Здравствуйте, друзья!
Пишу этот обзор несколько позже остальных сайтов, которые пишут про новинки фототехники. Но постараюсь не писать «воды», а быть ближе к сути новой фотокамеры, тем более она уже давно побывала у меня на тесте и было время все обдумать.
Для тех, кто читает мой блог недавно обращу внимание, что Canon моя основная фотографическая система (моя фотокамера сегодня Canon 5DsR). Главные критерии в выборе были: инновации, дружелюбность к пользователю (минимум пафоса), совместимость со сторонними аксессуарами.
Это то, за что я выбрал Canon и за что его ценю. Я не фанат марки, у Canon есть свои недостатки, так что Canon 5D mark IV я постараюсь рассмотреть не предвзято.
- Canon 5D mark IV
- Рассмотрим «тезисы» Canon, которые прилагаются к Canon 5D mark IV
- Реальные преимущества Canon 5D mark IV
- Работа на высоких ISO
- ЖК монитор с 1.6 Мпикс
- Режим съемки — таймлапс
- Съемка видео
- Wi-Fi, GPS, NFC
- Wi-Fi
- GPS
- NFC
- Canon 5D mark IV vs Canon 5D mark III
- Стоит ли менять камеру, если у вас Canon 5D mark III?
- Разрешение
- Dual Pixel RAW
- Автофокус
- Фото
- Видео
- Датчик экспозиции
- Серийная съемка
- Видео
- ЖК экран
- Wi-Fi
- Тест разрешения совместно с объективом Canon 16-35/4
- Итоги
- Чего не хватает в камере Canon 5D mark IV
- Будущее рядом
- Оптический видоискатель
- ЖК экран
- Happy end
Canon 5D mark IV
Рассмотрим «тезисы» Canon, которые прилагаются к Canon 5D mark IV
Благодаря улучшенному разрешению камера передает мельчайшие детали, и вы можете обрезать кадр и создавать идеальные снимки без потери качества изображения
Разрешение нового сенсора выше, чем было у целой линейки предыдущих моделей, но оно как-то блекло смотрится на фоне ставших стандартными 36 Мпикс у основного конкурента в среде зеркальных камер.
Я понимаю, что можно было бы говорить о кадрировании с сохранением высокой детализации на 50 Мпикс камере, но 30 Мпикс это ныне уже немного. Canon как-то с трудом и запоздало преодолевает рубеж 20 Мпикс...
И если сравнить увеличение снимка по ширине в пикселях, то уже совсем не так уж существенно увеличение детализации.
Справедливости ради стоит отметить, что согласно тестам dpreview Nikon хоть и смело вышел на 36 Мпикс, но с серьезными проблемами по «шевеленке». Однако, проблемы эти касаются только тех, кто ищет попиксельную резкость, т.е. в основном пейзажных фотографов. Репортажники этой проблемы не замечают, как правило.
каждый из 30 миллионов пикселей камеры EOS 5D Mark IV состоит из двух фотодиодов, которые могут использоваться вместе или по отдельности. Эта технология позволяет создавать файлы в формате Dual Pixel RAW (DPRAW). Такой формат файлов содержит два изображения, снятые с двух незначительно отличающихся ракурсов.
Честно говоря я как-то вообще упустил эту возможность из вида и изучал её только по чужим обзорам. Большинство обозревателей сошлись в том, что толку от этой возможности ноль, не получается поправить фокус с носа на глаза, если промахнулся по фокусу. А то что происходит с размытием заднего плана вообще не поддается описанию. Я могу только сказать, что записывать файлы двойного размера при разрешении кадра 30 Мпикс абсолютно непродуктивно. Данная возможность не является реальным достижением.
Производительность в условиях слабого освещения была улучшена для всего диапазона значений ISO одновременно со значительным уменьшением уровня цифрового шума.
Ответом на этот пункт будет мой тест на высокие ISO ниже в статье.
Встроенная функция коррекции аберрации объектива улучшает его рабочие характеристики, компенсируя такие факторы, как дифракция, искажения и хроматическая аберрация, что позволяет заметно повысить качество изображений.
Это программная коррекция, которая работает снижая детализацию исходного изображения. Кому может быть нужна такая функция? Богатому любителю, который совсем не знает, что такое RAW конвертер?
Хорошо бы отбросить маркетинговую «шелуху» и поговорить о том, что такое компенсация дифракции. А это банальное программное повышение резкости, оно же «шарпинг». Конечно, «огромное преимущество» по сравнению с прошлыми камерами.
Функция Digital Lens Optimizer расширяет возможности коррекции, компенсируя еще больше оптических искажений, включая эффект от оптического фильтра нижних частот камеры.
Само название «Digital Lens Optimizer» намекает на цифровую манипуляцию с изображением. Т.е. вам предлагается программное обеспечение камеры вместо аппаратных улучшений.
Четкость, контрастность и цвет
Камера 5D Mark IV обладает рядом предустановленных режимов баланса белого (AWB), позволяющих камере автоматически выполнять оценку цветовой температуры изображения в условиях искусственного освещения. «Приоритет внешней освещенности» (Ambience Priority) предназначен для сохранения теплых тонов в искусственном свете для передачи атмосферы снимка, тогда как «Приоритет белого» (White Priority) убирает большую часть теплых тонов от света ламп накаливания и по возможности передает нейтральные изображения.
Еще немного программного обеспечения...
Всё это вы можете сделать задним числом на компьютере дома. Т.е. камера предполагается для начинающих фотографов.
Стиль изображения с высокой детализацией, «Fine Detail», которым оснащена камера 5D Mark IV, предназначен для передачи в изображении максимального количества деталей, полученных 30,4-мегапиксельным датчиком. Данная настройка подчеркивает переходы тонов и высокую детализацию.Стиль изображения с высокой детализацией имеет три регулируемых параметра резкости, схожих с фильтром Unsharp Mask в Adobe Photoshop и программе DPP от Canon.
И еще немного «шарпинга» если вам показалось, что его мало или вы не умеете двигать ползунки в RAW конвертере.
Реальные преимущества Canon 5D mark IV
Конечно, Canon 5D mark IV имеет и реальные преимущества по сравнению с предыдущими моделями т.к. пользоваться ею будут не только начинающие фотографы.
Работа на высоких ISO
Самое главное, что ожидали поклонники фототехники Canon это работа над динамическим диапазоном, а если точнее, то уменьшение «шумов» на высоких ISO. Камеры предыдущего поколения у меня в тот момент не было, но я очень хорошо помню свои тесты Canon 5D mark III. К сожалению, Canon 5D mark III несущественно отличался по шумам от Canon 5D mark II. На Canon 5D mark IV изображение стало существенно чище на высоких ISO, хотя некоторые шумы всё же остаются. Кто-то ждал революционного прорыва, но, боюсь, это просто шаг вперёд.
На текущий момент возможности сенсоров производства Sony мифологизированы. Им приписывают чудесные возможности, хотя хороши они на самом деле по сравнению со старыми камерами Canon и также вполне себе существенно «шумят» с ISO 3200. А вот про возможности работы на высоких ISO сенсора Canon 5D mark IV помалкивают. А он даже немного превосходит сенсоры Sony по работе на высоких ISO. Ждём ответа от Sony.
Но если говорить про реальные съемки, то вряд ли это будет большим преимуществом в репортажной съемке. Просто фотокамера от Canon (если сравнивать с новинками Sony, то первая хорошая в плане ISO), которая неплохо работает на высоких ISO.
ЖК монитор с 1.6 Мпикс
Кому-то это покажется несущественным, но по ЖК экрану мы всегда проверяем попали ли в фокус и потому разрешение ЖК экрана на самом деле очень важно. Не говоря уже о ручной фокусировке для пейзажной фотосъемке. Чего я никак не могу понять, так это 1 Мпикс разрешения на 50 Мпикс камере и 1.6 Мпикс разрешения на камере 30 Мпикс. Это какой-то абсурд :) Видимо, нам предложат позже 50 Мпикс с новым ЖК экраном и назовут Canon 5DsR Mark 2.
То что экран сенсорный — спорное преимущество. Для размера 3.2" любые «экранные» кнопки получаются очень маленькими и нажимать их неудобно.
Даже указывать место фокуса не очень удобно. Но пусть будет... Ведь функция отключаемая. Кстати, интересно как она себя поведёт на морозе и что-то мне подсказывает, что не всё будет гладко т.к. в инструкции к Canon 5D mark IV особое внимание уделено тому, чтобы пальцы были сухие и экран тоже.
Режим съемки — таймлапс
Этот режим ранее отсутствовал, а ведь он весьма востребован для «ускоренной перемотки» всех длительных процессов, а не только для съемки звезд и облаков.
В тоже время для фотокамер Canon 5D mark II, Canon 5D mark III и некоторых других способ для реализации таймлапса уже давно был с прошивкой Magic Lantern.
Съемка видео
В этом режиме мы видим существенные улучшения и главное улучшение — Dual Pixel CMOS AF, на который мы обратили внимание еще с камеры Canon 80D. Я попробовал Dual Pixel CMOS AF и впечатлился его точностью и скоростью. Да, самое главное в видео это фокус и здесь мы имеем быстрый, бесшумный и точный автофокус. Если правильно настроить трекинг автофокуса, то можно снимать очень неплохие любительские видео. Почему любительские? Да потому что профессиональные видео всё равно снимают только с ручным фокусом, чтобы он был там где нужно (здесь отсылаю вас к кинообъективам — цейсовским праймам и шнайдеровским ксенонам ).
