Главнаяфотосъемка → О фотофильтрах Cokin замолвите слово...
26 461 просмотров
Bukvus - отправка ошибок

О фотофильтрах Cokin замолвите слово...

Еще в начале лета я обещал статью о фильтрах Cokin, но лето выдалось такое насыщенное, что всё никак не мог до этих фильтров добраться. Точнее я до них добрался и занялся инфракрасной фотографией, что затянуло процесс, но дало возможность написать статью об ИК-фото :)

Хочу сразу обратить внимание, что я здесь расскажу только о тех фильтрах Cokin, которые считаю действительно полезными и не буду расписывать все подряд. Чтобы посмотреть все фильтры, есть брошюра от Cokin, их официальный сайт и проч.

Вики:

Cokin — торговая марка, принадлежащая японской группе производителей Kenko-Tokina Co., Ltd. Под этой маркой производятся объективы, светофильтры и другие аксессуары для фото- и видеотехники.

Cokin Creative Suite

Cokin широко известна своей универсальной системой светофильтров Cokin Creative Suite. Эту систему изобрёл французский фотограф Жан Кокин в середине XX века. Cokin Creative Suite состоит из трёх основных компонентов:
переходное кольцо (адаптер);
держатель светофильтров;
светофильтр, как правило прямоугольной формы.

обзор фотофильтров Cokin

процедура одевания фильтра

обзор фотофильтров Cokin

фотофильтр Cokin в держателе, фото: Евтифеев Д.С.


Благодаря такой конструкции система легко адаптируется под широкий класс объективов простой заменой переходного кольца.

О качестве фильтров Cokin

Сначала хотел уделить пару слов качеству фильтров, так как об этом не нашёл нигде информации. Сделаны фильтры из оптической пластмассы, а потому имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы:
— дешевизна по сравнению со стеклянными
— малый вес
— более устойчивы к повреждениями, например, при падении на камни

Минусы:
— пластик легко царапается
— держатель сделан так, что велика вероятность засветки кадра по краям через щели в держателе. нужно изолировать от света самостоятельно — дорабатывать
— хрупкая коробочка. у меня все коробки потрескались

Попробуем градиентный фильтр Cokin, ради которого многие и переходят на систему Cokin. Дело в том, что помимо удобства смещения вверх-вниз границы градиента, что возможно только на системе Cokin, сказывается еще то, что не ко всем посадочным диаметрам объективов есть градиентные фильтры. Так, например, нет нейтрально-серого градиентного фильтра под 82мм.

Кадр снят на Canon EF 100/2.8L Macro IS USM, на диафрагме F10 со вспышкой и со штатива. Фокус настроен по LiveView 10x с расстояния 1.2м.

Видимого ухудшения качества я не замечаю, так что можно смело использовать данные фильтры.

UPDATE:

вопрос читателя:

Остался не понятен вопрос качества по сраавнению с обычными той же ценовой категории, например marumi или kenko

Еще о качестве:

Учитывая, что фильтры Cokin имеют в основном однослойное просветление или вообще не имеют, то дешевые стеклянные в этом плане лучше тк у них как минимум однослойное есть. Сравнивать Cokin и Kenko некорректно, наверное, так как это фильтры одной компании Kenko-Tokina и там есть еще партнерство с Hoya. Запутанные сейчас производственные отношения тк многие крупные фирмы делают бюджетную продукцию на заводах мелких фирм 3-его эшелона.

В целом, в качестве дешевых стеклянных я бы брал Marumi, они более стабильного качества, нежели Cokin-Kenko-Hoya. Но при этом все-таки лучше смотреть на мультипросветленные, категории DHG хотя бы (есть еще Super DHG). Для экономии и если нет погони за совершенством, берите и простые стеклянные Marumi.

На фильтры Marumi, насколько я пробовал их, покрытие наносится надежным способом, а не пленкой, как на Cokin. Некоторые отмечают, что цветная пленка еще и пачкается, если её протирать.

тем не менее это не означает, что фильтры Cokin совсем плохие. У них есть два достоинства — они в целом неплохого оптического качества для невооруженного глаза (если изучать под микроскопом, то все плохо, но мы же не изучаем слайды под микроскопом, правда?), дешево стоят и дают большую свободу творчества.

