нейтрально-серым градиентом и поляризационным светофильтром, но нужно признать, что ND светофильтры часто незаменимы. Именно они могут «заморозить» воду и размыть облака. Именно они могут позволить вам снимать такие яркие объекты, как Солнце.
На мой взгляд иметь всю линейку светофильтров ND желательно, но не обязательно. Точно нужны ND8, ND100, ND500. Остальные позволяют настроить затемнение более тонко, но нужны не так часто.
Желаю всем удачных снимков и не забудьте запастись полезными светофильтрами, отправляясь в отпуск! :)
P.S. Кстати, будет интересно посмотреть ваши примеры в комментариях, как вы, дорогие читатели, используете затемняющие светофильтры!
Добрый день! Очень у вас всё подробно расписано про всё — спасибо большое за ресурс!)
Подскажите, пожалуйста, новичку. Какой плотности ND фильтр лучше взять для съёмки людных мест? Как у вас на примере ND 200 + ND 16?
Про съёмку воды вы расписали в комментариях, а вот для съёмки автомагистралей что лучше выбрать?
И я не поняла про фильтр HOYA Variable Density (ну и аналоги) — чем лучше иметь ряд разных ND фильтров, чем один переменной плотности?
Здравствуйте!
Рад, что вам понравилось!
Смотря какой людности место и как долго люди там застывают в кадре. А также влияет общая освещенность места. Одно дело фотографировать в полутёмном соборе, где и без того длинная выдержка со штатива и людей немного, а другое дело фотографировать залитое солнцем здание известного дворца, где люди входят и выходят из кадра, сидят на траве и делают подолгу селфи.
В целом я должен сказать, что для того чтобы убрать людей из кадра на сегодняшний день нужны выдержки от минуты и более. Т.е. в режиме bulb, где нажимаешь кнопку спуска и держишь её засекая время по часам, потом отпускаешь. Соответственно и фильтры нужны очень плотные для солнечного дня, например, ND1000. Для полумрака или вечером может хватить ND200.
У меня треки от фар в светлый вечер сняты на ND200 (7 2/3 EV) + ND32 (5 EV), т.е. почти 14 ступеней. Но можно было диафрагму поставить не 5.6, а 8 и тогда можно было бы снимать с ND100. Или чувствительность поставить 50 и диафрагму f8 и тогда можно было бы снимать с ND64. Так что простор для маневра есть. Я _всегда_ с собой ношу два фильтра: ND64 и ND1000 и чаще всего обхожусь ими. Но если планируются разные сюжеты сложные, то уж всю пачку, где есть и 200 и 32 и 4, чтобы их комбинировать.
Т.е. лучше иметь несколько, хотя бы два: один плотный (ND1000) и один средний (например, ND64).
HOYA Variable Density (и аналоги) работает на основе двух поляризационных светофильтров, т.е. отсекает часть спектра. Причем в зависимости от угла поворота одного относительно другого этот диапазон отсечения меняется, потому могут возникать искажения цветов на сильных затемнениях (весь диапазон у Hoya это 3-400). Кроме того на широкоугольниках вы можете получать затемнение в виде креста, что тоже нежелательно. Т.е. фильтр больше для видеографов, нежели для фотографов для работы не небольших плотностях затемнения и на не очень широкоугольных объективах (от 25мм и бОльшем фокусном).
Если вам понадобятся светофильтры, то обращайтесь к нам, мы дилер Hoya, B+W, Carl Zeiss, LEE, Hitech Firecrest.
Спасибо за оперативный и подробный ответ! Теперь стало ещё понятнее )
А при накручивании nd фильтров друг на друга виньетирования не будет?
Может быть ещё подскажите такой момент: если у меня есть фильтр меньшего диаметра нежели объектив, то использование переходного кольца (понижающее это получается же?) грозит ухудшением качества? Или виньетированием? Если да, то обратная ситуация — когда, наоборот, фильтр больше объектива — лучше? Такие кольца видела у китайцев, их использование может грозить срывом резьбы, например, или чем-то другим гадким?
Завалила вас вопросами, аж стыдно!)