Canon 5D mark IV научилась снимать видео 4К. По непонятным причинам она задействует не весь сенсор, а только кроп 1.6.
Хорошего в этом мало, конечно, но вряд ли критично т.к. режим съемки 4К имеет большие требования ко всем этапам съемки и здесь вряд ли станет узким местом детализация. Например, вы просто обязаны будете купить самую быструю карту памяти (рекомендуют 1000х).
При этом некоторые отмечают, что все равно бывает видео подтормаживает. А где смотреть видео 4К? У многих ли будущим зрителей аппаратура готова для просмотра таких роликов и есть ли в таком разрешении смысл? Сколько времени обрабатывать видеоролики в таком формате и сколько времени их скачивать?
Больше минусов, чем плюсов на сегодняшний день на мой взгляд. И вряд ли стоит беспокоиться полный там сенсор задействован или часть.
Зато появилась возможность снимать с частотой кадров 100fps и HDR видео. Первое можно использовать для популярного эффекта замедленной съемки, а второй для съемки в сложных условиях освещения. Если раньше вы во время съемки выходили из полутёмного помещения на солнце, то камера подстраивала экспозицию скачками, то тут нет такой необходимости. На мой взгляд очень крутая возможность, но опять же для любительской съемки. Профи всегда имеют рассеиватель, ассистентов и контровый свет для компенсации экспозиции.
Wi-Fi, GPS, NFC
Wi-Fi
Хорош для режима LiveView, чтобы выводить на планшет или ноутбук. Перекачка файлов в 30 Мпикс уже может вызывать раздражение ибо это не так быстро, как USB 3.0.
Тем не менее хорошо, что эта функция есть! Во-первых, не хочется покупать отдельный передатчик на 1000 долл, а во-вторых, мне как раз нужно смотреть экран LiveView на более крупном ЖК-экране для точной фокусировки.
А по перекачку файлов в компьютер... Да... Лучше может быть только USB 4.0 «на котором еще не бывал...» ©
GPS
Бесполезная на самом деле функция. Никаких особых плюсов не несёт даже для путешественника т.к. обычно у нас и так есть или смартфон со встроенным GPS или GPS трекер для навигации. И тот и другой, как правило, можно подключить к камере. А вот плюс их в том, что они имеют свой собственный аккумулятор и не сажают аккумулятор камеры. Кроме того они совместимы, как правило, со всем современным софтом для целей GPS трекинга. Зачем мне это нужно непосредственно в камере — непонятно. Можно еще кофемолку встроить т.к. я кофе люблю...
NFC
На удивление удобная функция. Особенно если у вас современный мощный смартфон, который поддерживает NFC (насколько знаю это в основном Андроид-устройства). Заливается в смартфон почти мгновенно. Бедные владельцы айфонов... (включая меня).
Canon 5D mark IV vs Canon 5D mark III
Фото камеры | ||
EOS 5D Mark IV | EOS 5D Mark III | |
Разрешение | 30.4 Мпикс (6720 x 4480 пикс) | 22.3 Мпикс (5760 x 3840 пикс) |
Dual Pixel RAW | Image Microadjustment, Bokeh Shift, Ghosting Reduction | нет |
AF точки на f8 | До 61 точек / 21 "крестовых" AF точек (все выбираемые отдельно) | 1 AF точка |
Датчик экспозиции | ~ 150,000 пикселей RGB+IR сенсора (отдельный DIGIC 6 процессор) | 63 зоны замеряющий сенсор (только по яркости) |
Серийная съемка | макс. ~ 7fps с AF / AE Макс. ~ 4.3fps в режиме Live View с Servo AF | макс. ~ 6fps с AF / AE макс. ~ 6fps в режиме Live View без Servo AF |
4K видео | DCI 4K до 25/30p (макс. 29 мин 59 сек) | нет |
Другие режимы видео | Full HD до 50/60p, HD до 100/120p HDR Movie, Time-lapse | Full HD до 25/30p, 640x480 до 50/60p |
Автофокус в видео | Dual Pixel CMOS AF | Contrast Detect AF (без Servo AF) |
ЖК монитор | 3.2", ~ 1.62 Мпикс, тач-скрин | 3.2", ~ 1.04 Мпикс, без тач-скрин |
GPS | Встроенные, синхронизация часов | Внешний аксессуар (опционально) |
Wi-Fi | Встроенный, с поддержкой FTP/FTPS | Внешний аксессуар (опционально) |
Стоит ли менять камеру, если у вас Canon 5D mark III?
Разрешение
Если вы снимаете репортаж, то на самом деле 20 Мпикс против 30 Мпикс может оказаться преимуществом. Меньше чувствительность к «шевеленке» часто важнее общего разрешения в репортаже.
Следствием более высокого разрешения стала установка специального демпфирующего зеркало механизма, как на камерах семейства Canon 5Ds.
Если снимаете в основном пейзаж и предметное фото, то да, разрешение лучше иметь выше. Но тогда у вас есть альтернатива получше — Canon 5Ds / 5DsR.
Canon 5D Mark IV — это «сборная солянка» хороших рецептов, но не специализированная камера.
Dual Pixel RAW
Не работающая функция. Сразу про неё забудьте.
Автофокус
Фото
Автофокус, конечно, лучше и особенно на закрытых диафрагмах. Насколько это существенно в реальной съемке? Я раньше пользовался Canon 5D mark II у которой была «отсталая» система автофокуса, а сейчас пользуюсь Canon 5DsR, которая имеет такую же систему автофокуса, как на Canon 5D mark IV.
Автофокус, наверное, стал лучше. Я этого не замечаю т.к. в реальной съемке чаще всего пользуюсь центральной точкой автофокуса, а для фокусировки по краю кадра я использую ручной фокус.
Фокусироваться по LiveView с помощью Dual Pixel AF в репортажной съемке считаю крайне неудобным занятием потому что удобство пользования зеркальной камерой в том, чтобы смотреть в оптический видоискатель, а не пытаться имитировать работу беззеркальной камеры. Dual Pixel AF — функция исключительно для пейзажной съемки и видеосъемки.
Вот что реально бы помогло с фокусировкой так это функция Focus Peaking (удобно использовать с объективами имеющими ручной фокус), но как раз её-то в Canon 5D mark IV и нет! Зато она есть в Canon 5D mark III с прошивкой Magic Lantern. Парадокс!
Видео
В видеосъемке бесспорно автофокус стал намного лучше! Особенно касается любительской видеосъемки. Работа Dual Pixel AF с быстрой и точной перефокусировкой впечатляет. Также удобно использовать распознавание лиц. Хотя вот почему нет распознавания ближнего глаза, как на некоторых беззеркалках? Тут им стоит поучиться у Fujifilm и в частности FUJI X-T2.
Датчик экспозиции
Всегда пользуюсь точечным датчиком экспозиции и вам советую. Только мозг фотографа способен отличить сюжетно важные элементы, которые должны быть правильно экспонированы. Соответственно мне всё равно сколько там тысяч точек измеряющих экспозицию. Всё равно камера не умеет правильно интерпретировать получаемую информацию. Я могу навести объектив на белую скатерть стола и получить один результат, а потом на чёрный пиджак человека за столом и получить еще один неправильный результат. И только точка измеряющая экспозицию по лицу или другому «среднесерому» сюжету может дать правильный результат замера.
Серийная съемка
Есть преимущество в режиме LiveView т.к. позволяет отслеживать объекты фокусировки и быстро перефокусироваться с помощью Dual Pixel AF. Может быть реализовано, если камера на штативе, а перед камерой бегают дикие животные, например.
Видео
Видеографам виднее, но в целом Dual Pixel AF и HDR видео выглядят неплохо. Они очень радуются от малейших улучшений в этой области, хотя снимать сколько-нибудь серьезное видео на зеркальную камеру кажется странным.
С другой стороны с той же прошивкой Magic Lantern вы получаете фокусировочную «зебру» и видеосъемку в RAW. Когда будет поддержка Canon 5D mark IV — непонятно.
ЖК экран
1.6 Мпикс тач-скрин с десятикратным увеличением и 1 Мпикс, без тач-скрин. Про тач-скрин я писал, что это спорное улучшение. В некоторых ситуациях оно может стать ухудшением.
С другой стороны тач-скрин, наверняка, будет востребован для съемки видео. Здесь и дополнительное разрешение ЖК экрана пригодится.
Wi-Fi
Существенное преимущество, позволяет передавать снимки на планшет. Клиент может в реальном времени оценивать снимки, которые ему кажутся удачными. Также можно использовать для удаленной съемки, точной ручной фокусировки и передаче файлов на компьютер. Последнее нормально может быть реализовано (на мой критический взгляд) только если поставить режим передачи JPG. При этом RAW пишется на карту памяти в камере, а JPG довольно оперативно отображается на компьютере (обычно ноутбуке). Если оставить передачу в RAW, то режим теряет смысл из-за длительного ожидания появления каждого кадра (15-20 сек для файла RAW, который по USB передается меньше секунды).
Тест разрешения совместно с объективом Canon 16-35/4
Сделали тест разрешения довольно свежего объектива от Canon — Canon EF 16-35mm f/4L IS USM.
Хороший весьма объектив, хотя на мой взгляд «темноват».
В результате я намерял около 80 lp/mm на оптимальной диафрагме F5.6. Это весьма неплохо хотя я такие разрешения часто встречаю в последнее время, производители объективов заранее готовились к сенсорам с высоким разрешением.
Итоги
Canon 5D mark IV — отличная камера, которая вобрала в себя много полезных функций своих предшественниц и получила некоторые полезные дополнительные функции.