Особенно важен 3-ий пункт.

Типы фильтров Cokin

Цветные

цветные фильтры Cokin

Казалось бы проще простого объяснить для чего нужны цветные фильтры. Но думаю многие знают только одно-два применения (по моим разговорам с фотографами), а ведь их много и они все тут перечислены (я переведу не дословно, а простым понятным языком):

1. Коррекция ЧБ гаммы для черно-белой фотографии. Не все знают, но, например, снимая через красный фильтр вы получите намного более интересную и контрастную картинку в ЧБ.
Отчасти это попутно видно в статье статья об ИК-фото так как ИК-фильтр это разновидность красного фильтра. Я уже не говорю, например, про красный фильтр для подводной съемки, который используется для коррекции баланса цветов.

2. Раскрашивание скучных серых дней. Вот про это знают, я думаю, все.

3. Коррекция голубых и оранжевых оттенков.

4. Создание «ночного образа» днём.

5. превращение дневного света в искусственный (необходимо иногда, например, при съемке интерьера со смешанным светом)

6. коррекция зеленоватых оттенков неоновых ламп

7. отсекание УФ-спектра

8. снижение излишей освещенности сцены (ND-фильтры)

красный "тёплый" фильтр Cokin

красный "тёплый" фильтр Cokin

цветные фильтры Cokin для черно-белой фотографии

цветные фильтры Cokin для черно-белой фотографии

окрашивание снимка в сепию с помощью фильтра Cokin

окрашивание снимка в сепию с помощью фильтра Cokin

выравнивание общей тональности снимка синим фильтром Cokin

выравнивание общей тональности снимка синим фильтром Cokin


Дифракционные фильтры Cokin

фильтры Cokin создающие "звёздочки" на снимках

фильтры Cokin создающие "звёздочки" на снимках


На самом деле многие ошибочно считают, что такие звездочки проще накладывать в фотошопе. Но на таком снимке может быть много звездочек, причем все разного размера и интенсивности, в зависимости от яркости источника света и его удаленности. В фотошопе вы правильно все «звездочки»не нарисуете и потратите уйму времени. А тут сделал снимок и готово!

использование дифракционных фильтров Cokin

использование дифракционных фильтров Cokin


Градиентные фильтры Cokin

Градиентные фильтры Cokin

Использование градиентных фильтров:

— сбалансировать цвета на снимке
— сбалансировать контраст на снимке (вписать в динамический диапазон матрицы камеры)
— раскрасить небо в другой цвет

И что сами еще придумаете...Мне нейтрально серый пригождался, в частности, когда нужно было затенить какой-нибудь прожектор, светящий прямо в камеру. Пример такого фото ниже, это башни «Петронас» в г.Куала-Лумпур, Малайзия.

градиентный фильтр для затенения части снимка ночью

градиентный фильтр для затенения части снимка ночью (фото: Евтифеев Д.С.)

использование градиентных фильтров Cokin

использование градиентных фильтров Cokin

градиентные фильтры Cokin для фотосъемки красивых закатов

А также можно снимать фиолетовое небо на пляжах и всячески оживлять обычные снимки необычными цветами и эффектами.

градиентные фильтры Cokin для фотосъемки пейзажей

градиентные фильтры Cokin для фотосъемки пейзажей

Почему-то в моей брошюре от Cokin незаслуженно обошли примерами нейтрально-серый градиентный фильтр этой же фирмы, а на мой взгляд это как раз один из самых ценных фильтров.
Так, в статье Для чего нужен фильтр-поляризатор C.P.L я уже писал о том, что часто нейтрально-серым градиентным фильтром можно заменить поляризатор (внизу статьи).

А ниже пример с упаковки фильтра.

использование нейтрально-серого градиентного фильтра Cokin

Надеюсь мой кратенький обзор поможет фотографам, которые пока не пользовались фотофильтрами Cokin определиться, что им нужно.

И... Всем удачных фото! :)

Обучение предметной фотосъемке

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • - тесты обьективов и фотокамер
  • - статьи по истории фототехники
  • - секретные приемы фотосьемки
  • - проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


Подписаться на RSS ленту

Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (17 votes, average: 4,88 out of 5)
Загрузка...