Не стесняйтесь, задавайте вопросы — я отвечу на что смогу. Я тоже не всё знаю :) хотя и довольно много знаю относительно обычного фотографа.
Виньетирование может случиться если оправа двух скрученных фильтров попадёт в угол зрения объектива. Это соответственно зависит от: 1) толщин оправ скрученных фильтров 2) угла зрения объектива.
Т.е. чем у вас фокусное объектива больше, тем меньше вас заботит какой толщины у вас оправа фильтра или сколько их накручено.
Соответственно, если у вас широкоугольный объектив, то вас будет заботить чтобы оправы скрученных светофильтров были тонкие. Тонких оправ на рынке фильтров не так много как мы могли бы ожидать... Т.е. если отбросить маркетинговую шелуху, то остается только один бренд у которого есть тонкие оправы ND фильтров — это B+W XS-PRO ND. Про них можно почитать в статье Обзор новой серии светофильтров B+W XS-PRO ND MRC nano (ND в тонкой оправе!!!).
Для остальных типов фильтров я сделал такую таблицу по толщинам оправ. В этой таблице нет только важного момента — с какого фокусного начинается виньетирование. Нет его потому что это еще зависит от выпуклости передней линзы объектива, если «грубо говорить». Но можно прикинуть примерно. Т.е., к примеру, B+W XS-PRO не виньетирует до 17мм фокусного расстояния. B+W F-PRO не виньетирует до 24 мм фокусного расстояния. Относительно этого можно посмотреть Hoya...
Если у вас фильтр меньше чем диаметр объектива, то вопрос насколько меньше? Если немного, например, фильтр 72мм, а объектив 77 мм, то зачастую почти никак не повлияет. А если у вас объектив 77 мм, а объектив 58 мм, то будет сильное виньетирование на открытой диафрагме. Обычно кольца, которые позволяют сделать такую комбинацию (меньший фильтр на больший объектив) называются step-down ring и их редко можно встретить в продаже (у нас есть основные диаметры). А также есть кольца step up ring, которые позволяют поставить бОльший фильтр на меньший объектив. Они очень распространены и установка бОльшего фильтра на меньший объектив ничем вам не грозит, сам так пользуюсь. Срывов резьбы пока не встречал. Бывает «залипание по резьбе», т.е. когда фильтр не скручивается, но от переходного кольца это не зависит, а зависит от диаметра фильтра (чем больше диаметр тем выше вероятность что оно залипнет) и от материала фильтра/переходного кольца. Если фильтр с алюминиевой оправой (а латунную мало кто делает), то вероятность что он залипнет выше. Для того чтобы снять такой фильтр продаются специальные пластиковые хомутики под разный диаметр фильтра (приложил фото).
Присоединенная картинка:
Не совсем понял как считать ND + поляризационный. Допустим хочу взять Hoya ProND500 (9 стопов) + Hoya CPM Pro 1 (приблизительно +1.3 стопа). Верно понимаю, что два фильтра в итоге дадут 9+1,3=10,3? Или умножать надо?
Виталий, всё верно — 10,3 стопа получится (примерно ND1000). Разы умножаются, с ступени складываются.
Дмитрий, спасибо за статью, как раз стою перед выбором плотности nd фильтра, но в примере с утками на озере у вас удлинение выдержки составляет 3750 раз, возможно опечатка. Скажите, ведь цифры после «nd» указывают на удлинение выдержки в разы я правильно понимаю?
Здравствуйте, Николай!
Да, похоже я забыл сколько фильтров стояло. Вы правильно посчитали 3750 раз. Спасибо, что обратили моё внимание! Значит стоял не просто ND200, а ND200 + ND16. Как-то так. При установке нескольких фильтров ступени затемнения складываются, а разы умножаются (200*16 = 3200 раз). Кадры чуть отличались по экспозиции.
Вот тут полезная табличка по степеням затемнения, которую я дополняю.
Чаще всего я использую как основной фильтр ND200, а к нему иногда добавляю ND-Vario (ND2-ND32). Так и получается набор на многие случаи съемки.