Но это не эволюционный скачок, к сожалению. Т.е. если покупать камеру «с нуля», то точно имеет смысл брать (опять же при хорошем бюджете), а если у вас уже есть камера Canon 5D mark III, то, мне кажется, можно спокойно подождать обновления на следующую версию.
Чего не хватает в камере Canon 5D mark IV
Меня лично расстроило отсутствие таких вещей как Focus Peaking (который уже очень давно напрашивался и легко реализуем! С ним был бы дополнительный удобный режим работы объективами с ручным фокусом), встроенные панорамные снимки со сшивкой «на лету» (ей богу, уже iphone такое делает очень давно) и встроенная в камеру стабилизация изображения (есть в современных камерах семейства Sony A7 и Olympus E-M1). Кроме того не помешал бы поворотный экран.
Это из того, что уже реализовано в других камерах.
Кое-кто вспомнит «зебру» для видео и индикацию проваленного чёрного на прошивке Magic Lantern.
Canon 5D mark IV использует такие же аккумуляторы как Canon 5D mark III, но, к великому сожалению, мы видим другую батарейную ручку. Теперь её уже не купишь дешево от 5дм3.
Будущее рядом
Оптический видоискатель
А я бы еще посмотрел в будущее и предложил активнее реализовывать возможности прозрачного фокусировочного экрана (мы видим результат в ОВИ). На нём сейчас выводятся отдельные информационные данные, такие как фокусировочные точки, сетка, электронный уровень, заряд батареи и некоторые другие. А представьте себе, если его разрешение даст возможность выводить результат работы Focus Peaking, подсветку областей в фокусе? Это же будет мощный удар по стану беззеркальных камер!
Я вижу, что они развивают эту тему от камеры к камере, но уж очень медленно.
ЖК экран
С ЖК экраном фотокамер Canon происходят странные метаморфозы.
Он очень не хочет увеличиваться и улучшается как-то скачками, не связанными с реальными нуждами конкретных моделей фотокамер. По идее ЖК экраны давно должны быть иметь разрешение выше, чем 1.6 Мпикс на 3.2" (в маленьких ЭВИ уже давно 2.5 Мпикс), но они долго «топтались» на 1 Мпикс и сейчас с трудом вылезли на 1.6. Причем не на семействе Canon 5Ds, где изображение очень желательно рассматривать под лупой в пейзажной съемке, а на моделях с более низким разрешением снимка (Canon 1D X mark II, Canon 5D mark IV).
Справедливости ради нужно отметить, что ЖК экраны конкурентов тоже не могут похвастаться большим разрешением. Nikon D810 и Sony A7R II — 1.2 Мпикс.
Второй момент это сенсорность ЖК экрана. Раз уж он сенсорный, то почему такой маленький? Что мешает его увеличить и есть ли смысл такой маленький экран делать сенсорным, если на большой денег нет?
Возможно кто-то подумает, что мешают кнопки слева... Но во-первых, половина из них не очень-то и нужные и раньше все жили прекрасно без них (стили и оценка). А некоторые гораздо лучше уживались в другом месте (Лупа). Получается только две кнопки действительно важные — «просмотр» и «корзина». Но Canon вполне успешно умеет помещать их под экраном.
Happy end
Что же, нам остается только порадоваться за хорошее прибавление в семействе фотокамер Canon и надеяться на то, что указанные недоработки (иначе уже не назовешь то, что «лежит на поверхности») будут воплощены в ближайших будущих моделях фотокамер. Я надеюсь Canon еще покажет на что он способен... :)
На этом прощаюсь с вами, уважаемые читатели, и удачных вам снимков!
Добрый день!
Похоже Дмитрий Евстифеев хозяин блога, не очень заморачивается с ответами участникам. В частности мои вопросы (май месяц), да и не только мои как вижу остались без внимания. Согласен вопросы часто бывают с точки зрения профессионала достаточно простыми, если не сказать наивными. Но ведь блог для того и существует, что бы обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Что касается моих вопросов, то спешу сообщить что они уже решены мною, буду и дальше совершенствовать свои навыки и углублять познания в этом таком простом и сложном одновременно фотоделе. Всем спасибо...
Здравствуйте, Rauf!
Я отвечаю всем кому успеваю. Я один, а подписчиков >3000 чел, так что весьма сложно всем ответить, тем более оперативно. Надеюсь на понимание.
Понимаю, Дмитрий и всё-же... Взялся за гуж..., как говорится. Удачи Вам!
Rauf, спасибо! Я стараюсь! По-моему никто из фотоблоггеров (особенно тех кто имеет большой опыт и кучу съемок ежедневно) столько не отвечает своим читателям. Извините, что не успел. Спасибо!
Камера классная, но сейчас осенью 2017 она чутка по-другому выглядит. Опять же таки Никон и Сони не дают расслаблятся, хотя нельзя сказать что кэнон сильно напрягался.
Блин, я куплю её — это точно, потому что я кэнонщик, я прусь от линз, я настолкьо привык к пятачно-семёрочному типу управления, что даже когда беру чайник, указательный палец становится на верхнюю панель где эти маленькие кнопочки. Но всё таки в своей работе я использую технику по максимуму и мне хотелось бы чтобы кэнон выкладывался сильнее.
Вот Никон — другое дело. Если рассматривать 850, то люди ожидали АФ от д5/д500, норм матрицу и скоростные карты — и они это получили. А сверху ещё всякие доп плюшки, которые в принципе никого бы не огорчили, если б их не было — тилт экран, ВНЕЗАПНО 0.75 видоискатель, какие-то там тихие режимы, 9 кадров в секунду с грипом, и что там еще ? Кроме того Никон, на который вообще было грех снимать видео вдруг оказывается вполне себе конкурентным решением для сьёмки 4к.
А кэнон ? Скоростные карты ? Ой, больно надо — соотношение буфер/скорость записи чуть выше чем в 5д3 — и на том скажите спасибо, а если мало — ставьте 17мп. Матрица ? Зачем вы сравниваете с какими-то там сони ? они же делают зелёный скин ? Существует только кэнон и по сравнению с кэноном матрица отличная ! Скажите спасибо и за это ! поворотный экран ? Ну тут видно побоялись воя ретроградов (хотя я думаю что упоротых противников поворотного экрана меньше тех, кому он нужен в частности для пейзажей и видео). Видео, да в случае с кэноном, на который издревле снимают видео — это было реально программным пунктом, это было не то что «было б неплохо», а люди именно ждали этого. И они его запороли.
Да, можно сказать что камера вышла на год ранее... Но вот почему это не отмазка, потому что ключевые характеристики Д850 были известны ещё в начале 2016 в день анонса Д500. Раз они в кроп за 2000 запихали скоростные карты и свой топовый АФ, который лучше топового кэноновского, то логично было б предположить...
Здравствуйте, Дмитрий!
На самом деле чем больше я тестирую камеры, тем более сложным стоит вопрос выбора между системами и тем понятнее, почему Canon не докладывает нам «плюшек».
Т.е. на взгляд фотолюбителя, который не занимается детальными тестами всё просто и понятно — Canon просто устарел, у него плохая шумная матрица, не такой шустрый автофокус и прочее.
Но если начать тестировать камеры детально, то вылезает куча дополнительных важных факторов, которые показывают, то Canon, пожалуй, еще и получше будет во многих ситуациях, а выбор сильно усложняется.
С чего бы начать?
Давайте начнём с «тихих режимов». Здорово, конечно, что в 850-ом новые тихие режимы. Особенно здорово, потому что они плохо работали в 810-ом, когда у Canon 5Ds / 5DsR они работали хорошо с самого начала и прекрасно работали параллельно со стабилизатором в объективе. А вот в 810-ом стаб только усугублял проблему.
Так что новые тихие режимы считать приятным бонусом или запоздалой работой над ошибками? В самом деле, как можно было сделать так плохо и на 36 Мпикс, когда Canon сделал хорошо и сразу на 50?
Пруфы можно искать напрямую на dpreview, у меня где-то были ссылки. Стоит учесть, что dpreview постарались максимально смягчить проблему на словах т.к. они симпатизируют Никону, но отдают должное их професионализму — написали.
Поехали дальше. Разрешение. 45.7 Мпикс просто отлично. А то что это меньше чем у Canon 5Ds, которая была выпущена в феврале 2015-ого — молчок. И ведь камере D850 еще минимум пару лет служить народу, прежде чем её заменять на новую модель... Т.е. отставание по разрешению на 4 года минимум. А это очень много, хотя и разница в разрешении не принципиальна.
А вот разница между 36 и 50 весьма ощутима. Даже между 42 и 50 ощутима, я проверял.
Третий момент это «малошумная» матрица Sony. Я пробовал Sony A7 II, Sony A7R II и новую FUJI GFX 50s (сейчас у меня). Где там малошумная матрица? Вот что я вижу точно, так это шаманство с шумодавами, которого у Canon нет. Иногда это бывает в тему — сразу годный кадр. А иногда это портит напрочь весь кадр. Причем есть аппаратные шумодавы в камерах, а есть программные в RAW конвертере. Аппаратные вообще не отключаются. Программные работают из рук вон плохо. Шумов и правда мало, но в некоторых ситуациях возникают большие серые плоские пятна на снимке и такой снимок можно просто выкидывать или искать другой RAW конвертер. А что будет в другом конвертере? Правильно — будут сильные шумы, хроматика и дисторсия, которые корректируются нынче «на лету» конвертером.