Подписаться на E-mail рассылку

Введите ваш E-mail:

Delivered by FeedBurner


чтобы получать свеженькое!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

24 thoughts on “О фотофильтрах Cokin замолвите слово...

  1. Добрый день! Посколько Кукин найти очень сложно, то, если ориентироваться на их ценник, то сколько они хотя бы должны стоить? Читала тут у вас в комментариях, что люди на китайские подделки натыкаются. У вас же их нет сейчас в наличие? Например на сайте 812photo продаются Cokin по 300 рублей — вряд ли это оригинал?) А в Ярком Мире есть Кукины в разделе Б/У за 2200... Но смузает б/у — они же пластиковые...

    • Здравствуйте!

      Cokin в РФ сейчас официально не поставляется как и другие недорогие альтернативы. Всё что предлагается это старые б.у. Cokin (не очень качественные) и китайские подделки. В «812» это подделки, я их купил в своё время, но они так ужасны, что сразу отдал детям играть.

      То что сейчас есть это Hitech Firecrest — стеклянные светофильтры. Относительно дорогие. Производитель — Япония.

      И фильтры LEE (под заказ) — оптический акрил. Производитель — Англия.

      И те и другие очень качественные, но и не дешевые совсем.

      Если напишете нам, то вам скажут цены и наличие. Судя по всему вы тоже в Петербурге.

      Cokin мы тоже можем попробовать найти у старых поставщиков, но не обещаю т.к. давно их не возим.

      • Понятно всё с кукинами... Ну, если у ваших поставщиков завалялись — дайте знать!)

  2. Здравствуйте Дмитрий! Спасибо за полезный материал!

    Скажите, не поподались ли вам новые фильтры от словацкой фирмы «84.5mm» 

    Компания молодая, заявляет о хорошем качестве своей продукции. Уже есть в продаже на сивме и спецфото. Цена более чем приемлемая, пока только на систему «P»

    www.dpreview.com/news/201... -for-photography

    www.84dot5mm.com

    Интересно станет это находкой по качеству, при своей цене? Lee уж больно дороги, хотя это дело второе, днём с огнём не сыщешь.

    • Здравствуйте, Александр!

      Пока не попадались.

      Кто знает...Может и окажется неплохой альтернативой.

      Неужели так сложно Lee найти? Вроде их полно...

  3. Пытался использовать стеклянные фасады зданий, но особой разницы не заметил. Может есть какие-нибудь «маленькие» хитрости при использование поляр. фильтра в таких условиях?

    • Вы имеете в виду использовать поляризатор на стеклянных фасадах? Эффект, который можно достигнуть — убрать блики со стекла, сделать его прозрачнее. Хитростей тут нет, под определенным углом блики на стекле исчезают.

  4. Здравствуйте, Дмитрий! Хочу задать вопрос про использование поляризационного фильтра.Marumi Digital PRO CPL накручен поверх защитного( B+W MRC nano).Прочитал Ваши рекомендации, что лучше защитный снять, а поляр. накрутить. А вопрос вот какой: морозный очень солнечный день,много снега.Как определиться с положением поляризатора(на фоне неба и снега это практически не заметно). Дома с наведением на монитор всё ясно, а вот как быть в яркий солнечный (в том числе и летний) день? И если у меня объектив18-135 (на 7Д), то использование его оправдано до, примерно 35 мм?

    • Здравствуйте, Сергей!

      Да, фильтры лучше не городить друг на друга. Больше фильтров — больше «зайцев» и прочего нежелательного.

      Если солнце есть, то определиться с положением поляризатора не так сложно (а если нет, то он и не нужен). Если внимательно смотреть на освещенные цветные предметы, то вы увидите изменение цвета (цвет становится более насыщенным) и исчезновение бликов. Можно смотреть на деревья, если кора не чёрная. Цвет ствола будет немного меняться. Можно на любые пластиковые или тканевые поверхности (в том числе кожаные куртки, сумки и проч. Там блики очень хорошо отсекаются. Поляризатор настраивайте в том направлении в котором вам нужен эффект поляризации. Эффекта поляризации не видно только на металле.