На всякий случай у меня еще набор: ND16, ND32, ND64, ND200, ND500. Но они бывают нужны редко.
Дмитрий, спасибо за оперативный ответ. Очень приятно читать ваш блог, информативно! Тогда для себя сделал вывод, что буду брать нд500 для «трассеров» при режимном времени.
Дмитрий, добрый день. Спасибо за статью! Актуально и интересно, я как раз выбираю ND фильтр для портретной съемки на открытых диафрагмах при ярком солнце и не знаю, что выбрать X2 или X4. Вы пишите, что линейка HOYA PRO ND начинается с X4, но я нашел и X2, они есть в продаже на иностранных сайтах, к примеру www.bhphotovideo.com/c/pr...ond2_filter.html
но в России почему-то не представлены — нигде не могу найти X2 в продаже.
Здравствуйте, Андрей!
Я взял информацию с сайта Hoya. Там как раз с ND4 начинается, но судя по вашей ссылке есть и ND2. Но вообще ND2 мало оправдан — это слишком слабое затемнение. Даже поляризатор, который затемняет на 3 ступени (ND8) недостаточен в яркий солнечный день. Там речь идёт о ND16-ND100.
Слабенькие ND я бы вам отдал, но у меня только на 67мм.
ок, пасиб! пожалуй, тогда буду смотреть в сторону 4-8-16
На оф сайте сайте, кстати, уже есть раздел со всей новой линейкой PROND (ND2 там тоже есть) www.hoyafilter.com/hoya/p...ts/prondfilters/ интересно, добавят-ли в эту серию модель с переменной плотностью? Вам, случаем, не доводилось использовать HOYA ND Variable Density из старой серии?
Вряд ли добавят. Новый Vario ND имеет смысл только в плане улучшения работы с цветом, а это вызовет его существенное удорожание, которое нынче не оправдано.
Плюс им придётся тогда конкурировать с дорогими фильтрами типа B+W ND Vario, что тоже нежелательно (сейчас каждую свою нишу на рынке закрывает)
HOYA ND Variable Density пока не использовал. Только упомянутый вариант от B+W.
Чисто логически можно ожидать некоторых моментов... Например, на старых B+W ND Vario (которые truematch) был эффект креста на широкоугольных объективах на максимальном затемнении (10 ступеней вроде было). Сейчас уменьшили до 5 ступеней и креста нет. Но у Hoya ND400, где-то 8.5 ступеней, так что все может быть
Нужно проверять в магазине
Присоединенная картинка:
Помогите новичку, пожалуйста.
Собираюсь в водный поход (сплав) в район Горного Алтая. Планирую снимать горные реки, ручьи, водопады. Солнце и т.д. — не планирую. Достаточно ли будет фильтра ND8? И еще — что можете сказать о магазине цифро-маркет (cifro-market.com)? Не торгуют ли они подделками?
Здравствуйте!
Про магазин ничего не скажу — не знаю.
Если будете снимать воду днём, то лучше брать ND200 и еще пару слабеньких (ND16, ND32). Я предпочитаю Hoya PRO ND200 + B+W Vario ND (1-5 ступеней, это ND2-ND32).
В сумерках может хватить ND8. Там как раз идеально Vario ND т.к. освещенность довольно быстро меняется.
Здравствуйте. Спасибо за ответ.
А если только один фильтр? Из-за вполне понятных ограничений на объем и состав снаряжения для похода 5й категории. Что посоветуете? Какой-то компромисс возможен?
В любом случае чем-то жертвовать придется. Vario ND не подойдет по финансовым соображениям
Тогда можно взять:
Nd200 и ставить исо на 50, если камера позволяет.
Или
Nd500 и регулировать экспозицию тоже с помощью исо, если выдержки будет не хватать или она окажется слишком длинной.
У hoya легкие и качественные фильтры nd. На самых темных заметил следы от «золота», но на снимок это не влияет.