Причем здесь Никон? Да при том, что своего сенсора у него давно нет. И несмотря на то, что они какую-то лепту вносят в обработку данных с сенсора Sony, но вся идеология идёт от Сони.
Тут я не ругаю Никон и не защищаю Canon, а просто констатирую — это минус.
Цвет. Про зеленые скинтоны вы упомянули. А на самом деле проблема в том же, в чем и предыдущая — идеология Sony. Sony считает, что цвет нужно «доработать». Нельзя просто так взять и отдать пользователю чистые данные. Он к этому не готов! Давайте-ка ему цвета поправим.
И вот тут опять получается, что начинающие фотолюбители в счастье — какие красивые цвета листвы! А я как коммерческий фотограф в шоке. И как я должен теперь получить нормальный цвет? Я должен как-то выкрутить всё обратно или довериться автоматической обработке? Где кнопка отключения этого профиля?
Мне не нравятся оранжевые цвета кожи у Canon, там тоже не всё гладко. Но это предсказуемо! На всех камерах одинаково и без доработок. А тут никогда не знаешь каким веселым цветом тебе заменят оригинал.
Экран не поворотный... Может и хорошо? Меньше шансов, что серьезная дорогая камера выйдет из строя. Мне вот он нафиг не нужен и хочу чтобы камера (5DsR) проработала как можно дольше.
А на младших моделях он есть.
Автофокус не знаю где лучше. На топовых камерах Canon / Nikon он давно уже выше всяких похвал. На D850 не пробовал... Это нужно сравнивать «в лоб». Просто по тех.данным ничего не сказать. Но это точно не узкое место 5дм4.
Резюмируя.
Да, Canon 5D mark IV появился совсем не такой, каким его ждали. Тоже самое можно было сказать про Canon 5D mark III на момент его появления.
Но если говорить именно о системах, то у Canon вполне прочные позиции. Повода сейчас думать о Никон нет. Вот когда был 5дм2 и Никон D800, тогда да... А сейчас Canon даёт достаточно, чтобы не оглядываться на других. Мог бы больше... Но, видимо, придержвают технологии, чтобы снять больше «сливок».
Да, я согласен с вашим финальным тезисом, потому и написал «блин я куплю её». Но вот есть сомнения по поводу «придержания технологий с последующим снятием сливок». Когда он их не придерживал ? Когда завоёвывал лидерство в эпоху автофокусной плёнки, когда сделал правильный полностью электронный байонет в 1987, а остальные до сих пор избавляются от отвёрток и поводков диафрагмы. Когда на заре цифры быстро осознал потенциал CMOS, необходимость иметь полный кадр и рвать и метать на репортёрском поприще. Может быть ещё в 2008 когда вдруг выпустил 5д2 с 1080p 30 кадров/сек — что было очень круто. Хотя даже для своих времён там ужасный АФ по сранению с тем же Д700 . Ну возможно частично 7д и 1дх ... Да, это было весьма триумфальное заявление на весь кроповый сегмент и объеденение двух серий едениц. И всё ... с тех пор как-то придерживает... А сливки чёт не снимает. Складывается впечатление что теперь «снятие сливок» вообще не к лицу кэнону. Теперь они высокомерно смотрят вниз.
Дмитрий, вы абсолютно точно отметили моменты, когда Canon сделал мощный рывок(и). Но мало сделать такой рывок, нужно его сделать вовремя и не «попасть в лужу», как некоторые компании, которые выпускают «сырые» технологии на рынок.
Например, кому нужен Dual Pixel в плане боке, как описано у Canon? Предположу, что никому. Сколько я его не мучал — бестолковая фишка. А ведь её прорекламировали.
А вот Dual Pixel Cmos AF классная вещь, которой у других нет.
Или возьмем еще электронный уровень в оптическом видоискателе. Не знаю как в D850, но в D810 его не было. А ведь это очень удобно, когда снимаешь портрет и не видишь объектив ровно относительно земли или наклонен.
У них еще есть в запасе технологии. Я вижу как они довели плотность пикселей до очень высокого значения. Но с такой плотностью пикселей (120 Мпикс на кропе) невозможно снимать с рук. Может сейчас пытаются это как-то внедрить.
Потом они недавно выпустили несколько тилт-шифт объективов, в том числе 135мм тилт-шифт. В итоге собралась полная линейка среднеформатных (шилт-шифты по природе СФ) фикс объективов. Не выкинет ли Canon неожиданно на рынок среднеформатную зеркалку?? Это был бы шок. Сейчас на рынке СФ камер со встроенным задником не так уж много игроков и Canon тут может вполне подвинуть всех.
«Сливки» они снимают... Иначе отчего они такие высокомерные? Даже дилерам скидок не дают, бренд почти не продвигают.
Но у них сейчас появилась серьезная конкуренция в лице союза Sony / Nikon. С объективами им помогает Carl Zeiss и Tamron. И где-то рядом еще Fuji со своими беззеркалками неплохими (X-T2). И всё это на фоне «падающего» рынка фотокамер.
Так что даже при их высокомерии я отдаю должное что Canon сейчас сражается «один против всех», будем снисходительны. Я бы не хотел гегемонии Sony, а тем более Nikon, который может 1000 лет сидеть и ничего не внедрять, как это было, пока Canon не сделал первую цифровую доступную зеркалку 300D.
Да, они там уже несколько лет пугают матрицами с каким-то запредельным разрешением. Создаётся впечатление, мол что-то активно химичат в своих секретных лабораториях и вот вот выйдут с чем-то таким, что ухх !.
А потом выгоняют на рынок 6д2 у которой матрица до исо 1600 ведёт себя так же как и в моём почти десятилетнем 5д2. Тоже самое «не трогай тени если хочешь жить».
Они уже сделали прототип камеры с разрешением 120 Мпикс. Но в реальности снимать можно такой камерой только со штатива. Так что продать такую камеру кому-то затруднительно :) Разве что в музеи — снимать картины.
А с «шумами», да, прогресс мизерный. У Sony получше, хоть и тоже революции нет. Но если заметите, то у Сони во все RAW файлы встроен профиль шумодава не отключаемый.
Прогресс мизерный, но он ещё к тому же и не постоянный. То есть лично мне того что в 5д4 хватит, ибо исо 100, которое реально хуже чем в никонах я редко пользую, да и всё равно 1.5 ступени разницы после 5д2 для меня будет очень заметно, а на исо 400-1600 там вполне конкурентный с никонами и сони ДД. И ведь все ждали в 6д2 примерно такую же матрицу как и в 5д4... То есть вполне логично предполагать, что в новой камере пусть и чуть более низкого сегмента будет использоваться сенсор того же поколения. А они взяли и впихнули туда какое-то недоразумение. При том что во всех кропах от 200д до 80д — сенсор нормальный, ну то есть этой волны. А в прошлом поколении шестёрке вообще достался сенсор чуть лучше, чем третему пятаку. Ну вот как так ? Что за пакости ?
Присоединенная картинка:
Дмитрий, не могли бы вы собрать все свои «за» и «против» Никона D850 в отдельный пост? На сегодня, думаю, тема (ещё) актуальна.
В Никоне, кроме полноценного 4к видео (мне не нужного) есть стекинг — это реально хочется заюзать, и в предметке, и в пейзаже. Конкурент молчит в сторонке. Прочее типа фокуспикинга тоже пригодится. ДД якобы шире, пикселей больше (хотя в одном из обзоров все иллюстрации были со смазом!), цвета, говорят, поправили.
Пожалуйста, столкните их лбами, чтоб искры из глаз! Это, уверен, многим пригодится. Ответственность за выбор несёт каждый сам, но важно мнение человека «в теме».
И спасибо за блог!
Планируется отдельная статья про 850-ый. У меня уже материал давно собран, но столько камер на руках, что не разгрести :)
Хотел я «стряхнуть» маркетинговую «шелуху» с Nikon D850, но должен признать что камера очень удачная. Стекинг вещь замечательная. А вот экран меня разочаровал, как и фокус пикинг. Дело в том что сам экран ШИКАРЕН! НО! На него подается в LiveView изображение качества fullHD, по которому и работает пикинг. И при просмотре миниатюры показывается маленькая джипеговская превьюшка, как и раньше, а не полное фото. Так что толку от большого разрешения заднего экрана и его углов обзора ровно ноль.
Микросмазы они побороли и это уже очень радует, тем более у них были проблемы на 36 Мпикс, а сейчас 46 и все в порядке, зеркало удалось хорошо демпфировать и затвор
Так что статья будет, следите за новостями!:)
Здравствуйте, а можно спросить совета, если переходить со 2ого марка, то какой марк лучше покупать? 3 или 4? снимаю детскую съемку, часто в динамике и при недостаточном освещении. на остальные мои нужды годятся оба. Смущают некоторые промахи у 4 по фокусировке на открытых. и то, что может понадобится поменять парк оптики. Это резюме из отзывов в интернете.
Здравствуйте Дмитрий! Спасибо за достаточно развёрнутое обозрение и рекомендации по этой камере. Давно (ещё до выхода) интересовался этой моделью. Фотолюбитель со стажем, снимаю с детства и сейчас уже будучи на пенсии и имея много времени, решил плотнее заняться фотографией. Хочу приобрести данный аппарат через амазон или и-бай. Два варианта (комплекта)мне особенно интересны. Учитывая, что одном варианте аппарат продается с объективом с ф.р. 24-105 мм (объектив широкого профиля), но без возможности регулировки диафрагмы, а во втором в дополнение к этому объективу придается длиннофокусный 75-300, да ещё непонятное мне устройство 500mm Telephoto Zoom , то ли насадка, то ли просто обзорный прибор(по типу бинокля) www.amazon.com/dp/B01N063LDR?psc=1 . Что-бы Вы посоветовали и так ли важно отсутствие возможности регулировки диафрагмы на современных цифровых зеркалках? Ведь скорее всего сама электроника при авто-режиме выбирает необходимые параметры?