      И само собой небо — если синее, то очень хорошо по нему видно. Но я так понимаю вы говорите про случай, когда небо не синее.

      Летом эффект поляризации видно еще на воде. Вода становится менее блестящей, а более синей и прозрачной.

      Вот, кстати, статья была Для чего нужен фильтр-поляризатор C.P.L с примерами. Там видно эффект.

      Но учтите, что положение поляризатора будет актуально только для данного направления.

      Про объектив у всех критерии разные. Я ультразумы не использую и вам не советую. Чем больше разброс фокусных, тем ниже оптическое качество объектива.

  5. Добрый день, Дмитрий!

    Скоро я стану обладателем этой системы, хочу спросить у Вас что вы думаете о поляриках под систему cokin? В интернете есть 2 категории: дешёвые в районе 20-30 долларов и типа оригинальные французские(www.lenstip.com/119.3-art...in_CPL_P164.html). Отзывы о них не очень а стоят очень не дёшево(100 долларов за фильтр как-то не мало). Странно, но у нас цена 520 грн.(это 63$). 65 долларов это не очень плохой полярик для обычной круглой системы, мне кажется что цена не очень соответствует качеству. Что скажете?

    А полярик за 20-25 долларов коих на ebay полно на сколько выброшенные деньги? Можете ли посоветовать альтернативные полярики для системы Cokin в том же диапазоне до 65 долларов. Или это невозможно в принципе и надо заплатить намного больше?

    Спасибо за статьи и удачных снимков!

    • Здравствуйте, Роман!

      Случайно наткнулся на ваш комментарий, который я пропустил.

      Самые дешевые и хорошие полярики это Marumi. Очень хорошее соотношение цена/качество.

      Варианты DHG вполне достойные, а Super DHG еще лучше.

      Но Super DHG на 67мм стоит уже 120usd.

      Про дорогие полярики (дороже 100usd) сейчас говорить не будем тк вы хотели подешевле. Иначе и вопроса бы не было.

      Дешевые ноунейм с ебея я не рекомендую. Полярики отличаются еще и изменением цветового баланса. И дешевые его искажают довольно сильно. Выправить это нереально. Плюс дешевые затемняют сильно (и иногда недешевые тоже). Иногда это полезно (можно использовать как ND-фильтр), а иногда это вред.

      Многими недостатками страдает недорогая Hoya. Но в дорогих вариантах (Super HMC, HD) она много лучше. Цена сильно зависит от диаметра фильтра. Так самый дорогой Hoya Super HMC для 55мм можно купить за 50usd. А вот такой же, но на 67 или 82мм может стоить 150usd и больше.

      Cokin — бюджетные пластиковые фильтры. Слегка тонируют изображение и слегка мылят. В большинстве случаев, если не печатаете плаката — можно пользоваться. Я сам ими пользуюсь, но только градиентными. Полярик лучше брать приличный так как от него слишком много всего зависит. Я использую Marumi и Hoya Super HMC. Собираюсь перейти на B+W так как вообще все фильтры у них лучше. Кроме, пожалуй, градиентных, где они ошиблись с маркировкой в %% почему-то.

      • Добрый день, Дмитрий!

        Я уже и забыл про этот вопрос, спасибо что не пропустили.

        Я купил кукиновскую систему с недорогими фильтрами и испытал довольно большое разочарование. Фильтры похожи на китайскую пластмассу, даже одевать и пробовать не хочется, так и лежат с прошлого года. Полярик выбираю для круглой системы.

        Полярики винъетируют по краям. А что если взять полярик на размер или 2 больше чем нужно и прикрутить через step-up ring. Например для 58 взять на 62, для диаметра 52-55 взять фильтр на 58. Или вообще взять фильтр на 67 для почти всех объективов. Само собой не китайский нонейм.

        • Здравствуйте, Роман!

          Cokin в некотором смысле и есть Китай. В 2011г. Cokin был куплен Hoya (Тайвань). Есть другие системы квадратных фильтров, более качественные: Lee, Singh Ray

          Чтобы полярик не виньетировал на широкоугольном объективе нужно брать его в тонкой оправе. К сожалению все тонкие оправы — аллюминиевые.

          Или вы имеете в виду такой эффект затемнения пятном с использованием поляризатора? Снимок специально не исправлен.