Спасибо Вам за консультации. Еще такой вопрос — у меня есть ND фильтр переменной плотности polaroid. По качеству не знаю, что такое, да и Вы, наверное, не занимаетесь такими. А проблема в следующем: с надетым фильтром не надевается бленда. Мешает как раз кольцо регулировки плотности. Это особенность всех vario nd фильтров или только дешевых no-name? Вкручивать фильтр с надетой блендой как-то не айс. Или у меня руки кривые?
Алексей, современные байонетные бленды по сути не расчитаны на использование с поляризационными и Vario ND фильтрами. Я спрашивал компанию Carl Zeiss, которая перешла на использование байонетных бленд, как они себе представляют процесс работы с таким фильтром. Мне расказали про «зубчики» не оправе фильтра, за которые его можно крутить, но демонстрация такой работы с фильтром на меня совсем впечатления не произвела.
Так что если хотите использовать полярик или ND Vario — купите резьбовую бленду (я так и сделал и очень доволен). Кстати, на Vario ND от компании Шнайдер (B+W) наружный диаметр фильтра не такой, как внутренний. На Polaroid не знаю, не пробовал.
Присоединенная картинка:
Здравствуйте.
Вы пишете «на Vario ND от компании Шнайдер (B+W) наружный диаметр фильтра не такой, как внутренний. На Polaroid не знаю, не пробовал.»
На Polaroid аналогично. Наружный размер нигде не обозначен, но он больше внутреннего (62). Инструмента дома нет, померить не удалось. И какой же выход? Иметь 2 бленды? А то и больше — на разные диаметры?
Алексей, здравствуйте!
Например, у меня бленда резьбовая (не родная, цейс/контакс) с резьбой 86мм. Ее можно устанавливать через переходные кольца на любой диаметр резьбы, который меньше 86мм (т.е. Почти на все)
И такие бленды есть глубокие и мелкие на разные фокусные расстояния.
Ребята, да вы просто молодцы какие-то, тему отлично раскрыли. Вот, что мне удалось снять с этими фильтрами в недавнее затмение.
Снимал со связкой фильтров HOYA PROND 1000 67mm + HOYA PROND 8 67mm (подробнее в комментарии к видео).
Также пару стилл фото в ЖЖ и одну прикрепляю.
Присоединенная картинка:
Вы отлично сняли затмение!
Я теперь жду следующего для реванша.
Тему раскрывал в одиночку... Но в удовольствие :)
«Разница в 150К не заметна глаз. Попробуйте увидеть эту разницу (у меня не получилось).». Честно говоря, я без труда её увидел. По второму серому квадрату очень хорошо жёлтая пелена ложиться. Правда это можно заметить только в сравнении. Если смотреть по отдельности, то намного сложнее, но при желании можно. Даже если фильтр «косячит» разве нельзя будет воспользоваться ручным ББ? Либо сделать тестовое фото и запомнить коррекцию. Потом в нужный момент её ввести
Евгений, значит у вас «глаз — алмаз». Я эту разницу не вижу, если только очень-очень сильно присматриваться вплотную к монитору по серым плашкам. В реальности это точно не существенно.
Воспользоваться ручным ББ можно, если фильтр просто смещает ББ. Но вот китайские, например, сильно искажают отдельные цвета, как правило, добавляя синевы. Такое уже с помощью ББ не исправить.
я пользуюсь не часто, в основном для съёмки движущейся воды — ручьи, водопады
что-то типа такого
Присоединенная картинка:
Здорово!
Я тоже сегодня поснимал движущуюся воду... Правда людей многовато было...
Присоединенная картинка:
Здравствуйте! Статья хорошая и все написано верно. Пользуюсь этими фильтрами давно. Интересно получается если к ND8 привинтить CPL. Один раз (в магазине не было японских нужного диаметра) купил китайский за дешево. Да, пользоваться можно, но все материалы можно выкинуть в корзину.
Вывод: — не берите китайское барахло. Лучше подкопить и взять в пределах 4-5 т.р достоный фильтр.
Спасибо за комментарий! Полностью согласен!
Интересно как изменится температура. одновременно накручеными двумя фильтрами.
Раз интересно, значит в ближайшие дни сделаю тест и добавлю в эту статью :)