Мге не нравится фотосенсор 5d4. Я ожидал значительно лучшего качества снимков на высоких ISO, и большей репортажности камеры. Это камера ни для чего, не сильно лучше продвинутых компактов или начальных зеркалок, а по соотношению цена-качество просто дно. А чего можно было ещё ожидать, когда 1dx2 получился в 3 раза дороже чем его функционал?
>> А где смотреть видео 4К?
Идея не в том, чтобы смотреть видео 4К, а в том чтобы иметь запас для кропа и цифровой стабилизации.
Но вот то, что 4К они выдают с кропом, это эпик фейл.
Дмитрий, спасибо за трезвый обзор без надуманных славословий.
Из реальных улучшений в новом пятаке вижу только встроенный вай-фай, для которого мне на мой 1DmII, увы, придётся брать внешний дорогущий фирменный адаптер.
Вроде блог про камеры, объективы... , а комменты читаешь, будто жёлтую прессу изучаешь. Или камера у Canon получилась в аккурат в «желтизну»...
После смены оформления сайта я не могу его читать на виндоусфоне — буквы только до границы серого поля.
Андрей, здравствуйте!
Виндоус-фона у меня нет, но с разными мобильными устройствами на следующей неделе проверю и постараюсь поправить. Вы второй, кто жалуется на то, что отображается как-то всё не слишком удачно. Я сделаю что смогу, чтобы картинки и текст равномерно распределялись на любом экране. Попробуйте через недельку.
насколько изменился ДД по сравнению с марком 3? что с тенями? в марке 3 тени практически не тянулись из-за древней технологии матрицы, у марка 4 матрица уже с АЦП на чипе.
субъективно, из того что видно по РАВам, в марке 4 изменился цвет — такое впечатление что камера стала сильно «желтить». на некоторых снимках даже стала вылазить «зеленка» как у матриц сони.
ваши впечатления?
Сергей, здравствуйте!
ДД
ДД существенно возрос. Тени вытягиваются, в светах большой запас (+3 EV!). Тени тянутся очень хорошо, хоть и не без проблем. Проблема — смещение цветов при очень сильной недодержке (-5 EV). Т.е. шумов не так много, но цвета смещаются в красный. И вообще шумы очень приличные, без бандинга и прочих артефактов. как это достигнуто — пока непонятно, но радует.
Про цвет. Заметил, что цвета на Canon 5D mark IV менее контрастные. Скорее всего, это тоже для того, чтобы иметь запас по светам и теням. Меньше контраст — меньше риска потерять информацию в тенях и светах при ошибках экспозиции.
Похожую ситуацию я видел на последних камерах Олимпус. ДД был мал, потому камера снимала низкоконтрастную картинку, а потом контрастила её профилем. И получилось весьма эффективно, позволило на сенсоре с малым ДД. А здесь, видимо, как доп.средство для увеличения ДД.
Про смещения по цвету пока рано говорить, тут нужно детальные тесты проводить с большой цветовой шкалой или разными цветными объектами и несколькими камерами.
На Sony я заметил странную обработку зеленого и желтого. Скорее всего это нацелено украшательство пейзажных снимков. Иногда получаются очень красивые зелено-желтые оттенки листвы, хотя и неправдоподобные. А вот как она будет себя вести когда зелено-желтые не являются листьями — большой вопрос :) Лучше бы это отключалось.
Присоединенная картинка:
А вот и подробный ответ про цвет. С цветом всё нормально. Т.е. есть игра с контрастом и только.
www.dpreview.com/reviews/...6229562030984623
ребята кто думает про 5d m iv просмотрите этот тест. матрица 5ds r на голову выше 5d m4. 5d m4 дает грубое изображение c низким контрастом. 5ds r как то цвета насыщенее черный чернее, зеленый зеленее а в целом картинка благороднее на порядок. жаль 5ds r пока еще очень дорог. 5m 4 это фастфуд.
я искренне жду nikon d850 и я просто в ярости насколько они нас не уважают а именно наше время. вводят «новики» которые уже давно не новинки. и только потому тянут чтобы высосать у людей больше денег. как то дали ссылку на сайт где тестировался nikon d500 и характеристики 1 в 1 до малейшего и это за 4 года до релиза! т.е он был готов 5 лет назад и когда народ просто умолял дайте нам d500 его не давали. и вот дали но поздно. их монополия пошатнулась, влезла сони и собрала сливки с слюнтяев.
а терь пусть доказывает право на жизнь по сравнению с sony a6500.
а d850 я просто уверен что он готов и никак не хотят показать его
5ds r не универсальная камера, это нишевый продукт для конкретных задач.
марка 3-4 — попытка сделать универсала на все случаи жизни.
но что-то с цветом у марка 4 точно поменялось.
Дмитрий, здравствуйте!
Очень спорное утверждение. У Canon 5DsR (я владелец этой камеры) матрица «шумная» и с артефактами в виде красных точек в плохо освещенных местах.
У Canon 5D mark IV этой проблемы нет. Цвета немного менее контрастные, но это настраивается профилем.
А новинки, да, задерживают. Многое уже давно реализовано в новых камерах. Тот же focus peaking, который никак не могут сделать даже для ЖК экрана в зеркалках, не говоря об оптическом видоискателе, который сейчас работает через электронный фокусировочный экран, на который тоже можно выводить ЖК изображение!
Еще 100 лет и сделают. Но не доживем, боюсь...
Nikon тоже «порадовал»... D810 по сравнению c D800 просто ерунда какая-то. «те же яйца — вид сбоку». Время такое, видимо.
у никона юбилей 100лет будет в феврале 2017. я думаю он стратегически спланировал отдать на откуп кэнон фотокину с 5D m4 и представит скоро или d900 или Df 2й версии.
я думаю все же d900 т.к негласно начинают с никона высокое разрешение видимо под его заказ разработку. выйдет что то в айоне 52 мп а через месяцев 6 сони выкатит 60-70 мп a9r .
но это всего лишь мои догадки.
Про 60-70 мпикс большие сомнения. Даже 50 Мпикс уже накладывают большие ограничения на съемку и делают камеру очень узкоспециализированной. А с камерой имеющей обычный сенсор 35-24мм и 60-70 мпикс снимать с рук будет невозможно.
Шансы на то, что Никон выпустит камеру с сенсором больше, чем 35×24 мм невелики...
А 50 Мпикс будет... рано или поздно у Никон тоже будет... Даже скорее всего 42 Мпикс, которые «снимут» с камеры Сони :)
Дмитрий, приветствую! Отличный разбор интересной камеры. Я владелец первого пятака и пока еще флагмана от Олимпус (без марк2). Да... не оправдал Канон надежд. Особенно адским ценником 3500!!!
Смотрю на B&H и вижу, что за 3,800 можно уже взять 9* б.у. 1ДХ.
Ну да ладно...
Вот интересный момент. Вчера смотрел видео-обзор новой ФФ камеры от Пентакс К1! У очень хорошего блогера Топтыгина. И вот снова загорелся Пентаксом))) У меня был некогда инновационный RICOH GXR со сменными блоками линзоматрицы. У него был потрясающий цвет! Канон (как по мне) и близко рядом не стоял. НО... шумы...были весьма значительны. и никакой гибкости в плане объективов. Продал другу. Но цвета его незабываемы!)))) Пентакс всегда нравился своим подходом к цвету. И в свое время я не выбрал его только по той причине, что Канон был дешевле и доступнее в глубинке.
Ну и хар-ки старых Пентаксов были уж очень небыстрыми. Хотя стаби на матрице — это супер! (Знаю по Олимпусу). И ВОТ!!! К-1!)))) Очень бы хотелось Ваш обзор по нему прочитать. Почему то мне кажется, что сегодня это будет самый настоящий убийца в сегменте ФФ. Если у них остался их цвет, то к неоспоримым плюсам добавляется его смехотворная цена на фоне конкурентов чуть менее2,000долларов. И СТАБ на ВСЕ объективы!!!! А ведь нам известно, что стабилизированные Эльки есть не везде, и стоят на полпорядка дороже нестабилизированных. К тому же Пентакс обещает удивительные результаты по шумам. И миллион настроек камеры на лету. И... ВНИМАНИЕ... ТОТ САМЫЙ ПОВОРОТНЫЙ (причем суперинновационный) ЖК экран! Там он просто восхитительно придуман! Шах и мат!?))))
Андрей, здравствуйте!
Да, ценник за Canon 5D mark IV «загнули». Не очень народная камера получается... Я понимаю студийную 5DsR за эти деньги — она для зарабатывания денег. Но Canon 5D mark IV люди захотят купить просто для себя т.к. она универсальная.
При выборе системы я бы сейчас тщательно оценивал её перспективность. Во-первых, Петакса как такового уже нет, есть Ricoh. Во-вторых, своих сенсоров у них нет, есть Sony (вспомните про это, когда будете думать о «старом цвете на пентакс»).
В третьих продажи «зеркалок» и вообще камер со сменным объективом катастрофически падают, их теснят смартфоны. А бренд Pentax уже и так был несколько раз перепродан ввиду малых прибылей.
Для Ricoh сейчас намного важнее рынок сферических камер и прочих новых направлений. Они могут запросто закрыть направление «зеркалок» и оставить пользователей «у разбитого корыта».