          Полярик в тонкой оправе как правило лучше и дешевле решения с использованием фильтра большего диаметра.

          • Добрый день, Дмитрий! У меня несколько объективов до 58мм. Что думаете, если для 52 (40 stm) его одеть через 2 кольца, на сколько может ухудшиться картинка?(площадь больше для засветки и потери контраста) или на 55 (планар) через 1 кольцо. А если использовать бленду? Если полярик не хуже marumi DHG. Эффекту как на картинке я так понимаю ширики больше подвержены(на сколько будет заметно на 18мм на кропе)?

            Что плохого в алюминиевых оправах кроме коррозии?

            • Здравствуйте, Роман!

              Вы имеете в вижу через 2 фильтра? или два step-up?

              Два фильтра это плохо. Контраст снижается, появляются дополнительные засветки. Особенно если фильтры не самые лучшие.

              Иногда я так делаю, когда одеваю полярик поверх защитного. Это неправильно.

              Если вы про step-up, но никакого влияния оно не оказывает. Там же нет дополнительных линз. Если внутри кольцо черное, то не вижу как оно может повлиять, если нет щелей (на резьбе щели невозможны)

              Если вы хотите фильтр накручивать на бленду — тоже возможно. Бленды внутри, как правило, имеют черную поверхность.

              Вы хотите иметь один полярик для всех объективов? Но сколько времени уйдет на перекручивание его с одного на другой? Как, видите, мне, например, лень даже защитный иногда скрутить и накрутить полярик (когда фото репортажные). А вам придется скрутить защитный, накрутить step-up (1 или 2шт) и на него накрутить полярик. А если потом разбирать конструкцию, то опять 5 мин перестановок.

              Но вобщем если вас не пугает, то работать такая конструкция может.

              Эффекту как на картинке подвержены все полярики при использовании на фокусном до 50мм. На самом деле на 50мм эффект есть тоже, но виден уже слабо. На больших фокусных вы просто не видите достаточно большого куска неба, чтобы заметить эффект.

              18мм кропа это 28.8. Эффект при некоторых ракурсах будет. Особенно заметно за темно-синем небе. Свет под одним углом к солнцу поляризуется, а под другим нет и потому если иметь большой обзор, то вся картина налицо. Поляризация от 0 до 100% на фишае. Т.е. от почти белого неба до ярко-синего. Сам эффект в виде темного синего пятна. Совет: если хотите просто затенить небо, то используйте нейтральный градиент вместо полярика.

          • Спасибо, всё понятно.

            Полярик хочу хороший для всех объективов, платить 3 раза по 80 долларов жаба давит, китайский нонейм не хочу.

  6. Спасибо за интересный материал. Бегло пробежал. Подробно прочитаю позже.

    • Учитывая, что фильтры Cokin имеют в основном однослойное просветление или вообще не имеют, то дешевые стеклянные в этом плане лучше тк у них как минимум однослойное есть. Сравнивать Cokin и Kenko некорректно, наверное, так как это фильтры одной компании Kenko-Tokina и там есть еще партнерство с Hoya. Запутанные сейчас производственные отношения тк многие крупные фирмы делают бюджетную продукцию на заводах мелких фирм 3-его эшелона.

      В целом, в качестве дешевых стеклянных я бы брал Marumi, они более стабильного качества, нежели Cokin-Kenko-Hoya. Но при этом все-таки лучше смотреть на мультипросветленные, категории DHG хотя бы (есть еще Super DHG). Для экономии и если нет погони за совершенством, берите и простые стеклянные Marumi.

      На фильтры Marumi, насколько я пробовал их, покрытие наносится надежным способом, а не пленкой, как на Cokin. Некоторые отмечают, что цветная пленка еще и пачкается, если её протирать.

      тем не менее это не означает, что фильтры Cokin совсем плохие. У них есть два достоинства — они в целом неплохого оптического качества для невооруженного глаза (если изучать под микроскопом, то все плохо), дешево стоят и дают большую свободу творчества.

      Особенно важен 3-ий пункт.

        • Согласен, добавлю. Спасибо за конструктивную критику, она помогает писать более законченные статьи.

Страница 1 of 11