У Canon позиции сильнее. И важный момент — Canon в первую очередь ассоциируется с «зеркальными» камерами. Им крайне сложно отказаться от этого направления и оставить себе только видеокамеры, принтеры и т.д.
приложение: статистика продаж фотокамер за последние годы
Присоединенная картинка:
да так то оно может и так... но это мейнстрим. смартфоны для свадебной и репортажной съемки никогда не станут заменой))) А по сути там нужно всего несколько (3-8) объективов на все случаи жизни. Скажем 24-70 2,8. скажем 70-200 2,8. скажем широкоугольник от той же сигма арт 20 1,4 например. скажем пара-тройка портретников 50, 85, 135мм или около того. И в остальном поддержка уже весьма и весьма условно нужна. Ибо ну вот у меня лет 10 уже первопятак и кроме как почистить бы матрицу, вообще ни о чем не задумываюсь. Ну вот ещё затвор поменять скоро придется видимо. в наличии 24-105 ф4 штатник, до сих пор иногда применяю. как часы работает)) 50 1,4 стремноватый от канона и шикарный 135 2,0!
Вот я бы скажем остановил бы выбор на этом дуэте Пентакса и Канона. Скажем самые энергозатратные объективы 24-70 и 70-200 взял бы на Пентакс. 135 Элька уже имеется. 50 какой никакой тоже есть.
И получается хорошая связка для работы на мероприятиях. Повесил всё это на разгрузку на 2 фотоаппарата и вперед! я как то так это представляю.
Андрей, очень неудобно иметь две камеры разных систем. Вдруг у вас на одной из камер батарейка сядет или просто она перестанет работать по какой-то причине... И весь ворох объективов станет только обузой.
У меня такое было. В камеру Canon 5D mark II упала капля с крыши (снимал в помещении) в район байонета. Камера написала ошибку и перестала работать. Хорошо, что у меня была вторая камера Canon.
Canon 5D mark II потом подсохла и заработала, но если бы замены не было, то я бы все мероприятие был без камеры. Или если бы был пентакс, как вы предлагаете, то был бы я с половиной объективов.
Хотя, честно говоря, я брал с собой, как правило, Canon 50/2.5 для портретов и Canon 100-400/4.5-5.6 для съемок сцены. Изредка заменял первый на 16-35/2.8. Этого хватало на все случаи. Еще вспышка с собой была.
Спасибо за обзор, у меня марк 3, всё время ждал марк 4, даже покупатель на мой фотоаппарат был готов его у меня купить, но ознакомившись с его характеристиками в интернете и прочитав ваш обзор точно понял, что он мне не нужен.Дмитрий, уже два года я ничего не покупаю, пока ваш обзор не почитаю.
Данияль, здравствуйте!
Рад, что мои статьи оказываются для вас полезными!
На современном рынке фотокамер всё сложнее становится отличить рекламную «шелуху» от реальных новых возможностей фотокамеры. Приходится с этим разбираться... А дальше будет только сложнее т.к. производители всё больше хитрят с параметрами камер.
Не берите, у меня тоже марк 3 и нормально работает, всё что нужно пока ещё есть! Вот Вам в нём чего не хватает без чего ну ваще никак уже? Вот я сам себя честно спросил и выяснил, что по большому счёту всё есть и всего хватает! Остального что есть в марк 4 просто хотелось бы, но без него можно прожить и без проблем! Конечно мне на хватает мегапикселей, а кому их хватает? Но я готов протянуть ещё года 4 на 22 мегапикселях, зато без микросмазов и нормально «по мужски» зажимая диафрагму не боясь дифракции и прочих болезней мелкого пикселя! Хочется фокусировки при видео... Ну и всё! Сенсорный дисплей не критично, без вайфая как то и раньше жили, GPS у меня есть внешний, а экспозицию я как-нибудь и так определю по логарифмической линейке как и точку фокусировки! Давайте организуем клуб нелюбителей марков 4!
Вот как то примерно так я и полагал новый Canon. Хотелось бы немного больше узнать про шумы. Пиксель уменьшился, раздвоился, обвязки стало больше, а шумов как ни странно меньше! Кто в ответе за беспредел? Программная часть, аппаратная или обе сразу? Как добились улучшения?
Про GPS не согласен! В студии он не нужен, а вот на природе встроенный не может не радовать! Очень приятно знать где и как был сделан кадр и к какому месту на карте он прикалывается! Это очень удобно при размещении снимков на картах яндекса и гугла! У меня внешний GPS и он вполне удобен пока не нужно убирать камеру в сумку, поскольку выпирает он серьёзно! Преимущества перед встроенным в том, что своё питание, более точный и есть компас! Недостатки в том, что занимает горящий башмак, прилично выпирает и для обновления прошивки нужна windows 7, да и вообще родной софт кривой до жути!
Удручает, что в новой камере нет компаса! Нет ничего проще встроить цифровой чтобы при привязке GPS данных знать в каком направлении была сделана фото! Это удобно и приятно, но этого не сделали! В общем пока останусь при своих, тем более, что действительно революционного как в iphone se ничего нет!
Раз есть интерес, я постараюсь подробнее исследовать тему с шумами, сделаю дополнение к статье.
У вас внешний родной GPS? Вроде можно любой подключить у которого есть USB. Попробую сегодня...
Всё равно с собой Garmin ношу для пешеходных прогулок.
Закачивать с координатами сразу, наверное, удобно. Пока я в гугл не закачивал. Как-это это очень демаскирует где я был :) Может какие-то очень красивые места съемки хочется оставить в тайне дабы их не загрязняли (в своё время мучился нужно ли выкладывать подробную карту с дотами Ленобласти, которые я нашёл по финским картам. Решил, что не надо т.к. как только дот становится известен его начинают использовать как туалет).
Ждите компас в Марке 5! Может еще барометр вставят и тогда точно будет революция в фотографическом деле! :) Кстати, а почему его сейчас не встраивают? Он копеечный и можно писать в файлы высоту. Очень полезно для тех, кто снимает в горах. На местности может даже не так важно т.к. примерно сам помнишь где снято, а вот если поднимаешься в горы, то интересно как выглядит мир с такой-то высоты и как высоко ты забирался.
У меня родной gp-e2. Его можно как вместо вспышки так и по USB! Если вместо вспышки на марк3 или 1dx, то всё будет работать исправно! USB для 7D, но не будет работать компас! Барометр GPS-у не нужен! Там система определения координат wgs-84. Она трёхмерная и высота определяется очень точно (проверял в самолёте)! Хотя вы правы! Без барометров камеры какие то незаконченные получаются и теперь я точно знаю чего мне не хватает!
Зря вы так думаете! Я с GPS хожу очень долго (3д существует с 1984г., как следует из названия World Geodetic System 1984) и точные показания даёт только определение высоты по давлению. Но барометр нужно калибровать... Это не слишком удобно, но необходимо если лезешь в гору (я только на мелкие горки).
Плюс интересно смотреть как меняется погода... график по давлению.
Не знаю, зачем это в камере, но пусть будет! :) Раз уж GPS вставили...
И, кстати, там же есть датчик температуры материнской платы навигатора. Пусть тоже будет в камере! :) Вдруг я в Антарктиду поеду и мне будет очень важно знать замерзает камера или нет?
У меня несколько есть приемников GPS. Два из них компактные и подключаются по bluetooth. Т.е. с камерой не соединить. Ау, Canon! Где мой Bluetooth в фотокамере? :)
А вот третий (мой любимец), Garmin 60Csx имеет USB провод. Нужно только переходник найти miniUSB — USB 3.0.
Должен сказать, что модернизация фотокамер мне напоминает какой-то парад абсурда. Самые полезные и сильно необходимые функции упорно не внедряют, хотя их часто легко добавить, а те без которых можно тысячу лет жить и не вспоминать — вот они.
Согласен, барометр вещь интересная! Сам держу дома Garmin GPSMAP 78S, пользуюсь им в большинстве своём в крыму. Барометр калибрую у чёрного моря! GPS с Bluetooth тоже где то валялся, но кажется я его утерял за ненадобностью.
Хотел когда то часы с высотомером, но подумал зачем они мне? Вообще если нужно много чего фотографического и инновационного, так это к айфону 7+! Там по большому счёту тоже ничего нового, зато какая реклама!
Что мне действительно захотелось в пятаке, так это встроенную шторку окуляра как у единички! Реально удобно, но нету!
Кстати не соглашусь касательно 150000 пиксекльного датчика экспозиции. На мой взгляд вещица полезная, особенно при репортажной съёмке. Он же кроме всего прочего распознаёт сюжеты в частности лица в кадре и диктует свою непреклонную волю автофокусу уже в новом ключе! Когда нет времени сделать это самому приходится доверять автоматике, поскольку больше некому! Я опробовал эту систему на 1DX mark2 и пришёл в абсолютный восторг! Камера очень мало промахивалась и была крайне быстра! Она безошибочно определяла лицо в кадре и именно оно и было в резкости на скорости 14 кадров в секунду! Пятакам конечно такие технологии и скорости не снились, но они реально работают!
Революции действительно не произошло, но задан тренд касающийся комплектации камер. Полагаю теперь все будут придерживаться именно его! Что до необходимых функций, то их будут в час по чайной ложке! Нельзя делать совершенные камеры, иначе нечего будет улучшать!
Не просто же так выпустили 6D! Она хорошая, но искусственно задушенная, за то в ней есть WiFi! и GPS и 5D mark3 где вроде бы всё есть для отличного фотографирования что только можно, но хочется чего то ещё потому что знаешь что есть 6D!
Полагаю Вам нужно написать статью об идеальной камере с учётом того что уже есть на рынке и наших пожеланий что касается аппаратной и программной части.
Такие Garmin'ы для суровых условий очень уважаю. Потому и кажется мне, что иметь два GPS-а это уже излишество. Нужно бы Garmin подключить просто. Ведь сажает же аккумулятор прилично функция GPS.
Кстати, забыл написать, что более высокое разрешение требует нового процессора, который и поставили. А новый процессор жрёт больше мощности. Из этого следует то, что аккумуляторы быстрее садятся. Я это хорошо замечаю по своей 5DsR. Потому можно пользоваться нормально только с батарейной ручкой (это не 5дм2, когда имея бат.ручку я просто забывал когда заряжал. Теперь заряжаешь почти каждый день).
И вот к этому «счастью» они добавили GPS, который ускорит разрядку аккумов. Стоит посмотреть на его необходимость еще и в этом ключе, как мне кажется.
А также Wi-Fi и NFC. Не знаю, разряжают ли они когда отключены.
Мне кажется если ставить энергомкие дополнения, то нужно и аккумулятор мощнее ставить. Относительно новый LP-E6N как-то не спасает. Хотя он у меня новый и 2 шт. в бат.ручке.(каждый по 5500руб, кстати).
Заметим, что «1800mAh (LP-E6) vs 1865 mAh (LP-E6N) capacity.».
Чувствуется существенное обновление! :) Я вот не почитал про ёмкость, купил новый. Теперь жалею... Мог бы старый намного дешевле взять.
Еще бы. На камерах 1D всё работает как надо.
А вот на 5D может так не работать. Я лично ставлю на мероприятиях вспышку в режим «М» и контролирую расстояние до объекта съемки. Получается 100% правильно по экспозиции, если однотипные сюжеты.
Тоже самое с фокусом по лицам. Если в кадре несколько лиц, то как себя поведет камера?
Даже FUJI X-T2, где на это сделан большой упор и в целом функция распознавания лиц реализована отлично промахивается, если в кадре несколько лиц на разном расстоянии.
Не проще ли фокусировочную точку на лицо поставить?
Хотя если «строчить» 14 к/c, то просто нет времени. Нужно жать «гашетку» пока пока противник с криками разбегается :))
Но Focus Peaking уже существует лет 5 (?). Его-то можно было добавить...
Это можно. Но тогда мы будем сильно расстраиваться думая о том, что могло бы быть, но будет лет через 50 :)
Про продукцию Apple. Странные продукты. В целом работают они хорошо, но наступает момент, когда устаревшие ipad и iPhone начинают безбожно тормозить. Возможно, это из-за постоянных обновлений системы. Но откатить систему нет возможности. Так что на самом деле это враждебная для пользователя среда.
Про Макбуки пока не скажу, у меня он конца 2015г и еще не успел морально устареть. Хотя я уже видел пользователей макбуков, где всё летало, а теперь едва ползёт и никакими hard reset не лечится (а другого средства нет).
С другой стороны подарили мне тут планшет Андроид. Как же у него всё не по человечески сделано... Какой-то бардак на рабочем столе и интуитивно непонятен — требует освоения (ipad в принципе освоения не требовал — понятен даже ребенку. Хотя функции планшетов одинаковые). Хотя вещь вроде бы примитивная. Будучи избалованным интерфейсом от Apple сложно осваивать Андроид. Т.е. идеальной системы нет...
iPhone 7 навевает грустные мысли о том, что он будет также тормозить через пару лет. Хотелось бы купить что-то на старых системах, которые работали бесконечно без тормозов и можно было систему чистить. Но с них уже не отправишь картинки на современные устройства, не встанут новые мессенджеры и т.д.
Сочувствую с аккумулятором! Нам постоянно впаривают старое под видом нового, так что это нормально! Небольшой прирост на 3% преподносят как увеличение в одну целую 03 раза! Проклятый маркетинг! Касательно того что возросшие производственные мощности стали жрать больше полностью согласен! Не понятно только почему технологический процесс везде мельчает, а жрёт по прежнему! Насколько я знаю разрядка аккумулятора идёт всегда когда он вставлен, а камера отключена и меньше, когда он сам по себе. Встроенный GPS может работать или не работать когда камера выключена в зависимости от режима. Главное не забывать про него, а то он на крысе запросто высосет весь аккумулятор, а когда дойдёт до дела останешься ни с чем! Что до вайфая то полагаю он отключается вместе с камерой и вряд ли тут есть подводные камни.
Я кстати не обратил внимание как выбираются лица из нескольких, но полагаю приоритет будет отдан ближайшему наилучшему лицу или в пределах активной зоны фокусировки. На 1D я снимал в режиме следящего автофокуса и скорость была такова, что одной точки для лица было мало, поскольку оно постоянно двигалось! Одна точка подойдёт для 5D при неспешной съёмке, но абсолютно не пригодна для репортажа как оказалось!
Про Apple соглашусь! Они действительно по ощущениям придушивают старую технику, хотя в принципе она вполне работоспособна! У меня так было с iPod touch. Он уже начинал глючить, к тому же издыхал акумулятор, который там изначально дохлый стоял только для музыки и видео, но не для игр, перестал обновляться, короче я его отдал пока он не издох полностью. Как выяснилось он пашет до сих пор! А вот ipad 4 оказался на редкость живучим и перспективным. Он отлично работает до сих пор без каких либо проблем! Ipad mini2 тоже радует особенно тем, что без изменений внутренностей жил два года! Но долmше всех жили iphone 4/4s! Трудно найти более живучий смартфон! Однако полагаю что несмотря на то что техники серьёзно поумнела, время её поддержки будет сокращаться! Вот уже и от 3,5mm отказались!..
Хороший вопрос почему устройства потребляют всё больше, а не меньше, как следовало бы из технологий энергосбережения в электронике, которая совершенствуется.
Отчасти дело в более мощных процессорах, которые должны обслуживать весь этот беспредел с: DualPixel AF, «датчик RGB+IR разрешением 150 000 точек.», GPS, Wi-Fi, NFC и проч.
Потому я и «голосую» за то, чтобы не ставить лишнего. Кому нужна камера, которая садится через час? Sony A7 оставила смешанные впечатления, когда я впервые её взял на съемки. С одной стороны отличный ДД, хорошо тянется снимок из теней. А с другой — она села через 1 час съемки!!! (зимой, хотя я и убирал её в сумку сразу после снимков). А я проводил тогда обучение, которое длится 1.5 часа. Вот это было фиаско...
Любая более-менее серьезная съемка предполагает некоторую автономность камеры. Планета большая... Не везде есть розетки. Особенно в самых интересных местах розеток нет.
Казус с аккумуляторами был и в недавней поездке в Египет с БЗК Olympus E-M10 Mark II. Показывала полный заряд, а когда я приехал на место после двух кадров «батарея разряжена». Сказать, что я был расстроен — ничего не сказать. Потому как я ехал целый час туда по горной дороге и следующего раза не ожидалось. Да и не безопасно там кататься часто. Вот как раз у Олимпуса есть w-fi и куча всяких энергоёмких «фишек».
Я тогда подумал — вот бы мне банальный Canon 1D (хотя бы mark IV) без всех wi-fi/gps и прочей туфты. Я бы столько отснял!!!
Это я всё к тому, что в первую очередь камера это инструмент съемки. Всё остальное нужно добавлять только если от этого не страдает основная функция. А автономность камеры — очень важный момент от которого зависит состоится ли съемка вообще.
Производители фототехники не зря научились петь такие сладкие песни про датчики с тысячами точек и проч. Они видят, что любители падки на всю эту ерунду
Видел обзор Canon 5D mark IV где обозреватель сказал, что камера устарела т.к. в Nikon D5 уже 1млн ISO. Вот он в своем уме был, когда это говорил? Он видел этот 1млн ISO?
Его нельзя использовать. А то что нельзя использовать, то и не стоит принимать во внимание. Вот стряхнуть всю «шелуху» с новой камеры и посмотреть трезво.
В целом я даже немного рад, что продажи «зеркалок» падают. Наконец огромное число людей совсем не разбирающихся в фотосъемке не будут диктовать, что в камере нужно, а что нет.
Они же все равно не снимают ничего, а остальные вынуждены пользоваться камерами адаптированными для новичков. Останутся только те, кто действительно увлекается фотографией и хочет снимать, а не подсчитывать количество точек экспозамера и ругаться, если в в камере не последняя версия Wi-Fi / BT.
Репортаж бывает разный. Есть репортажная съемка с корпоративных мероприятий, которой я занимался и там вполне хватит одной точки.
А есть спортивные мероприятия, где нужно строчить сериями и ставить следящий фокус — там нужны области точек и желательно распознавание.
Но под все виды съемок камеру не «заточишь». Или это стоило бы очень больших денег.
Тот же 1D X mark II и так дорогой, а если к нему добавить разрешения, то 1) станет сложно снимать с рук 2) стоить будет раз в 5 дороже т.к. нужна куча сопутствующих изменений в камере.
Apple. У жены зверско тормозит iPad2. Уже не знаю, что с ним делать... Все перезагрузки и сброс кэша не помогают. Выбросить хочется.
У нас у обоих iPhone 4s (ретрограды :) ). Оба тормозят. Свой буду менять пока что на iPhone SE т.к. мне нужен простой интерфейс и чтобы многие сервисы работали без проблем. Как и хорошая камера.
Я тоже смотрю в сторону iphone se! Там есть почти всё что хочется на достаточно высоком уровне и по приемлемой цене!
Сегодня камера без лишнего хлама это 5D mark3. В 2012 году там было почти всё что можно представить для счастливой жизни, сегодня там необходимо и достаточно, ну кроме разрешения конечно!
1млн! чувствительности это конечно круто, но страшно! Я подозреваю наличие инопланетных технологий маркетинга! Полагаю что реальная чувствительность примерно как у единички поскольку земными технологиями физику пока не обойти!
Сочувствую с айпадом! Боюсь его придётся определить в семейный музей старой техники. С некоторых пор такой будет появляться в каждой семье, поскольку множится техника, которая устарела, а выкинуть или сдать на переработку жалко!
Что до того что останутся одни энтузиасты фотосъёмки, которым не важна последняя версия BT и WiFi и наличие GPS, полагаю что не скоро! Теперь наличие и того и другого уже прочно вписано маркетологами в корпус «правильной» камеры! Теперь с этим придётся жить и победу в войне девайсов одержит тот, кто первым додумается встроить компас, барометр, датчики температуры и влажности в свои камеры! Но и это ещё не всё! Выиграть битву не значит выиграть войну! Войну выиграет тот, кто первым будет делать фотокамеры под управлением windows 10!
Согласен про Canon 5D mark III, но разрешение на сегодняшний день маловато для пейзажа, например. Чисто репортажная камера.
1млн ISO на совести Никон.
Технику старую можно в музей, а можно в разборку для изучения технологий. Скоро будем разбирать Canon 20D, который мне прислал для этих целей один из читателей блога. Она, конечно, устарела, но технологии меняются не так быстро как нам бы хотелось. Пока всё не выжмут до капельки, будут 10 лет клепать одно и тоже. Так что многое повторяется в новых камерах. Думаю, всех порадуют внутренности камеры Canon :)
Привет всем! Что по мне, CANON, впрочем как всегда, обманула ожидания. На ту же самую булочку, как и ранее, посыпала чуть больше мака, особо не заморачиваясь с её начинкой... Являюсь владельцем 5D Mark III. В сентябре, специально перед поездкой в Грецию, поплакал над денежками и купил вторую, тревел, камеру, Olympus OM-D E-M5 Mark II Kit, в комплекте с 12-40mm f2.8 PRO, с бесплатным дополнительным аккумулятором и батарейными ручками (боковой хват и батарейная) за вполне вменяемые денежки. Проснимал на него всю поездку, это 13 дней, впечатлений масса и, чтобы быть справедливым, не только положительные. Приехав домой, взял в руки 5D, с ощущением кирпича, а не высокотехнологичного продукта на сегодняшний день, и мыслью о том, что им мешает сделать её по-настоящему удобной, как это делают их «беззеркальные» конкуренты. Не вникая в тонкости снимков с обоих камер, а разница действительно есть, держишь в руках Olympus и понимаешь, что люди делали камеру для людей, даже при всех её относительных «минусах». Только берёшь в руки 5D, то по привычке начинаешь искать те удобства, которые имеются в беззеркалке, и отсутствие этого начинает бесить. Правильно написал Дмитрий, давным давно все самые вкусные особенности, внедрены конкурентами: и поворотный экран, и стаб в «тушке», и «горизонт» в видоискателе, и Focus Peaking, и полноценная съёмка панорам и ещё много-много чего... Нет, CANON, как всегда, топчется практически на месте, добавляя сенсорный экран, GPS (интересно, сколько он стоит) и аж 8 мегапикселей... ))) Лично я даже не знаю, чем это объяснить, а тем более объяснить нынешнюю цену 5D Mark III, даже на фоне кризиса. Пр стоимость IV-ки, я просто промолчу... В общем, печально всё это. На Youtube есть отличный «обзор» IV-ки, но вместо смеха, он вызывает только сожаление к политике компании CANON. Если Дмитрий не удалит, вот ссылка на эту шутку: www.youtube.com/watch?v=UPLE9PF0-w8
Рашит, здравствуйте! Вы всё правильно сказали про удобство беззеркалок (правда, не все модели удобны! и без батарейной ручки они не очень удобны в хвате). Canon выпустил «застойную» камеру... Не знаю чем это объясняется.
GPS модуль стоит копейки, он сейчас даже в самых дешевых смартфонах. Тач-скрин тоже.
Справедливости ради миллион ISO У Nikon это полная туфта. Современные камеры до сих пор не вышли на нормальную по чистоте картинку выше ISO 3200. Так что можно хоть миллион, хоть миллиард писать в рекламном проспекте, а толку ноль.
4K — дань моде. Реально он пока тоже не нужен и все равно на кропе он или без кропа. Тем более разницы по детализации видимой не будет, только на объективы влияет.
Если бы Canon был такой один... А то ведь Nikon нас тоже не особо радует инновациями последнее время. Собственно оба «зеркальных» лидера застряли. Сони же развивает свою тупиковую ветвь с полупрозрачным зеркалом... Вряд ли когда-либо такая серия камер станет популярной, в отличие от БЗК Сони.
Шутку оставил, конечно :) Она по теме.
Согласен во всём, справедливо. ))) Ничто так не простимулирует этих «мастодонтов», как снижение продаж. Втайне, я очень на это надеюсь. ))) Спасибо!
не простимулирует. ФФ зеркалки просто начинают сдвигать в про- сегмент. там цена большого значения не имеет (списывается с налогов). зато критичны качество. поэтому новые ФФ линзы имеют уже ценники 2000—3500долл.
рынок кропа скорее всего отдадут беззеркалкам. поэтому наконец-то появился вменяемый кенон М5.
об олимпусе. у меня был он. все хорошо, но светлые линзы имеют бешенные ценники, матрицы шумят уже на базовом ИСО. при этом систему с светлым зумом в карман не положишь. тогда уж проще снимать на смартфон в отпуске, как многие и делают.
Сергей, я точно также думаю. Полнокадровые «зеркалки» будут «уходить в небо», а БЗК поборются со смартфонами.
Добрый день!
Точно не скажу, но кажется в описании самого Кэнона сказано, что Dual Pixel RAW (DPRAW) работает только в их DPP! И только там! и вроде даже они примеры приводили, как меняют фокус в DPP.
Игорь, здравствуйте! Да, Dual Pixel RAW (DPRAW) работает пока только в DPP (Adobe только обещает частичную поддержку в будущем). Или не работает... Тут уж как точнее сказать непонятно. Ибо смещение фокуса настолько мизерное, что его сложно увидеть глазом.
На этом сошлись все обозреватели (в частности DPreview хорошо исследовал эту функцию), я видел много примеров. Может функция получит какое-то развитие в будущем, но на сегодня она полностью бесполезна (работающий пример я видел только в от самого Canon).
blog.lexa.ru/2016/09/02/5...svetah_o_da.html
Попрошу оригинал DPRAW, попробую. О результатах сообщу. Что-то они выглядят очень эфимерными даже по указанной ссылке.
Дмитрий , спасибо за дельный и трезвый обзор! А то большинство обзорщиков уже достали за видео 4К с кропом и прочую лабуду не обращая внимания на действительно улучшенный сенсор! Это же фотоаппарат. Да, с батблоком «обули»... Подождём следующее поколение, может и беззеркалку родят полнокадровую...
Всегда пожалуйста!
Да, с обзорами на современные фотокамеры есть перекос. Многие упираются в какие-то несущественные детали, которые на самом деле никаких бонусов и не дают. Тем более что тех кто снимает на фотокамеру (!) видео гораздо меньше тех, кто снимает фото.
Надеюсь Canon выстоит в этой фотографической войне с Sony / Nikon. Он чаще делает инновации и цены ниже, потому я им сопереживаю :)
Отлично написано! все статьи так надо писать ) Ну по камере все предсказуемо: сделали чуть лучше, но недостаточно для того чтобы не покупать следующий Марк 6. Я прям уверен, что это уже и есть тот самый Марк 6 просто ко времени его разлочат и накинут 25% к цене за шильдик ). А вообще я думаю в кеноне решили оптимизировать ассортимент на фоне снижения спроса на фотоаппараты. И эту свадебную линейку хотят сделать любительской. Оставят единичку и пойдут по пути фуджи с кропнутым СФ. На 5DsR обкатают нюансы. Скоро на владельцев Марков будут пальцем показывать, как сейчас, на владельцев любительских кропов ). Готовьте денежки на новые объективы, усиленные штативы, на новые синхронизаторы у которых разъём чудесным образом не будет совпадать со старым форматом ) Руки проклятых расхитителей доходов граждан уже готовятся шарить по вашим карманам )
Поторопил события, не Марк 5-6, а 4-5, но я думаю суть не изменится
Чем больше проходит времени, тем действительность становится ближе к вашей теории заговора. Что поделать... Это еще фантасты в 60-ых годах прошлого века описали. Изделия, которые раздражают отдельными функциями, чтобы всегда оставалась легкая неудовлетворенность. И чтобы эти изделия легко ломались (вспомним сколько было разбито в последнее время айфонов). Когда-нибудь обязательно доведут до абсурда.
Меня на сегодняшний день удивило, что в рекламе много места оставили чисто программным улучшениям. Камера превращается в операционную систему. Может потому и Wi-fi теперь есть :) А скоро еще GSM модуль поставят и большой экран. Можно будет обновиться с 5дм4 на 5дм5 просто заплатив и нажав кнопочку обновить. Хакеры станут архиважными людьми.